Роторные двигатели

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
А кто знает, по какой причине Мазда и ВАЗ ушли от асимметричной формы камеры сгорания 12А/411?
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
А кто знает, по какой причине Мазда и ВАЗ ушли от асимметричной формы камеры сгорания 12А/411?
Они не ушли. Просто тот двигатель перестали выпускать заменив его другим. Делать разные роторы для передней и задней секций это расточительство. Несимметричная камера изменяла хорактеристики эффективности по оборотам (типа на одних обротах немного лучше, на других немного хуже. С симметричной камерой мотор более "ровный".
 

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
Они не ушли. Просто тот двигатель перестали выпускать заменив его другим. Делать разные роторы для передней и задней секций это расточительство. Несимметричная камера изменяла хорактеристики эффективности по оборотам (типа на одних обротах немного лучше, на других немного хуже. С симметричной камерой мотор более "ровный".
Насколько увидел, литейные заготовки для 411 роторов одинаковые. Обработка разная, но не считаю, что в мелкосерийном производстве это такое уж расточительство - одни роторы зажимать одной стороной, другие - другой.

На каких оборотах выемка даёт улучшение характеристик? Ближе к нижней или верхней границе?

И да, есть ли информация о слоях покрытия эпитрохоиды статора, их толщине и допусках на размер при обработке? Относительно каких точек мерится точность выполнения эпитрохоиды? Можно ли за отправные точки взять отверстия под трубки маслосистемы и стяжные болты? Какой класс шероховатости требуется обеспечить?
 

Sosedko

Композитор - Квиковод
Откуда
Москва
По роторам ВАЗ есть только руководства по эксплуатации ( но с разрезами, схемами и регулировочными данными), в сети они выложены.
Можно пример? Сколько лет не искал, в лучшем случае весь мануал по 415 уложиться в 1 страницу А4. Где можно посмотреть по нему схемы/разрезы?
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
Насколько увидел, литейные заготовки для 411 роторов одинаковые. Обработка разная, но не считаю, что в мелкосерийном производстве это такое уж расточительство - одни роторы зажимать одной стороной, другие - другой.
Отливки разные (зеркальные).
На каких оборотах выемка даёт улучшение характеристик? Ближе к нижней или верхней границе?
Приход сверху, вцелом характеристика волнистая, в то время как у симметричного ровная.
И да, есть ли информация о слоях покрытия эпитрохоиды статора, их толщине и допусках на размер при обработке?
Толщина покрытия не менее 0.3мм, на краях ощутимо больше. Изначально шлифуется в размер на 5 соток меньше теоретического контура. При износе выходит в теоретический. Заложена возможность исправлять контур от износа шлифуя в размер на 5 соток больше теоретического. далее радиальные уплотения становятся подвижными и начинают ускоренно изнашивать пазы в роторе. Точность и контрольные размеры напишу завтра (документы на работе лежат)
Относительно каких точек мерится точность выполнения эпитрохоиды? Можно ли за отправные точки взять отверстия под трубки маслосистемы и стяжные болты? Какой класс шероховатости требуется обеспечить?
Отверстия прецизионных втулок и являются базами для контроля эпитрохоиды.
 

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
Толщина покрытия не менее 0.3мм, на краях ощутимо больше. Изначально шлифуется в размер на 5 соток меньше теоретического контура. При износе выходит в теоретический. Заложена возможность исправлять контур от износа шлифуя в размер на 5 соток больше теоретического. далее радиальные уплотения становятся подвижными и начинают ускоренно изнашивать пазы в роторе. Точность и контрольные размеры напишу завтра (документы на работе лежат) Отверстия прецизионных втулок и являются базами для контроля эпитрохоиды.
Благодарю, жду  контрольных размеров и инфо о точности.

Сейчас снимаю размеры с вала 311 двигателя, удивляюсь. Глухие отверстия 12-18-12 в эксцентрике вала (как я понял, они служат для уменьшения массы эксцентрика) смещены относительно вертикальной оси симметрии, проходящей через ось вращения коренных шеек, середину шпоночных пазов и центр эксцентрика. Смещены влево, если смотреть с носка вала, примерно на 1,5-2 мм. Кроме того, межцентровые расстояния левого малого отверстия и среднего большого -27,35мм, а среднего большого и правого малого - 25,8мм. Это ошибка обработки или данное смещение выполнено со смыслом?

