Georgiy
Georgiy
- Откуда
- Санкт-Петербург
Уважаемые Дамы и Господа! По просьбе Председателя Секции Лебедева Виталия Владиславовича открываю форум, посвященный Секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Российского Национального комитета по истории и философии науки и техники Российской Академии наук.
Секция обычно проводит свои заседания 3-й вторник каждого месяца с сентября по май. Начало в 18.30.
Заседания секции проходят обычно в здании Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (СПбФ ИИЕТ РАН) по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.5/2 (т.е. Таможенный пер., д.2), Зал заседаний. Это напротив Кунсткамеры.
Зал расположен на 2-м этаже. Таможенный переулок перпендикулярен Университетской набережной, сразу за Кунсткамерой (если идти по В.О. от Дворцового моста).
Часто проводятся также выездные и совместные с другими общественными объединениями заседания и экскурсии в профильные музеи и предприятия.
Секция открыта для всех! Основные задачи - научное исследование истории авиации, воздухоплавания и космонавтики. Принципиально в секции нет никаких членских взносов.
Задачи, которые ставит перед собой секция сродни с задачами Ассоциации экспериментальной авиации, а история тесно связана с историей исследования авиации в России и городе на Неве. Иногда принято считать что секция продолжает дело Императорского Всероссийского Аэро-Клуба, в том, что касается истории.
Вот краткие фрагменты из начальной истории Ленинградского отделения секции (в С.-Петербурге).
Ленинградское отделение СНО ИЕТ организовано 16 апреля 1958 г. На первом заседании был избран Комитет (председатель – проф. П.П. Перфильев) из 30 учёных и утверждена структура отделения, состоящая из 7 секций. Секцию “История авиации и воздухоплавания” возглавил проф. А.Г. Воробьёв, его заместителем стал к.т.н. А.И. Думчев, учёным секретарём Ф.Г. Попов. В работе секции принимали активное участие: Начальник Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ, ныне Академия ГА.), Гл. маршал авиации – проф. А.А. Новиков; Начальник Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия), ген.-полк. авиации П.В. Родимов; а также профессорско-преподавательский состав ВАУ ГВФ: Г.П. Астафьев, Б.Г. Броуде, Ю.А. Вальков, М.Л. Гофман, Г.Н. Копылов, А.А. Кудинов, С.Н. Подкаминер, Ф.Я. Спасский, Н.Г. Федоров, А.Л. Фрайман, В.Г. Шахвердов, Я.С. Щербак; авиаконструкторы: А.Г. Бедункович, В.И. Дудаков, В.Л. Корвин, В.Я. Крылов, А.С. Москалёв, Е.Е. Чертовской и И.В. Четвериков; ветераны отечественной авиации: Ф.Ф. Ассберг, Я.В. Бадюлин, Л.А. Белявский, К.Н. Затонкий, В.Л. Зархи, А.И. Думчев, К.Ф. Кайтанов, К.Ф. Косоуров, И.И. Кулагин, В.Т. Мельников, А.П. Папчинский, Д.Н. Поляков, И.Я. Шатоба, ген.-майоры авиации П.А. Покрышев, В.И. Раков, Е.П. Федоров, В.И. Минаков, Я.С. Андрианов, П.П. Квадэ.
Основными темами докладов были выступления о зарождении воздухоплавания, дирижаблестроения, самолетостроения, вертолетостроения, авиационного спецоборудования и ракетной техники в городе на Неве, а также об учёных, конструкторах, стоявших у её истоков: Я.Я. Гаккель, Д.П. Григорович, А.М. Кованько, О.С. Костович, В.А. Лебедев, В.Ф. Найденов, Д.И. Менделеев, Н.А. Морозов, Я.И. Перельман, Н.Н. Поликарпов, М.М. Поморцев, А.Н. Прокофьев-Северский, М.А. Рыкачев, Н.А. Рынин, А.А. Саткевич, Н.М. Соковнин, И.И. Сикорский, В.А. Слесарев, Н.А. Телешов, Н.П. и Е.С. Федоровы и другие.
