Смена крыла

oleg51

Я люблю самолеты!
Господа и дамы, здравствуйте! Появилась проблема, требующая коллективного разрешения. Ситуация такова: предстоит мне полетать на крыле "Марлин", а вот опыта полетов на данном крыле не имею. Летаю 8 лет на крыле "Грач", которое является учебно-тренировочным, и предвкушая пересадку на другой тип немножко волнуюсь. Ситуация такова, что мой товарищ приобрел аппарат с данным крылом,а опыта полетов не имеет, поэтому просит меня полетать на нем. Я, не имея опыта полетов на данном крыле, честно говоря "бздю"!  К тому же неоднократно читал, что крыло скоростное и требует своеобразного подхода. Поэтому прошу уважаемых гуру подтвердить или развеять мои сомнения по поводу полетов на данном крыле. 🙂
 
Господа и дамы, здравствуйте! Появилась проблема, требующая коллективного разрешения. Ситуация такова: предстоит мне полетать на крыле "Марлин", а вот опыта полетов на данном крыле не имею. Летаю 8 лет на крыле "Грач", которое является учебно-тренировочным, и предвкушая пересадку на другой тип немножко волнуюсь. Ситуация такова, что мой товарищ приобрел аппарат с данным крылом,а опыта полетов не имеет, поэтому просит меня полетать на нем. Я, не имея опыта полетов на данном крыле, честно говоря "бздю"!  К тому же неоднократно читал, что крыло скоростное и требует своеобразного подхода. Поэтому прошу уважаемых гуру подтвердить или развеять мои сомнения по поводу полетов на данном крыле. 🙂
Подлёты, подлёты, подлёты...
Начинать нужно с той высоты, с которой хочешь упасть.
 
Ничего военного в марлине нет. Я летал на двух марлинах и первый раз на него сел после 19-ти метрового поиска 06. Тогда оно конечно показалось быстрым и вертким. На самом деле не такое уж оно и быстрое. 120 это максимум и нормально летит 70-80 на легкой телеге но по управлению оно даже полегче атома. По крайней мере когда я уже полетав на атоме перегонял свою бывшую телегу с марлином, оно мне , уже влетавшемуся в атом, показалось мыльным таким. Крыло из первых серий с меньшим количеством лат и тонкими концами консолей более верткое, более свежие модификации с толстыми консолями и больше лат мне показалось по дубовей. У мня было и старое и новое, и оба нравились. Я хотел и на конверсию себе поставить, но в 2008 марлин 500 еще не сделали а атлет был жутким дуболетом, по этому взял атом.
Вся проблема пересадки на легкоуравляемые крылья с дуболетов в переуправлении. На дуболете привыкаешь ручкой махать и руки и спинной мозг на это настраиваются и с такими настройками легкое крыло можно запросто раскачать. На дуболет пересаживаться проще. На нем не переуправляешь Так что начинать надо в самую простую погоду, желательно в вечерний штиляк, чтобы не было необходимости сразу ручкой махать, и пощупать реакции крыла и настроить руки под него. По моим наблюдениям крыло лучше рулится с отдачей ручки, таким полукруглым движеним на себя в бок от себя. В развороте само не стоит, стремится завалиться внутрь и надо откренивать, но выводится хорошо. Я на нем спокойно хулиганил с кренами за 90.
В общем сначала по аккуратней, а как влетаешся, обратно на грач будет грустно пересаживаться.
 
Спасибо, успокоили. Хотя ни на Атоме, ни на 19-ти метровом поиске не летал, поэтому сравнивать не с чем. И вообще, кроме Грача ни на чем не летал. На последнем примерно 150 ч. Интересно мнение Алексея SPB, который кроме грача летал на всяких других, каковы они в сравнениях.
 
