2 RVD:
Если все они были рабочими, то на этих рисунках изображены только принципиальные схемы их работы, а конструктив был немного иной ИМХО.
Я уже указал на некоторую нестыковку секторов такта впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска на рисунках. При четырёхтактном цикле эти схемы (в показанном варианте) работать вряд ли будут.
Тот же Манжелевский просчитал, что для нормального перекрытия секторов фаз газораспределения в тороидальном цилиндре должно быть не менее трёх пар рабочих поршней. Соответственно - не менее трёх пар впускных и выпускных окон, а также - свечей зажигания. За счёт того, что за один оборот выходного вала двигателя в нём происходило 12 (!?!) рабочих циклов, а также за счёт того, что поршни были расположены от оси вала на достаточно приличном плече движок имел тот самый зверский крутящий момент и приёмистость в десятые доли секунды с малого газа на максимальный. В итоге чего и не держал металл выходного вала.
2 cloud:
К сожалению вряд ли я смогу показать Вам что-то по движкам Манжелевского. В цифровом и бумажном виде по ним у меня ничего нет. А в заводской музей "Пермских моторов" (в запасниках которого хранятся несколько таких движков) у меня допуска нет, т.к. он находится внутри завода, а там до сих пор пропускной режим. То есть я туда не вхож...
А с Борисом Михайловичем и его отцом Михаилом Ефимовичем я контачил двадцать лет назад, когда про Ротаксы мы только из журналов иногда слышали. А нам нужен был небольшой движок для самопального мотодельтаплана.
Тогда они мне и макет и двигатель вживую показывали. И протоколы гонок их движка-макета в ВИАМ им. Баранова в Воронеже тоже.
Движок тот был изготовлен как работающий макет с символической системой воздушного охлаждения, которая не позволяла осуществлять его продолжительную работу. Лишь для доказательста работоспособности механизма согласования (никто из экспертов не верил, что без всяких храповиков можно осуществить ступенчатое движение поршней в одном направлении).
При продолжительной работе тот движок-макет начинал клинить. Хотя воронежцы однажды умудрились прокрутить этот движок почти два часа подряд на номинале без остановок. Итогом этой гонки стал задир по всему зеркалу тороидального цилиндра глубиной 2,0 - 2,5 мм. Тем не менее после всего этого насилия движок не только запускался, но и работал! Правда воронежцы посетовали, что запуск стал осуществляться труднее.
Манжелевский Б.М. ИМХО принципиально нового ничего не изобрёл. Просто он грамотно скомпоновал механизм согласования и создал макет, заточенный под реальные заводские технологии производства поршневых двигателей. Но он очень хотел, чтобы этот движок назывался его именем. На мои ссылки на предшественников (того же Бека из Германии) он затравленно начинал утверждать, что режим секретности на заводе и патент без права публикации не позволяют ему детально распространяться на эту тему. На том мы и разбежались.
А потом началась перестройка, всеобщий развал, сначала умер Михаил Ефимович, а потом и его сын - Борис Михайлович. И движок ушёл в историю как очередной макет заводского инженера.
С наилучшими!