В апреле 1961 г. было переизбрано бюро секции: Председатель проф. П.П. Квадэ; замести-тели председателя – А.И. Думчев, И.Я. Шатоба; члены бюро – проф. А.А. Голеевский, В.Л. Корвин, В.С. Митин.
За четыре года работы (1958-61 гг.) секция установила связи с воздухоплавательной подкомиссией Географического общества, ВАУ ГВФ, ВВИА, получившая имя А.Ф. Можайского в марте 1955 г. (ЛВИКА, ВИКИ, ВИКУ), Ленинградским аэроклубом, и провела 38 заседаний, на которых заслушано более 40 докладов и сообщений.
По мере работы секции “История авиации и космонавтики” ширились и множились её ря-ды. Если в 1963 г. секция насчитывала 65 членов, то в 1967 г. уже 90 человек, в т.ч. 8 профессоров и более 20 кандидатов наук. К сожалению, в силу естественных причин на 1 января 1975 г. ленинградская Секция насчитывала уже 55 членов. Около 90% членов секции имели высшее или специальное авиационное образование.
В ноябре 1967 г. ветераны отечественной авиации (члены секции) награждены орденами и медалями СССР: Я.В. Бадюлин, К.Н. Затонский, П.П. Квадэ, М.Н. Прощенок, Ф.Я. Спасский, И.Ф. Фаничкин и другие.
А вот начальная история секции “История авиационной науки и техники” в целом в СССР.
В сентябре 1956 г. Советский Союз вступил в Международный союз истории и философии науки (МС ИФН), в результате при АН СССР создано Советское национальное объединение историков естествознания и техники (СНО ИЕТ). В 1969 г. СССР расширяет своё присутствие в МС ИФН, вступив в Отделение логики, методологии и философии науки. В связи с этим Президиум АН СССР принял решение о преобразовании СНО ИЕТ в Советское национальное объединение истории и философии, естествознания и техники (СНО ИФЕТ) с двумя отделениями, объединив специалистов, занимающихся вопросами истории и философии науки.
В июне 1957 г. на конференции СНО ИЕТ было создано 12 секций, в т.ч. три секции по проблемам истории машиностроения и транспорта. Секция “История авиационной науки и техники” была организована в октябре 1957 г. Председателем секции стал д.т.н., профессор С.Г. Козлов, а его заместителями: к.т.н. В.Н. Сокольский и к.т.н. П.Б. Соколов. Учёным секретарём секции избрана Н.М. Меркулова, а членами бюро секции были такие известные авиационные деятели страны, как проф. Н.Д. Анощенко, к.т.н. А.М. Изаксон, к.т.н. В.Б. Шавров. В состав секции вошли свыше ста членов из разных городов страны: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Одессы, Харькова, Риги, Тбилиси и др. В работе секции принимали участие в т.ч. академики А.А. Благонравов, В.П. Глушко, В.С. Кулебакин, С.А. Христианович, чл.-корр. АН СССР А.И. Макаревский, А.И. Микоян, А.С. Яковлев и др.
В задачи секции входило: 1) Объединение усилий лиц, работающих в области истории авиационной науки и техники; 2) Создание обобщающих трудов как по истории авиации в целом, так и по истории отдельных её отраслей; 3) Выявление наиболее прогрессивных тенденций развития авиации; 4) Обсуждение важнейших направлений научных исследований по истории авиационной науки и техники; 5) Подготовка через ИИЕТ аспирантов и соискателей.
За время существования Московской секции “История авиации и космонавтики” проведено более шестисот заседаний, на которых с докладами и сообщениями выступали и учёные из города на Неве. Среди них: А.Г. Воробьёв, А.И. Думчев, П.П. Квадэ, В.Л. Корвин, И.Я. Шатоба, В.П. Иванов, В.Н. Фитцев и др.