Господа и дамы, здравствуйте! Появилась проблема, требующая коллективного разрешения. Ситуация такова: предстоит мне полетать на крыле "Марлин", а вот опыта полетов на данном крыле не имею. Летаю 8 лет на крыле "Грач", которое является учебно-тренировочным, и предвкушая пересадку на другой тип немножко волнуюсь. Ситуация такова, что мой товарищ приобрел аппарат с данным крылом,а опыта полетов не имеет, поэтому просит меня полетать на нем. Я, не имея опыта полетов на данном крыле, честно говоря "бздю"!  К тому же неоднократно читал, что крыло скоростное и требует своеобразного подхода. Поэтому прошу уважаемых гуру подтвердить или развеять мои сомнения по поводу полетов на данном крыле. 🙂


Молодец, что "бздишь". Целее будешь. Меня на Марлине Саша Иванов когда-то переучивал, часа три вместе налетали пока почувствовал крыло. Лучший вариант влетаться с тем, кто летает на этом крыле. Если одному, то крайне аккуратно, очень лёгкое управление. Устойчиво, если сам не раскачаешь. Если пошла раскачка лучше "бросить" ручку, оно само полетит. Я взлетал и садился без рук на нём. Любимое крыло, я на нём мастера выполнил и Июха Орлов тоже, он на марлине до сих пор соревнуется.
 
Летит быстро. Быстрее 120 км/ч (разгонял до 150). Не парашютирует, аккуратнее с минимальными скоростями. Когда привыкнешь и влетаешься, то термичка и турбулентность будут нестрашны.
 
Не успокаивайся! К первому полёту подойти надо ОЧЕНЬ серьёзно и начать: со сборки и проверки крыла. Не уверен в правильности и состоянии узлов и тросов на 100%- нечего и продолжать. Крыло облётывалось перед приобретением? А аппарат с крылом? Есть гарантия отсутствия "кота в мешке"?   Бывают нюансы ... .
Люфты на узлах основного пилона и узла подвеса устранить до минимума. На подлёты аэродром по больше, с возможностью посадки по прямой и рядом. От километра и больше. С центровкой определиться. К аппарату прикататься. ВЕСЬ крепёж и состояние агрегатов проверить. Удобность и весь рабочий ход всего управления. Бывало: клин ещё до подлётов ловили, винты разваливались, обмерзание карбюраторов, отваливалось чего ... .
Скоростные крылья на скорости ещё фокусы подбрасывают, чего на подлётах на экране и не определишь. Погоду не торопясь подобрать. Поля почти повсеместно сейчас пока совсем не айс ... . Не надо курок нажимать, не заглянув в барабан и дуло ... .
И только потом уже: слежение за скоростью балансировки, повороты блинчиком только в другую от возможного самокренения сторону, склонность "переходящих пилотов" к раскачке за пару-тройку предварительных проходов обычно лечится.
Удачи!
 
К первому полёту подойти надо ОЧЕНЬ серьёзно
...а то придет злой серый волк и утащит в темный лес!!!   
   Чувак 8 лет "за рулем",  сам давно все знает, что ты тут пугаешь как маленького :о)
Да и страшилки твои сильно преувеличены.
----
Я пересел на Марлина имея налет в несколько часов, в-основном на Атлете старой модификации и первое время ловил раскачку.  Пока просто летишь, проблем нет, а вот начинаешь целиться на полосу, то начинается...  На аэродром шириной 20 м с трудом попадал :о)  Марлин чуткое крыло и рулится короткими движениями, поэтому по-первости всё время переруливал, отсюда - раскачка. Возможо, если бы мне в свое время сказали то, что я говорю сейчас, то я бы с ним слетался быстрее, это я потом понял, а сперва долго не мог понять в чем дело, почему я на полосу попасть не могу.
   Балансирная на этом крыле в среднем положении кубика у меня 74 км/ч, легко разгоняется до 90, чтоб разогнать сильнее надо уже тянуть трапецию с изрядным усилием. 
Когда стал летать на Марлине, обленился и перестал в виражах прибирать и отдавать ручку, по мне так прекрасно рулится только боковыми услиями. А может просто в подсознание ушло, не замечаю... 

А так крыло как крыло, ничего в нем такого военного нет, перечисленные особенности не более чем особенности, очень предсказуемое, Ни разу не взбрыкнуло и никаких сюрпризов не преподносило. 
В кренах стоит нормально, усилия на вывод из виража немного больше чем на ввод, но не напрягает. При сильной отдаче ручки возникают серьезные усилия, аппарат оттормаживаетеся до 55-50 км/ч, становится "валким" и начинает легкими толчками в ручку предупреждать о приближающемся сваливании. Если ручку не пихать в подкос со всей дури, то  поймать срыв на нем, думаю, невозможно. 
    Ну если Вы летаете 8 лет, то у Вас проблем, как  у меня, с моими несколькими часами налета в то время,  скорее всего не будет вообще.
  Не советую делать подлеты, как тут советуют, осваивайте крыло на безопасной высоте.
 
