http://www.aviaport.ru/news/2006/06/23/106681.html
Полеты на острие ножа
Как могут угрожать президенту легкомоторные самолеты, я понять отказываюсь
В пятницу, 16 июня, за день до официального старта, было отменено, пожалуй, самое яркое спортивное событие года - гонка Red Bull Air Race в Санкт-Петербурге. Вразумительной причины запрета гонок так никто и не услышал, неофициальное мнение таково: служба безопасности президента узрела какую-то опасность для гаранта конституции. Как могут угрожать главе государства легкомоторные самолеты, я понять отказываюсь.
Авиационная гонка Red Bull Air Race - это воздушная "Формула-1", придуманная венгерским пилотом Петером Бесеньеи по прозвищу Бешеный. С 2003 года ее спонсирует Red Bull. Как и автомобильная "Формула", авиационный "цирк" путешествует по миру, устраивая этапы кубка в разных странах. Гонки проводятся в центре города над акваториями рек или заливов.
Пилоты преодолевают серию препятствий, стремясь продемонстрировать идеальное прохождение воздушных ворот за минимально возможное время. Спортсмены летят со скоростью под 450 км/ч на высоте 3-10 метров по сложной траектории, подвергаясь огромным перегрузкам. Трасса размечается воротами из гигантских надувных конусов-пилонов, установленных на плавучих баржах. Изготавливаются пилоны из спинакера - материала, из которого делают паруса. Пилоны необычайно легки, особенно вблизи вершины конуса, где толщина материала составляет всего 60 г/кв. м, что позволяет конструкции быть достаточно устойчивой и в то же время безопасной - если задеть пилон крылом, он разрушается, но не повреждает гоночный самолет. Пилоны, отмеченные полосой синего цвета, устанавливаются на расстоянии 14 (!) метров друг от друга. Расстояние между пилонами, отмеченными полосой красного цвета, еще меньше - 10 метров, а размах крыла самолетов - 7,5 метров! Через более узкие "красные ворота" самолет должен проходить вертикально (маневр "острие ножа") - одно крыло смотрит в небо, другое устремлено к земле. Ну, это как если бы пилоты наземной "Формулы-1" проходили узкий поворот всего на двух колесах.
Отдельно про перегрузки. Тело пилота тяжелеет в 10 раз, а кровь из головы устремляется в тело. Если ее не удержать (этот навык вырабатывается длительными тренировками), пилот мгновенно теряет сознание (на высоте метров пять и скорости 400 км/ч)! Отрицательные перегрузки, например, когда пилот летит вниз головой, - тоже не подарок. Следы от лопнувших сосудов на лице после гонки пилоты называют "перегрузочной сыпью". Возможно даже отслоение сетчатки. Двух редакторов нашего журнала прокатили "по маршруту". Один после первого виража тихо отключился и пришел в себя только на земле, поэтому ничего рассказать так и не смог. Другого катали на пониженных скоростях, не допуская чрезмерных перегрузок. Этот редактор после приземления долго не выходил из кабины: от перегрузок не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.
Санкт-Петербургский этап гонки обещал стать особым - впервые гонка должна была состояться поздно вечером. Этому способствовал природный феномен - знаменитые белые ночи. Помешал же гонке другой национальный феномен - удивительная ограниченность российских чиновников. Похоже, у них от власти без всяких перегрузок кровь отхлынула от головы.
Источник: газета
"Ведомости"
Корреспондент: Александр Грек