Исследования членов секции, ставшей уже авиационно-космической, публиковались в трудах ИИЕТ АН СССР: “История машиностроения”, “Вопросы истории естествознания и техники”, “Из истории авиации и космонавтики” (с 1964 г. по 2001 г. вышло 76 выпусков), “Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники” (изд-во “Наука” за 1981-2001 гг. вышло 10 выпусков). С 1959 г. издательство “Наука” издаёт серию книг “Научно-биографическая литература”, в которой вышло уже более 550 научных биографий, среди которых книги о видных деятелях авиационной и ракетно-космической науки и техники нашей страны и зарубежья, таких как Г.А. Ботезат, Н.Е. Жуковский, Б.В. Корвин-Круковский, Г.Е. Котельников, А.Н. Некрасов, М.М. Поморцев, Н.А. Рынин, И.И. Сикорский, И.Д. Акерман и М. Ваттер, М.Л. Григорашвили, Б.Н. Юрьев, Р.Л. Бартини, У. Нобиле, Т. Калеп, Г. Оберт и др.
С 1971 г. в нашей стране проводились Международные конференции и симпозиумы по истории авиации и космонавтики (Москва, Ленинград-С.-Петербург, Киев, Калуга, Звёздный городок), в работе которых принимали участие как члены секции, так и видные отечественные учёные и конструкторы, лётчики-космонавты, а также представители зарубежных стран.
В 1987 г. СНО ИФЕТ решением Президиума АН СССР реорганизовано в Советский национальный комитет по истории и философии науки и техники (СНК ИФНТ). Председателем комитета утверждён академик И.Т. Фролов, а его заместителем стал академик А.Л. Яншин.
После распада СССР в 1991 г. СНК стал именоваться Российским Национальным комите-том по истории и философии науки и техники Российской Академии наук (НК ИФНТ РАН). Сегодня НК ИФНТ работает в тесном сотрудничестве с С.-Петербургским филиалом ИИЕТ РАН. На 1999 г. С.-Петербургское отделение Российского НК ИФНТ состояло из 14 секций и насчитывало более 300 историков науки и техники. Их трудом созданы тысячи статей и монографий, введено в научный оборот огромное количество ранее неизвестных архивных материалов, возвращены многие забытые имена.
На 2010 год Секция истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН насчитывает более 100 членов и активно работает по сохранению нашей авиа-космической истории.
(История составлена председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН - В.В.Лебедевым).
Секция обычно проводит свои заседания 3-й вторник каждого месяца с сентября по май. Начало в 18.30.
Заседания секции проходят обычно в здании Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (СПбФ ИИЕТ РАН) по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.5/2 (т.е. Таможенный пер., д.2), Зал заседаний. Это напротив Кунсткамеры.
Зал расположен на 2-м этаже. Таможенный переулок перпендикулярен Университетской набережной, сразу за Кунсткамерой (если идти по В.О. от Дворцового моста).
Часто проводятся также выездные и совместные с другими общественными объединениями заседания и экскурсии в профильные музеи и предприятия.
Секция открыта для всех! Основные задачи - научное исследование истории авиации, воздухоплавания и космонавтики. Принципиально в секции нет никаких членских взносов.
Задачи, которые ставит перед собой секция сродни с задачами Ассоциации экспериментальной авиации, а история тесно связана с историей исследования авиации в России и городе на Неве. Иногда принято считать что секция продолжает дело Императорского Всероссийского Аэро-Клуба, в том, что касается истории.
Вот краткие фрагменты из начальной истории Ленинградского отделения секции (в С.-Петербурге).
