3 июня 2008 года состоялось заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по вопросам «О надзоре за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации эксплуатантами АОН и частными лицами, эксплуатирующими сверхлегкие летательные аппараты»
С докладом на заседании коллегии выступил заместитель Руководителя Ространснадзора Владимир Солдатов
«О надзоре за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации эксплуатантами АОН и частными лицами, эксплуатирующими сверхлегкие летательные аппараты»
Специалисты Ространснадзора и его территориальных управлений при осуществлении своих функций в своей деятельности опираются на нормативную базу, регламентирующую деятельность АОН. На сегодняшний день эта нормативная база ограничивается лишь отдельными правилами. Это прежде всего Воздушный кодекс, ФАП, АН, типовые программы подготовки и методические рекомендации.
Формирование нормативной правовой базы для авиации общего назначения должно охватывать все виды деятельности АОН по всем элементам авиационной системы, а именно, воздушные суда, производство полетов, подготовка авиационного персонала, процедуры технического обслуживания воздушных судов, деятельность субъектов АОН, использование воздушного пространства и др.
Структура авиационных правил АОН должна быть увязана со структурой действующих ФАП коммерческой гражданской авиации.
Одним из вариантов построения структуры авиационных правил АОН Российской Федерации, является использование в качестве прототипа европейского опыта разработки авиационных правил.
Сегодняшнее состояние нормативной базы АОН позволяет нарушителям воздушного законодательства оставаться безнаказанными.
В последние годы в гражданской авиации России наблюдается интенсивный рост числа эксплуатантов авиации общего назначения. Если на 1.01.2004 года в России было 43 эксплуатанта АОН, то на 1.01.2008 года их было уже 193 (рост в 4,4 раза). На 15 мая 2008 года в гражданской авиации России уже зарегистрировано 193 эксплуатанта авиации общего назначения. Очевидно, что количество эксплуатантов АОН имеет ярко выраженную тенденцию к росту и уже превышает количество эксплуатантов коммерческой гражданской авиации.
Внесение изменений в ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование легких и сверхлегких воздушных судов в части авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения свидетельства (сертификата) эксплуатанта» привело к увеличению количества регистрируемых воздушных судов данной категории. Также приросту ВС в реестре способствовало введение в действие Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов, которыми отменено положение о необходимости предоставления при регистрации сертификата летной годности воздушного судна.
В Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая единичные экземпляры зарегистрировано всего воздушных судов АОН - 1030, из них 676 единичных экземпляров воздушных судов, из них 398 сверхлегкие.
По существующей статистики ежемесячно регистрируется около 50 ЕЭВС. Летают они, естественно, без Свидетельства эксплуатанта АОН, и, соответственно, без контроля и надзора над ними со стороны Ространснадзора. В соответствии с действующим законодательством органы государственного надзора надзирают за той частью авиации общего назначения, которая установленным порядком прошла регистрацию и получила свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения, хотя и по ним информация в Центральный аппарат Ространснадзора поступает нерегулярно
Концентрация эксплуатантов АОН приходится в основном на территориях, подконтрольных Центральному УГАН, Приволжскому УГАН и Южному УГАН.
Учитывая сложившуюся ситуацию и тенденции в развитии, в России в 2008 году и последующих годах следует ожидать дальнейшего увеличения количества эксплуатантов АОН, а также резкого увеличения количества граждан и юридических лиц, регистрирующих легкие и сверхлегкие ВС без получения Свидетельства эксплуатанта.
По состоянию на май 2008 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано всего 6080 воздушных судов. Исходя из вышеприведенных цифр, воздушные суда авиации общего назначения составляют из них около 18%. Из них 12% единичные экземпляры, из которых 7% сверхлегкие воздушные суда.
Следует также учесть, что в целом по России зарегистрировано не более 20 - 30% от общего количества ВС -юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев воздушных судов, использующих летательные аппараты. Остальные 70-80% летают без Свидетельства эксплуатанта, зарегистрировав воздушные суда по требованиям Федерального закона Российской Федерации № 114, либо вообще без регистрации воздушных судов.
По неофициальной информации [highlight]в России эксплуатируется более 4500 незарегистрированных воздушных судов[/highlight].
По незарегистрированным воздушным судам государство не располагает достоверной информацией об авиационном персонале, о местах их базирования и маршрутах полетов.
В большинстве случаев полеты незарегистрированных воздушных судов производятся с незарегистрированных посадочных площадок, имеющих неопределенный статус и находящихся вне контроля со стороны государственных органов.
Сверхлегкие и аэростатические воздушные суда, как правило хранятся в гаражах или на дачных участках. Они очень мобильны. Перевозятся с место на место на прицепе или просто в багажнике автомобиля, что создает значительные трудности для контроля за ними.