P.S. На 411 смещение логично, т.к. роторы асимметричны и отверстия могут как-то компенсировать дисбаланс. Но на 311-то зачем?
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
Толщина покрытия не менее 0.3мм, на краях ощутимо больше. Изначально шлифуется в размер на 5 соток меньше теоретического контура. При износе выходит в теоретический. Заложена возможность исправлять контур от износа шлифуя в размер на 5 соток больше теоретического. далее радиальные уплотения становятся подвижными и начинают ускоренно изнашивать пазы в роторе. Точность и контрольные размеры напишу завтра (документы на работе лежат) Отверстия прецизионных втулок и являются базами для контроля эпитрохоиды.
Благодарю, жду  контрольных размеров и инфо о точности.

Сейчас снимаю размеры с вала 311 двигателя, удивляюсь. Глухие отверстия 12-18-12 в эксцентрике вала (как я понял, они служат для уменьшения массы эксцентрика) смещены относительно вертикальной оси симметрии, проходящей через ось вращения коренных шеек, середину шпоночных пазов и центр эксцентрика. Смещены влево, если смотреть с носка вала, примерно на 1,5-2 мм. Кроме того, межцентровые расстояния левого малого отверстия и среднего большого -27,35мм, а среднего большого и правого малого - 25,8мм. Это ошибка обработки или данное смещение выполнено со смыслом?

P.S. На 411 смещение логично, т.к. роторы асимметричны и отверстия могут как-то компенсировать дисбаланс. Но на 311-то зачем?
Пока сильно занят, на днях дам инфу по размерам и точностям.
Роторы ВСЕ и ВСЕГДА абсолютно сбалансированы (411 естественно тоже). Смещение отверстий может быть только для компенсации смещения массы перетекающего внутри ротора масла, которое слегка запаздывает за центростремительным ускорением.
 

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
Роторы ВСЕ и ВСЕГДА абсолютно сбалансированы (411 естественно тоже). Смещение отверстий может быть только для компенсации смещения массы перетекающего внутри ротора масла, которое слегка запаздывает за центростремительным ускорением.
Принято. получается, при должном уровне обработки вал 4132 можно переточить в 311, не обращая внимания на эти отверстия? Достаточно ли будет после этого отбалансировать вал в сборе с передним балансиром, шкивом, ротором с установленными уплотнениями и маховиком? Понадобится ли как-то компенсировать массу масла в полостях ротора и вала?
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
Роторы ВСЕ и ВСЕГДА абсолютно сбалансированы (411 естественно тоже). Смещение отверстий может быть только для компенсации смещения массы перетекающего внутри ротора масла, которое слегка запаздывает за центростремительным ускорением.
Принято. получается, при должном уровне обработки вал 4132 можно переточить в 311, не обращая внимания на эти отверстия? Достаточно ли будет после этого отбалансировать вал в сборе с передним балансиром, шкивом, ротором с установленными уплотнениями и маховиком? Понадобится ли как-то компенсировать массу масла в полостях ротора и вала?
Вал закален, неоднороден (цементация), на поверхности под 60 единиц HRC... Как Вы собрались его перетачивать? Зачем? Балансируется с имитатором нужной массы (ротора с торцевыми уплотнениями, подшипника и масла).
 

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
Вал закален, неоднороден (цементация), на поверхности под 60 единиц HRC... Как Вы собрались его перетачивать? Зачем? Балансируется с имитатором нужной массы (ротора с торцевыми уплотнениями, подшипника и масла).
Проблема в том, что те, у кого есть двигатели 311, не особо хотят ими делиться, пару относительно живых 4132 и один 411 найти удалось, но вал 311 у меня всего один. Остальные уникальные детали не могут иметь существенного износа, или легковосстановимы. А если собирать односекционник из 411 секции - 100% придётся точить новый вал (и балансир с маховиком - тоже). Можно вал точить с нуля, но если есть вал 4132 с задранной шейкой - почему б и не попробовать? Думаю, приличный токарь справится с задачей формирования нового хвостовика вместо эксцентрика второй секции, маслоканалы - тоже решаемая проблема. На какую глубину, кстати, вал должен быть цементирован?
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
Ничего хорошего не получится. Цементируется всё примерно одинаково. Валы 311 были из 45 стали, 411 были их 40Х в основном, последние из 18ХГНМ (внутри как пластилин). 413 чаще всего встречаются 18ХГНМ, они ненадёжные. Совсем старые были 40Х, эти вечные. Термообработка у всех соответственно разная была. Правильнее изготовить вал с нуля.
 