Ленинградское отделение СНО ИЕТ организовано 16 апреля 1958 г. На первом заседании был избран Комитет (председатель – проф. П.П. Перфильев) из 30 учёных и утверждена структура отделения, состоящая из 7 секций. Секцию “История авиации и воздухоплавания” возглавил проф. А.Г. Воробьёв, его заместителем стал к.т.н. А.И. Думчев, учёным секретарём Ф.Г. Попов. В работе секции принимали активное участие: Начальник Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ, ныне Академия ГА.), Гл. маршал авиации – проф. А.А. Новиков; Начальник Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия), ген.-полк. авиации П.В. Родимов; а также профессорско-преподавательский состав ВАУ ГВФ: Г.П. Астафьев, Б.Г. Броуде, Ю.А. Вальков, М.Л. Гофман, Г.Н. Копылов, А.А. Кудинов, С.Н. Подкаминер, Ф.Я. Спасский, Н.Г. Федоров, А.Л. Фрайман, В.Г. Шахвердов, Я.С. Щербак; авиаконструкторы: А.Г. Бедункович, В.И. Дудаков, В.Л. Корвин, В.Я. Крылов, А.С. Москалёв, Е.Е. Чертовской и И.В. Четвериков; ветераны отечественной авиации: Ф.Ф. Ассберг, Я.В. Бадюлин, Л.А. Белявский, К.Н. Затонкий, В.Л. Зархи, А.И. Думчев, К.Ф. Кайтанов, К.Ф. Косоуров, И.И. Кулагин, В.Т. Мельников, А.П. Папчинский, Д.Н. Поляков, И.Я. Шатоба, ген.-майоры авиации П.А. Покрышев, В.И. Раков, Е.П. Федоров, В.И. Минаков, Я.С. Андрианов, П.П. Квадэ.
Основными темами докладов были выступления о зарождении воздухоплавания, дирижаблестроения, самолетостроения, вертолетостроения, авиационного спецоборудования и ракетной техники в городе на Неве, а также об учёных, конструкторах, стоявших у её истоков: Я.Я. Гаккель, Д.П. Григорович, А.М. Кованько, О.С. Костович, В.А. Лебедев, В.Ф. Найденов, Д.И. Менделеев, Н.А. Морозов, Я.И. Перельман, Н.Н. Поликарпов, М.М. Поморцев, А.Н. Прокофьев-Северский, М.А. Рыкачев, Н.А. Рынин, А.А. Саткевич, Н.М. Соковнин, И.И. Сикорский, В.А. Слесарев, Н.А. Телешов, Н.П. и Е.С. Федоровы и другие.
В апреле 1961 г. было переизбрано бюро секции: Председатель проф. П.П. Квадэ; замести-тели председателя – А.И. Думчев, И.Я. Шатоба; члены бюро – проф. А.А. Голеевский, В.Л. Корвин, В.С. Митин.
За четыре года работы (1958-61 гг.) секция установила связи с воздухоплавательной подкомиссией Географического общества, ВАУ ГВФ, ВВИА, получившая имя А.Ф. Можайского в марте 1955 г. (ЛВИКА, ВИКИ, ВИКУ), Ленинградским аэроклубом, и провела 38 заседаний, на которых заслушано более 40 докладов и сообщений.
По мере работы секции “История авиации и космонавтики” ширились и множились её ря-ды. Если в 1963 г. секция насчитывала 65 членов, то в 1967 г. уже 90 человек, в т.ч. 8 профессоров и более 20 кандидатов наук. К сожалению, в силу естественных причин на 1 января 1975 г. ленинградская Секция насчитывала уже 55 членов. Около 90% членов секции имели высшее или специальное авиационное образование.
В ноябре 1967 г. ветераны отечественной авиации (члены секции) награждены орденами и медалями СССР: Я.В. Бадюлин, К.Н. Затонский, П.П. Квадэ, М.Н. Прощенок, Ф.Я. Спасский, И.Ф. Фаничкин и другие.
А вот начальная история секции “История авиационной науки и техники” в целом в СССР.
В сентябре 1956 г. Советский Союз вступил в Международный союз истории и философии науки (МС ИФН), в результате при АН СССР создано Советское национальное объединение историков естествознания и техники (СНО ИЕТ). В 1969 г. СССР расширяет своё присутствие в МС ИФН, вступив в Отделение логики, методологии и философии науки. В связи с этим Президиум АН СССР принял решение о преобразовании СНО ИЕТ в Советское национальное объединение истории и философии, естествознания и техники (СНО ИФЕТ) с двумя отделениями, объединив специалистов, занимающихся вопросами истории и философии науки.
