Разрушение винта в воздухе.

Mihel

Luciole #83
Откуда
Одинцово
Все закончилось благополучно. Ниже по ссылке есть видео данного события.
relentless.jpg



http://www.eaa.org/news/2010/2010-09-15_relentless.asp
 
Был как то свидетелем разрушения винта на взлете  метрах на 4. Хлопок как выстрел
 
Действительно, 2-х лопастной винт, как хлопок выстрела показался и облачко небольшое.
Потом пилот после посадки все веселился, мол в первый раз взлетел на самолете, а садился на планере.

Слава Богу все закончилось хорошо.
 
Кондратьев в свое время на самоделки советовал ставить исключительно моноблочные винты... А щас мода пошла на разборные. Интересно, разрушение разборного винта не по стыку , а чуть дальше от комля(по дереву)-причина того что он не моноблочный? Вроде и излом по дереву
 
ПОХОЖЕ СЛОМАЛАСЬ ЛОПАСТЬ, А ПОТОМ ОТ ДИСБАЛАНСА ВЫРВАЛО ВЕСЬ РЕДУКТОР ВМЕСТЕ С КУСКОМ КАРТЕРА. А ПИЛОТ МОЛОДЕЦ ,- НЕ СПАНИКОВАЛ И АККУРАТНО ПОСАДИЛ МАШИНУ.      У НАС ОСЕНЬЮ  БЫЛ АНАЛОГИЧНЫЙ СЛУЧАЙ НА АЭРОШЮТЕ (дв. еа-82  Н=120 м.)  СЛОМАЛАСЬ НА КРАЮ ОКОВКИ БЛИЖЕ К КОМЛЮ (брак производителя). СНАЧАЛА НЕ ПОНЯЛИ В ЧЁМ ДЕЛО. ЧЕРЕЗ 7-8 СЕКУНД ВЫКЛ. ДВИГАТЕЛЬ. ПОСАДКА БЕЗ ПРОБЛЕМ (внизу было хор. поле).  ВИБРАЦИЯ БЫЛА СИЛЬНЕЙШАЯ. ЗА ЭТИ СЕКУНДЫ "УЛЕТЕЛ" ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР,СОСКОЧИЛ РЕМЕНЬ ГЕНЕРАТОРА, РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК, РАЗБИЛО ПОСАДОЧНОЕ МЕСТО ПОДШИПНИКА НА РЕДУКТОРЕ. ЛОПАСТЬ ПРОБИЛА КУПОЛ (надо-же было попасть именно туда) ПРИШЛОСЬ МЕНЯТЬ СЕКЦИИ (АВЕРЬЯНОВ ПОЧИНИЛ - СПАСИБО ЕМУ)
 
У меня был похожий случай в 1988 году на телеге с иж - спортом, винт деревянный из сосны. Оторвало лопасть на высоте 100 метров, зубы от вибрации так дрожали, что кое-как выключил двигатель. До сих пор вспоминаю с содроганием !
 
И у меня два года назад тоже ушли одновременно две лопасти из вальтеровской втулки.
Только высоты было 150, и полоса 500.
 
Разрушение лопасти винта в полёте - Embraer EMB 120 Brasilia,  США, Atlantic Southeast Airlines, местный рейс ASA529, 21 августа 1995 года. Судя по результатам расследования - дефект конструкции. Производитель воздушного винта фирма Гамильтон Стандарт использовала для балансировки лопастей химически активное вещество, которое разъело конструкцию изнутри в зоне крепления ко втулке.

[media]http://www.youtube.com/embed/433bkE3Mlw8[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=0jro-T7SMfY[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=pJBqW21Mu0M[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=6N4jV3xH72o[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=yQQImB3zm3c[/media]
 
Не представляю,что нужно сделать с деревянным винтом-моноблоком,чтобы он разлетелся. Наверное должен быть сделан из цельной сильно сучковатой доски,и оклеен капроновым чулком на казеиновом клею. 😱
 
У меня на взлёте на ДЛТ в 1991 году в деревянный винт попал камушек из под колеса. Лопасть срезало сантиметров на 5. Быстро среагировал, убрал газ, тормозил об сугроб. На химии 2 года назад проволока 6 мм попала на взлёте из под колеса. Вибрация была небольшая, полетел на поле, слил химию (5-6 гонов выполнил) сильно не газуя особо. Одна лопасть была срезана на 3 см, вторая -- покоцана, третья ничего. Восстановили, отбалансировали силами спецов. У соседей "чувашей" незастёгнутая каска слетела с головы на взлёте, попала в винт, от вибрации вырвало двигатель, приземлялся пилот уже без двигателя, отделался испугом. :-?
 