PCDeath

Я люблю строить мотоциклы!
Ничего хорошего не получится. Цементируется всё примерно одинаково. Валы 311 были из 45 стали, 411 были их 40Х в основном, последние из 18ХГНМ (внутри как пластилин). 413 чаще всего встречаются 18ХГНМ, они ненадёжные. Совсем старые были 40Х, эти вечные. Термообработка у всех соответственно разная была. Правильнее изготовить вал с нуля.
Хм.. Мой 311 из 19ХГН. Но, т.к. двигатель однонсекционнй, на коренные шейки у него нагрузка намного меньше, чем у 413, и на изгиб короткий вал при прочих равных будет прочнее.

Вал практически отчертил, осталось несколько вопросов:
1. Можно ли пренебречь смещением отверстий в эксцентрике? (у 4132 в обоих эксцентриках смещения отверстий нет).

2. Есть воможность выполнить вал из 30ХГСА. Стоит?

Могу предоставить чертёж в пользование/на проверку/правку. Хотелось бы уточнить информацию по углам отверстий, по внутренним резьбам, по допускам на размер шеек, и по термообработке/цементации.
 

dttdmitry

Я люблю строить самолеты!
Мой 311 из 19ХГН. Но, т.к. двигатель однонсекционнй, на коренные шейки у него нагрузка намного меньше, чем у 413, и на изгиб короткий вал при прочих равных будет прочнее.
Нагрузка на коренные одинаковая, ибо только от газовых сил. У двухсекционного она просто чаще. Жёсткость да, больше у односекционника, ибо короче он.
Вал практически отчертил, осталось несколько вопросов:1. Можно ли пренебречь смещением отверстий в эксцентрике? (у 4132 в обоих эксцентриках смещения отверстий нет).
Да
2. Есть воможность выполнить вал из 30ХГСА. Стоит?
Можно, только его нужно будет азотироовать после улучшения (высокий отпуск), иначе долго ходиь не будет.
Могу предоставить чертёж в пользование/на проверку/правку. Хотелось бы уточнить информацию по углам отверстий, по внутренним резьбам, по допускам на размер шеек, и по термообработке/цементации.
Главное точно соблюсти эксцентриситет (с точностью до 5 микрон) и параллельность образующей эксцентрика коренным шейкам. Ну и концентраторы, галтели и т.п.
 

Барада

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Краснодар
Уважаемый Геннадий! Отписал Вам в личку.

Имею возможность и бешенное желание испытать Ваши апексы из ситалла.
Просьба максимальное количество карбида бора применить
не взирая на стоимость изделия.

Последний год я собираю моторы 13B используя следующие приёмы:
Паз на роторе прорезается до глубины 9.5мм
под установку апексов rotaryaviation super seal 8.6mm они зарекомендовали себя лучше всех.
Пазы на роторе азотируются (ионное азотирование) экспозиция 6 часов.
Потом ручная полировка паза.
Поверхность статора получает хонингование.

выглядит ротор примерно вот так. это сборка мотора
в моей машине на которой сейчас езжу.

полировку поверхностей ротора пока не применял - сильно трудоёмко.

Сергей
 

Вложения

Есть такой сайтик
http://www.starrotor.com/Expanders
Для авиации можно сделать по аналогии, и даже без уплотняющих пластин - чисто за счет высокой
скорости вращения
А что - вполне интересная идейка, если попробовать сделать  движок по такой схеме из двух секций (нагнетающей и рабочей) размещённых рядом на одном валу. В одной будет происходить сжатие ТВС, в другой - рабочий ход.

Проблемы тут видятся чисто конструктивные (охлаждение, смазка, борьба с закоксовыванием и пр.).

Но зато - красиво и минимум деталей!
Есть такой сайтик
http://www.starrotor.com/Expanders
Для авиации можно сделать по аналогии, и даже без уплотняющих пластин - чисто за счет высокой
скорости вращения
А что - вполне интересная идейка, если попробовать сделать  движок по такой схеме из двух секций (нагнетающей и рабочей) размещённых рядом на одном валу. В одной будет происходить сжатие ТВС, в другой - рабочий ход.

Проблемы тут видятся чисто конструктивные (охлаждение, смазка, борьба с закоксовыванием и пр.).

Но зато - красиво и минимум деталей!
На самом деле это самый перспективный двигатель. Просто улёт. Американцы его не рекламируют, т.к. вояки пригрели и слегка освежают тухленькими сливами информации. Интересно у нас его кто-нибудь прорабатывает? Может быть поздно... :-/
 
Вверх