Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Начали проектировать реплику очередного утраченного пульта управления в кабину. На этот раз взялись за ЦУНП (центральный указатель навигационных параметров из состава навигационного комплекса самолета), располагавшийся в правой части приборной доски второго пилота.

Таких пультов нет на уцелевших до наших дней Ту-144.  Удалось найти лишь одно неполное фото в книге ОКБ Туполева. Также мы имеем схематичное изображение в РЭ на самолет, и размер посадочных мест в приборной доске. Исходя из этого, получилась вот такая конструкция:





Лицевая панель уже отфрезерована из дюрали, как и в оригинале. В настоящее время она анодирована и ждет покраски:



Кнопки будут настоящие. А остальное - муляжи, напечатанные на 3D- принтере.
 

Вложения

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Между тем, снаружи самолета, продолжалась установка ранее снятых для покраски деталей передней стойки шасси. Поставили практически все, осталось три пустых кронштейна для фар, которые случайно обнаружены на прижизненном фото.



 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
После долгих поисков, на прошлой неделе нам наконец удалось приобрести бортовой магнитофон "Арфа-МБ", устанавливавшийся на самолеты 1970х годов, включая Ту-144. Предназначался он для трансляции музыкальных программ в пассажирский салон.



В перспективе он должен заработать по прямому назначению. На штатном месте выглядит так:



Чуть позже удалось приобрести и кассету:



Есть надежда, что на ДОД в салоне будет играть музыка!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Доделали посдветку приборной доски бортинженера. Каждая приборная доска в самолете освещается сразу несколькими светильниками, в которых монтировалась целая гирлянда маленьких самолетных лампочек. Каждый светильник имел ночной красный и дневной белый режимы света с плавной регулировкой яркости. Включалось все через контакторы, плавкие предохранители и автоматы защиты сети. Плюс к тому, каждый прибор имел свою индивидуальную подсветку.



А в первом и втором салонах начаты работы по восстановлению дежурного освещения 27В. Основное освещение осуществлялось линейными светильниками дневного света переменного тока 115/200В 400Гц, причем левый и правый борт питались от разных шин и могли включаться отдельно. Кроме того, в каждом светильнике имелся еще дежурный режим от маленькой лампочки на 27В, который тоже включался отдельно. Пока оживили светильник в переднем гардеробе:



А также в небольшом коридоре перед кабиной экипажа, где теперь заработало штатное освещение на оригинальных лампах накаливания 27В.



Кроме того, продолжали работы по восстановлению электропроводки к пультам-нумераторам пассажирских мест. Как сообщалось ранее, подсветка номеров и транспарантов на них уже работает. Теперь должны ожить собственно кнопки вызова бортпроводника. А на рабочем месте бортпроводников соответственно, должен звенеть звонок. Ближайшая и самая удобная для пробы, кнопка вызова проводника, находится... в переднем туалете! Ее первой и оживили, услышав долгожданный звуковой сигнал.
 

Vladimir1950

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
титанический труд, достойный всяческого уважения. На учебном аэродроме в Самаре (бывший КуАИ) есть Ту 144, оттуда донорством не занимались?
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
титанический труд, достойный всяческого уважения. На учебном аэродроме в Самаре (бывший КуАИ) есть Ту 144, оттуда донорством не занимались?
Совсем недавно мы как раз сообщали о некотором оживлении на борту Самарского Ту-144:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1408374309/405#405

Мы далеко от Самары, были там один раз в 2014 году, о чем также здесь сообщалось.
Разорять один эксплеат, чтобы укомплектовать другой, как-то не очень здорово. Да никто нам этого и не разрешил бы. Тем более, что и брать оттуда на 77106 особо нечего.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Заменили последние четыре сгнившие ручки на шторках иллюминаторов.


На этом реставрация солнцезащитных шторок закончена. Все без исключения работают, все имеют хороший внешний вид, с новенькими блестящими ручками.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
А в кабине восстановили СПУ (самолетное переговорное устройство). Теперь гарнитуры летчиков не просто антураж, они работают. Включаешь СПУ, настраиваешь громкость, нажимаешь кнопку на штурвале, и можно переговариваться! Очень эффектно!

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
А в минувшую убботу на борту Монинского Ту-144 заиграла музыка!
Была закончена профилактик а раритетного бортового магнитофона "Арфа-МБ", который нам удалось добыть не так давно.  Перемотали кассету, проверили сохранившийся на борту оригинальный усилитель и местами восстановили обрубленную вандалами проводку.



И вся система впервые после 45 лет молчания, заработала!
[media]https://youtu.be/TPCxTQ4ICDU[/media]

[media]https://youtu.be/zehxlGhjo40[/media]

[media]https://youtu.be/ttfvfmk4jNA[/media]

Если ничего не случится, то уже 9го мая на традиционный День открытых дверей, посетители смогут увидеть и услышать все это сами. Приезжайте, а лучше - прилетайте!
 

Ходжа

Pigs fly.
Это точно.
Красоту нельзя отнять у самолёта.
Слышал эту песню от автора. Он был у нас на аэродроме в гостях у нашего старшего аэродромного начальника, который, по случайности был его однокурсником.
Шарик, он маленький.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=a7ExXiMkm1s[/media]
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
А в кабине восстановили СПУ (самолетное переговорное устройство). Теперь гарнитуры летчиков не просто антураж, они работают. Включаешь СПУ, настраиваешь громкость, нажимаешь кнопку на штурвале, и можно переговариваться! Очень эффектно!
А рация работает? Авиаэфир можно слушать? :)
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Рация не работает по причине утраты таковой :(
Но мы мечтаем поставить хотя бы приемные блоки, это реально. На самолете стояли радиостанции "Ландыш-20" "Микрон-3А",  а на поздних машинах вместо Ландышей уже ставили "Баклан-20".