Не представляю,что нужно сделать с деревянным винтом-моноблоком,чтобы он разлетелся. Наверное должен быть сделан из цельной сильно сучковатой доски,и оклеен капроновым чулком на казеиновом клею. 😱

Сейчас вошел в моду клееный брус. Продают везде вместо досок склеен гребенкой на ус вдлину весьма акккуратно и не вызывал поначалу вопросов.  Но клей применненный там это далеко не эпоксидка и нагрузку как оказалось не держит.
Ровно по этим стыкам винт и сломался наработав 10 часов. Хорошо что на земле заметили. Сломался не совсем т.к. брус стоял не в один слой и стыки не совпадали просто винт стал слишком податливый на изгиб и стало видно разрывы стеклоткани зигзагом ровно по этим стыкам.
 
  Во время своей учёбы наблюдал картину:
Инструктор посадил дельталёт для разбора полётов. Я был выпускающим и ио РП. Инструктор сказал чтобы я шёл собирать флажки и ехал на базу, а они вылетят самостоятельно с учебной полосы на базу, а в воздухе ученик ещё немного поуправляет. Дельталёт взлетел, после второго разворота раздался резкий хлопок и двигатель заглох. Дельталёт со снижением скрылся за холмом. Инструктору пришлось сажать аппарат на совхозный хоздвор. После касания врезались консолью в камазовский прицеп, и остановились уже лёжа на боку. Оказывается ученик на земле расстегнул шлем, и он слетев попал в винт. Винт был деревянный моноблочный, двиг. 503. Одну лопасть обломило на четверть, а вторую на пополам. Из картера вырвало все четыре шпилки крепления двигателя, но сам двигатель остался висеть на страховочных тросах. В итоге - отломаная правая стойка шасси, правая боковая труба и правая труба поперечины на крыле. Полностью порван парус. Инструктор и учлёт отделались лёгким испугом.
 
Сейчас вошел в моду клееный брус. Продают везде вместо досок склеен гребенкой на ус вдлину весьма акккуратно и не вызывал поначалу вопросов.Но клей применненный там это далеко не эпоксидка и нагрузку как оказалось не держит.
Да уж! Я на соблазн использования таких досок не поддался,а сейчас использую другой "модный" материал-ЛВЛ брус. Оч. прочная штука!Чувствуется уже при обработке.
 
С незастёгнутыми шлемами совсем беда! Лично я был свидетелем 3 случаев. И ещё один случай: на безмоторной дельте один пилот (будущий КМС) стартовал с одним шлемом на голове, а второй (чужой) висел на поперечине (у тогдашних дельтапланов поперечина не была спрятана). Поэтому учу под зубрёжку всех "...надел шлем, застегнул шлем, подёргал шлем в разные стороны!.."  😡
 
Не представляю,что нужно сделать с деревянным винтом-моноблоком,чтобы он разлетелся. Наверное должен быть сделан из цельной сильно сучковатой доски,и оклеен капроновым чулком на казеиновом клею.

На ветке "особые случаи..." я рассказывал как на дельталете в 84 г. на взлете на высоте метров 50 сначала оборвало 1 лопасть, а потом носок вала вместе со ступицей. Причиной, по всей вероятности, было повреждение песком оклейки винта. и высокие обороты. ВМУ была без редуктора.
Прошлым летом был еще один случай. Испытывали новую самодельную тележку. ВМУ тоже была без редуктора. Двигатель Шкода 744. Диаметр трехлопастного винта 1500. Максимальные обороты должны были быть не более 3500. Долго настраивали винт. Двигатель не выходил на нужный режим. После очередного изменения угла установки лопасти обороты подскочили до 4500. Угол изменили еще раз, угадали. Обороты 3500. Решил попробовать тележку на ходу, оценить тягу. Вырулил на прямую, двигатель на максимум, разгон, хлопок, двигатель взвизгнул и был выключен. Теперь делаем редуктор для другого двигателя. Предполагаемой причиной разрушения было превышение допустимых оборотов. При этом в клеево-резьбовом соединении лопасти и стакана образовались трещинки, на которые мы не обратили внимания. В последствие, при выходе на рабочий режим, срезало резьбу на комле лопасти, лопасть вылетела, а дальше сделала свое дело вибрация.
 

Вложения

  • P7313476_1.jpg
    P7313476_1.jpg
    52,1 КБ · Просмотры: 92
  • P8013483_1.jpg
    P8013483_1.jpg
    77,5 КБ · Просмотры: 85
  • P8013489_1.jpg
    P8013489_1.jpg
    44,5 КБ · Просмотры: 78
Жалко винтяру... А чё кили такие мощные, путевая неустойчивость у телеги? :-?
 
По поводку килей: "корма" тяжелая с автоконверсией, а парусность носовой части большая. Отсюда и размеры килей. Кили, кстати, тоже "укоротились".
 
Назад
Вверх