В июне 1957 г. на конференции СНО ИЕТ было создано 12 секций, в т.ч. три секции по проблемам истории машиностроения и транспорта. Секция “История авиационной науки и техники” была организована в октябре 1957 г. Председателем секции стал д.т.н., профессор С.Г. Козлов, а его заместителями: к.т.н. В.Н. Сокольский и к.т.н. П.Б. Соколов. Учёным секретарём секции избрана Н.М. Меркулова, а членами бюро секции были такие известные авиационные деятели страны, как проф. Н.Д. Анощенко, к.т.н. А.М. Изаксон, к.т.н. В.Б. Шавров. В состав секции вошли свыше ста членов из разных городов страны: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева, Одессы, Харькова, Риги, Тбилиси и др. В работе секции принимали участие в т.ч. академики А.А. Благонравов, В.П. Глушко, В.С. Кулебакин, С.А. Христианович, чл.-корр. АН СССР А.И. Макаревский, А.И. Микоян, А.С. Яковлев и др.
В задачи секции входило: 1) Объединение усилий лиц, работающих в области истории авиационной науки и техники; 2) Создание обобщающих трудов как по истории авиации в целом, так и по истории отдельных её отраслей; 3) Выявление наиболее прогрессивных тенденций развития авиации; 4) Обсуждение важнейших направлений научных исследований по истории авиационной науки и техники; 5) Подготовка через ИИЕТ аспирантов и соискателей.
За время существования Московской секции “История авиации и космонавтики” проведено более шестисот заседаний, на которых с докладами и сообщениями выступали и учёные из города на Неве. Среди них: А.Г. Воробьёв, А.И. Думчев, П.П. Квадэ, В.Л. Корвин, И.Я. Шатоба, В.П. Иванов, В.Н. Фитцев и др.
Исследования членов секции, ставшей уже авиационно-космической, публиковались в трудах ИИЕТ АН СССР: “История машиностроения”, “Вопросы истории естествознания и техники”, “Из истории авиации и космонавтики” (с 1964 г. по 2001 г. вышло 76 выпусков), “Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники” (изд-во “Наука” за 1981-2001 гг. вышло 10 выпусков). С 1959 г. издательство “Наука” издаёт серию книг “Научно-биографическая литература”, в которой вышло уже более 550 научных биографий, среди которых книги о видных деятелях авиационной и ракетно-космической науки и техники нашей страны и зарубежья, таких как Г.А. Ботезат, Н.Е. Жуковский, Б.В. Корвин-Круковский, Г.Е. Котельников, А.Н. Некрасов, М.М. Поморцев, Н.А. Рынин, И.И. Сикорский, И.Д. Акерман и М. Ваттер, М.Л. Григорашвили, Б.Н. Юрьев, Р.Л. Бартини, У. Нобиле, Т. Калеп, Г. Оберт и др.
С 1971 г. в нашей стране проводились Международные конференции и симпозиумы по истории авиации и космонавтики (Москва, Ленинград-С.-Петербург, Киев, Калуга, Звёздный городок), в работе которых принимали участие как члены секции, так и видные отечественные учёные и конструкторы, лётчики-космонавты, а также представители зарубежных стран.
В 1987 г. СНО ИФЕТ решением Президиума АН СССР реорганизовано в Советский национальный комитет по истории и философии науки и техники (СНК ИФНТ). Председателем комитета утверждён академик И.Т. Фролов, а его заместителем стал академик А.Л. Яншин.
После распада СССР в 1991 г. СНК стал именоваться Российским Национальным комите-том по истории и философии науки и техники Российской Академии наук (НК ИФНТ РАН). Сегодня НК ИФНТ работает в тесном сотрудничестве с С.-Петербургским филиалом ИИЕТ РАН. На 1999 г. С.-Петербургское отделение Российского НК ИФНТ состояло из 14 секций и насчитывало более 300 историков науки и техники. Их трудом созданы тысячи статей и монографий, введено в научный оборот огромное количество ранее неизвестных архивных материалов, возвращены многие забытые имена.
На 2010 год Секция истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН насчитывает более 100 членов и активно работает по сохранению нашей авиа-космической истории.
(История составлена председателем Секции истории авиации и космонавтики СПбО РНК ИФНТ РАН - В.В.Лебедевым).