В сложившейся ситуации большая часть нарушений воздушного законодательства в остается безнаказанной.
(Продолжение следует)
С докладом на заседании коллегии выступил заместитель Руководителя Ространснадзора Владимир Солдатов
«О надзоре за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации эксплуатантами АОН и частными лицами, эксплуатирующими сверхлегкие летательные аппараты»
Специалисты Ространснадзора и его территориальных управлений при осуществлении своих функций в своей деятельности опираются на нормативную базу, регламентирующую деятельность АОН. На сегодняшний день эта нормативная база ограничивается лишь отдельными правилами. Это прежде всего Воздушный кодекс, ФАП, АН, типовые программы подготовки и методические рекомендации.
Формирование нормативной правовой базы для авиации общего назначения должно охватывать все виды деятельности АОН по всем элементам авиационной системы, а именно, воздушные суда, производство полетов, подготовка авиационного персонала, процедуры технического обслуживания воздушных судов, деятельность субъектов АОН, использование воздушного пространства и др.
Структура авиационных правил АОН должна быть увязана со структурой действующих ФАП коммерческой гражданской авиации.
Одним из вариантов построения структуры авиационных правил АОН Российской Федерации, является использование в качестве прототипа европейского опыта разработки авиационных правил.
Сегодняшнее состояние нормативной базы АОН позволяет нарушителям воздушного законодательства оставаться безнаказанными.
В последние годы в гражданской авиации России наблюдается интенсивный рост числа эксплуатантов авиации общего назначения. Если на 1.01.2004 года в России было 43 эксплуатанта АОН, то на 1.01.2008 года их было уже 193 (рост в 4,4 раза). На 15 мая 2008 года в гражданской авиации России уже зарегистрировано 193 эксплуатанта авиации общего назначения. Очевидно, что количество эксплуатантов АОН имеет ярко выраженную тенденцию к росту и уже превышает количество эксплуатантов коммерческой гражданской авиации.
Внесение изменений в ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование легких и сверхлегких воздушных судов в части авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения свидетельства (сертификата) эксплуатанта» привело к увеличению количества регистрируемых воздушных судов данной категории. Также приросту ВС в реестре способствовало введение в действие Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов, которыми отменено положение о необходимости предоставления при регистрации сертификата летной годности воздушного судна.
В Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, включая единичные экземпляры зарегистрировано всего воздушных судов АОН - 1030, из них 676 единичных экземпляров воздушных судов, из них 398 сверхлегкие.
По существующей статистики ежемесячно регистрируется около 50 ЕЭВС. Летают они, естественно, без Свидетельства эксплуатанта АОН, и, соответственно, без контроля и надзора над ними со стороны Ространснадзора. В соответствии с действующим законодательством органы государственного надзора надзирают за той частью авиации общего назначения, которая установленным порядком прошла регистрацию и получила свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения, хотя и по ним информация в Центральный аппарат Ространснадзора поступает нерегулярно
Концентрация эксплуатантов АОН приходится в основном на территориях, подконтрольных Центральному УГАН, Приволжскому УГАН и Южному УГАН.
Учитывая сложившуюся ситуацию и тенденции в развитии, в России в 2008 году и последующих годах следует ожидать дальнейшего увеличения количества эксплуатантов АОН, а также резкого увеличения количества граждан и юридических лиц, регистрирующих легкие и сверхлегкие ВС без получения Свидетельства эксплуатанта.
По состоянию на май 2008 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано всего 6080 воздушных судов. Исходя из вышеприведенных цифр, воздушные суда авиации общего назначения составляют из них около 18%. Из них 12% единичные экземпляры, из которых 7% сверхлегкие воздушные суда.
Следует также учесть, что в целом по России зарегистрировано не более 20 - 30% от общего количества ВС -юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев воздушных судов, использующих летательные аппараты. Остальные 70-80% летают без Свидетельства эксплуатанта, зарегистрировав воздушные суда по требованиям Федерального закона Российской Федерации № 114, либо вообще без регистрации воздушных судов.
По неофициальной информации [highlight]в России эксплуатируется более 4500 незарегистрированных воздушных судов[/highlight].
По незарегистрированным воздушным судам государство не располагает достоверной информацией об авиационном персонале, о местах их базирования и маршрутах полетов.
В большинстве случаев полеты незарегистрированных воздушных судов производятся с незарегистрированных посадочных площадок, имеющих неопределенный статус и находящихся вне контроля со стороны государственных органов.
Сверхлегкие и аэростатические воздушные суда, как правило хранятся в гаражах или на дачных участках. Они очень мобильны. Перевозятся с место на место на прицепе или просто в багажнике автомобиля, что создает значительные трудности для контроля за ними.
В сложившейся ситуации большая часть нарушений воздушного законодательства в остается безнаказанной.
(Продолжение следует)