Про лыжные прогулки можно рассказывать о-о-оч-чень долго. Поскольку возможностей для поиска приключений враз становится много больше, чем летом...
Но и полеты, при условии хорошей зимней экипировки, интересно разнообразятся.
Если не далеко есть водоемы, то можно летать на зимнюю рыбалку. С верху, отлично видны места хорошего лова ( по следам ).
Для изучения свойств снега в зависимости от времени года, суток и местности, нужно ходить по нему ногами в лыжах. Тогда приобретается достаточно полное представление. Можно научиться прикидывать подходит или нет для посадки самолетика и какой массы...
С целины всегда имеет смысл взлетать после того, как накатаешь полоску, достаточную по ширине и дистанции. Удобно это делать заранее снегоходом. При автономной посадке, иногда предпочтение отдавалось варианту сжечь треть бака прокатывая полосу, лишь бы выбраться... Оно и по весу выгоднее
Про весенние насты уже говорили... Это когда с утра можно ходить как по асфальту, а по мере прогрева солнцем, к обеду начинаешь проваливаться по колено при каждом шаге. Корка проламывается. Через неделю таких температурных перепадов, под настом уже не снег, а "крупа" которая не держит и не трамбуется. Можно копаться до земли.
Для посадки на целину лучше выбирать бугор хорошо продуваемый ветром. Или наветренную сторону у препятствия - там снег сдувает и он плотнее. Самое подходящее - озера. На льду снег всегда плотнее и его сдувает. Но, могут быть наледи с водой под коркой наста... Весной, при ветреной и солнечной погоде, часты торосы. Ещё, неприятные сюрпризы в виде замороженных холмиков рыбацких лунок и канав от снегоходного следа под углом к направлению взлета ( посадки ).
В полях, когда зима снежная, а с осени не прокошена трава, можно нарваться на висящий на траве наст. Ближе к весне, в оттепели, посадка на такое ровное заснеженное поле кажется соблазнительной, но можно провалиться на всю высоту стерни ( травы ).
Так получилось в начале 2000-х в Подмосковье. Хорошо, что на дельталете. В двоем решили подсесть на поле, проверить, годится ли для отработки посадки. Приземлились хорошо. Пробег под уклон, шустрое скольжение по насту, замедление и.... вдруг, "взрыв" снега прямо перед аппаратом. Стираю с стекла снегоходного шлема снежную пелену... Я по грудь сижу в снежном сугробе! Торчат только плечи и голова.
Тележка без обтекателя. Передняя лыжа провалилась первой, задние - следом. Аппарат развернуло градусов на 30 от курса посадки. Примерно на столько же загнуло в горизонтальной плоскости нержавеющую ось задней лыжи. Вдвоем, упираясь в концы лыжи и раму, с трудом, разогнули ось обратно.
На этом поле, по осени, не скосили овёс. На его метелках и висел сплошной наст. Под настом - снежная "крупа". Ноги проваливаются по колено.
Хорошо, что вдоль поля под горку шла натоптанная тропинка к дому отдыха. Накатав полоску так, чтобы передняя лыжа шла по тропинке, удалось вырваться под горку при небольшом встречном ветерке. Топлива оставалось - только резерв ( лампочка уже устойчиво горела ). Благо, до дома всего три километра по прямой.
Другой раз, знакомый пилот дельталета решил подсесть к рыбаку на реке. По берегу шла узкая накатанная машинами дорога. Но он решил не рисковать и сесть в широкое поле, метрах в 100 параллельно дороге.
Эти 100 метров ему запомнились на долго....
Была солнечная безветренная погода, но на улице минус 18. Вытаскивать аппарат к дороге ему пришлось одному, по... колено в снегу. Сперва он снял теплую куртку... Потом теплый свитер... Последние десятки метров он протаптывал колею и толкал аппарат уже в трико и майке...
Такой вот закаленный и здоровый товарищ !
( Эти 100 метров "многоборец" преодолел всего за 3 с половиной часа! )
Как-то раз, провалившись на озере лыжами под корку льда ( двойной лёд ) верхним слоем льда срезало* передний трос на лыже. Вытаскивал дельталет в одиночку, полубегом, по тонкому верхнему льду, проваливаясь в пол- сапога в воду и удерживая аппарат ручным газом.
*( Лёд не срезал буквально, но нагрузкой разогнуло карабин и он выстегнулся из проушины )
Выскочив на сухой лёд, промокнув по колено, сразу взлетел в сторону дома ( было не далеко ). То, что передний трос срезан, заметил на взлете, когда лыжа опустила носок вниз и встала вертикально. Пришлось ловить её ногами и придавливать заднюю часть. Так и садился - на ручном ( газом ) и ножном управлении.
Погода, порой, приподносит интересные сюрпризы. Всякие там обледенения, обиневание... Лыжи по утру не отлипают.. ( научились ставить на бруски ).
На юге... Мурманской области, в 1999-м, в декабре. Ночью минус 25. Когда солнце показалось над сопками ( в 11 часов ) минус 10. На озере, с которого взлетаем, ( оно в низине ) термометр на приборке показывает минус 17.
Дельталетик простой - весь открытый. Собираемся вдвоем на учеты по лосям.
Небо хмурое, с низкими слоистыми многоярусными облаками. По прогнозу, на подходе теплый фронт. Взлетаем с озера. Набираю 70 метров и... как в баню зашёл - по стеклу шлема начинают течь тонкие редкие струйки воды! Из облачности высотой около полутора километров сыплет переохлажденный дождь! При чем, до земли капли не долетают - испаряются что ли (!?) Вижу с верху, что земля покрыта полупрозрачной дымкой тумана. На приборке термометр показывает +7 (!).
Соображаю... вот сейчас мы согреемся! Особенно когда на посадку пойдем. Одежда не промокает, тепло, но сцыкотно... Пару секунд на размышление и... "разворачиваю оглобли"...
Развернувшись к озеру, начинаю снижаться. За несколько секунд весь аппарат и пилоты покрываются ледяным панцирем. Ну, прям, креветки из заморозки...
Ручка трапеции, как от работы триммера интенсивно идёт на пилота...
Добираю трапецию до упора в грудь и даю взлетный. Посадка на место взлета, обратным курсом, со снижением - 1,5 на полном газу. Приклеились на лёд, как куропатки на ночлег...
От движений, на сгибах одежды белесые трещины... Оба блестим, как новогодние игрушки! Чисто - инопланетяне, блин...
Ой! Да столько интересного за короткие зимние дни можно налетать, что за все рабочее лето не получится!