Если кто-то готов пожертвовать или продать за минимальные деньги, то мы с удоводьствием!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу приступили к "оживлению" панели приборов бортинженера. Работы начаты с аппаратуры контроля и СОРЦ (сигнализация опасных режимов центральная) двигателей. Засняли на видео режим "Контроль ламп" перед запуском.

[media]https://youtu.be/FGMy_Evgkh4[/media]
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Итак, 29 февраля исполнилось 40 лет, как Ту-144 77106 совершил последнюю посадку в Монино. По этому случаю, мы подготовили лекцию, на которой рассказали о ходе поддержания состояния самолета в наши дни, а также пригласили рассказать о его прижизненной эксплуатации бывшего ведущего инженера по испытаниям Ту-144, С.П.Авакимова и старшего техника Ту-144, бессменного хранителя двух таких самолетов в Жуковском, А.Н.Амелюшкина. Музей любезно предоставил зал, оборудование и разместил афиши мероприятия. На ресурсе РАЭА к сожалению, анонс дать не получилось, форум был на реконструкции.



Присутствовали сотрудники музея, волонтеры и интересующиеся посетители музея. Набралось человек 60-80. Вместо запланированного часа, мероприятие продлилось часа два с половиной или три. Было много вопросов и очень интересных ответов.







Фото взяты с нашего ресурса ВКонтакте, там же можно найти видеозаписи выступлений. Чуть позже выложим на дзене и других ресурсах.

Спасибо всем, кто участвовал.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Минувший субботник был уже будничным. В кабине занимались оживлением панели электросистемы самолета на приборной доске бортинженера. Оживляли вольтметры, показывающие, когда в сети появляется напряжение 27В, соответствующие АЗС и контрольные лампы.





 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
На прошедшем субботнике закончили макет Центрального указателя навигационных параметров (ЦУНП) - одного из утраченных пультов управлееия навигационным комплексом. О его создании мы уже писали ранее.


Задняя крышка к сожалению не сохранилась. Макет установили на штатное место в приборной доске правого летчика.


Одновременно в кабине продолжались работы по оживлению приборной доски бортинженера. Загорается все больше лампочек и цветных транспарантов.

А из далекой Риги получили посылку с очень ценными запчастями, о которых расскажем позже. Очень воодушевляет народная поддержка со всех уголков бывшего СССР, в котором и был построен наш уникальный лайнер.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Музей закрыт для посетителей из-за карантина. Но субботники пока ограниченно про водятся. Самолеты надо проветривать, без присмотра может усилиться вандализм.
21.03.20 в кабине продолжали разбираться с индикацией на приборной доске бортинженера. Новых фото пока нет.

Есть планы в перспективе музеефицировать один из техотсеков самолета, сделать стенку или панель пола из толстого оргстекла, провести подсветку (хотя штатные лампочки уже работают, но они довольно тусклые) и показать так сказать "кишки" самолета: стойки с радиоэлектронной аппаратурой, кабельные жгуты, трубопроводы, проводку управления и т.д.
Изучая то, что изначально стояло, например, в самых доступных для осмотра этажерках при входе в кабину экипажа, выяснилось, что значительная часть блоков до сих пор в ходу, их можно найти либо приобрести:

Авиоматический радиокомпас АРК-15
Радиосистема ближней навигации РСБН-2С
Доплеровский измеритель скорости сноса ДИСС-7
Магнитофон МС-61
Речевой информатор РИ-65Б
Блоки гироцентрали ГЦ-9Е
ЦВМ-10-ТС-44 или Орбита-10

Возможно, модификации будут чуть отличаться от оригинальных, но это лучше, чем пустота. Если вдруг у кого-то что-то из этого валяется, мы с удовольствием заберем или даже выкупим.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Вот и прошло 15 лет с первого субботника.Жаль, что отмечать приходится вне музея.
С 21 марта ЦМВВС для волонтеров закрыт. Закрыты и наши подопечные, включая Ту-144. Попытки уговорить руководство организовать проветривание бортов силами штатных сотрудников, либо одного-двух волонтеров, остаются безрезультатными. О круглогодичном проветривании музеем всех экспонатов по сквозному графику, и говорить не приходится. А ведь сырость наносит ущерб едва ли не больший, чем вандализм. Не говоря уже о рисках для оживляемой электроники, освещения и т.д. Сложно совместить это с планами платных экскурсий на борта, которые разрабатывает музейное руководство.



Остается лишь продолжать ждать разрешения на продолжение работ. Снятие ограничений в Московской области уже началось.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшую субботу состоялся первый полноценный субботник.

Первым делом, открыли все что можно для проветривания. Но погода стоит жаркая и влажная, движения воздуха почти нет. В салоне сыро, пахнет плесенью, прибор показывает 85% влажности. Под панелями облицовки все металлические поверхности покрыты конденсатом. То же касается и проводки. Электричество включать побоялись.

Вот что стало с головным убором, оставленном в салоне перед началом карантина:




В оставшееся время занялись откидным сидением инженера-испытателя в кабине. О нем рассказывалось ранее. Недавно получили из ателье сшитую на заказ обивку.



Каркас уже имеется, а мягкость решили сделать сами.


Вот что получилось.





Оставалось лишь смонтировать все на борту.







Интересно, что согласно документации, все кресла членов экипажа должны иметь сидения в виде литых чаш под парашют. Но по факту они мягкие. Сергей Петрович Авакимов, летавший на 77106 на этом самом откидном сидении, подтвердил, что было оно мягким. Более того, была еще мягкая спинка, крепившаяся на липучках прямо к стене кабины.
 
Вверх