Рамостроители велосипедов о сталях:
4130 - стальной сплав, содержащий следующие основные легирующие компоненты: 0,28-0,33% углерода, 0,8-1,1% хрома, 0,4-0,6% марганца, 0,15-0,25% молибдена, 0,15-0,25% кремния и 0,04% фосфора и серы. Остальное - старое доброе железо. Как видно, содержание углерода в стали 4130 - такое же, как и в стали 1030, однако наличие других легирующих примесей обуславливает значимое различие их свойств, главным из которых для нас будет увеличение пределов прочности и упругости. Пределы прочности и упругости составляют соответственно 561 и 361 МН/м2. Как видно, эти значения не намного превышают пределы прочности и упругости стали 1040. Однако сталь 4130 отличается меньшим содержанием углерода, большей коррозийной стойкостью и может применяется при изготовлении достаточно дорогих рам. Соответственно, переменный профиль, баттинг и гидроформинг широко применяются.
Как и у других сталей, свойства 4130 стали сильно зависят от способа последующей термической обработки. Так, предел прочности закаленной стали 4130 может достигать 1200 МН/м2 (но при этом она также становится достаточно хрупкой).
Температурная обработка проводится после сварки рамы. Если после сварки не проводится закалка хромомолибденовых рам, то стыки труб, которые нагревались при сварке, оказываются отожженными ("отпущенными"). Поэтому рамы, изготовленные из закаленных труб и не подвергаемые закалке после сварки, оказываются существенно слабее, чем могли бы быть. Еще один вариант получить качественную раму и избежать отпуска закаленных хромомолибденовых - пайка рам на узлах. Об этом и других методах изготовления рам поговорим далее.
Полный текст статьи в файле