Пролетел разок на Марлине,раскачал но успокоил ..... 🙁
После Апогеев,Тайфунов,Стрейнджеров,Профи,С-15,Викторий и т.п....
Очень легок в управлении,кто привык летать на перечисленных мной будет необычно,нужны аккуратные небольшие управляющие действия.
 
...
  Не советую делать подлеты, как тут советуют, осваивайте крыло на безопасной высоте.
Только, если: аппарат целиком уже облётан и отклонения небыли выявлены!
Осваивание самой телеги уже занимает некоторое время. В критической ситуации нужно суметь быстро оценить положение руда, остановить двигатель, включить доп. насос и т.п. . Товарищ с подобным опытом не справился с запуском двигателя, у другого нога с педали газа соскочила ... .
   И очень важный момент: сразу договоритесь с владельцем: кто, за что и какую несёт ответственность. Потом, как то всё плохо обычно складывается ... . В случае поломки аппарата облётывающий настаивает на своём героизме: мол я ж вместо тебя рисковал ..., владелец подозревает ошибку пилота ... . В общем дело то серьёзное. Не уверен - имей смелость отказать в облёте. Сохранишь добрые отношения с товарищем.
 
Олег! Если это тот аппарат, о котором я думаю  🙂 то могу сказать что он хорошо настроен и сбалансирован. Да, Марлин чуткое крыло, движения ручкой  небольшие. На посадке скорость у меня получалась 85 -90, но площадка была достаточно ограниченная в плане подхода, подныривать приходилось чтобы касание было в начале полосы, на выдерживании и пробеге скорость гасится. Раскачку тоже ловил при взятии ручки на себя, и был несколько удивлен  🙂 Как писали выше, отпускаешь ручку и газ, все в норме. В вираже газ добавляешь, и я пихал немного вперед ручку, мне так больше нравилось. Успехов! :~) Да и не забывай что скорость будет выше чем на граче.
 
Естественно желательно опробовать на большой площадке, озере.
 
А я так вообще с нуля учился летать на МАРЛИНЕ - ничего такого убийственного в нем не заметил - даже вылетел уже самостоятельно на нем через 5 часов 40 мин обучения :~)
 
Как-то приходилось пересаживаться с "тихо летящего" на более скоростное. Не большая разница в чувствительности управления, на взлете и посадке скорость держать побольше, что бы не бросало влево и право. Ну и" подобрать все хорошие условия" для выполнения полетов.
 
Не советую делать подлеты, как тут советуют, осваивайте крыло на безопасной высоте.
Странный совет по-моему. А если оторвался, а крыло , к примеру на бок валится. Нужно продолжать набор высоты до "безопасной"? А если силёнок не хватит? А если.... ещё много чего...
Видимо, Вы не знаете или не понимаете цель подлётов и не владеете методикой облёта.
С уважением.
 
Странный совет по-моему. А если оторвался, а крыло , к примеру на бок валится. Нужно продолжать набор высоты до "безопасной"? А если силёнок не хватит? А если.... ещё много чего...
Видимо, Вы не знаете или не понимаете цель подлётов и не владеете методикой облёта.
С уважением.
Сильное кренение, и прочие косяки, которые нельзя пересилить в полете будут заметны еще на разбеге, в таком случае естественно надо прекращать взлет.
Самая вероятная засада первых секунд полета на Марлине - раскачка, слишком размашистые (для Марлина) движения трапецией, а это с малой высотой категорически несовместимо.
  И вообще всякие подлеты на дельте считаю ненужным и опасным цирком - шансов грохнуться больше (нет запаса высоты), а покалечиться или убиться можно и упав с высоты 1 метр, случаи были. Лучше просто пробежаться пару раз не доводя до взлета, но до скорости когда руча "оживает", если есть серьезные косяки то непременно дадут о себе знать.
 
Да, еще хочу добавить: Марлину на взлете надо помогать пихом трапеции, сам он не взлетает, в отличие от некоторых тихоходов.  Ну то есть взлететь-то он взлетит рано или поздно, но разбег будет неприлично долгим, поэтому при достижении взлетной скорости надо  ему помочь оторваться выдачей ручки.
 
Олег! Если это тот аппарат, о котором я думаю  
Да,Сергей, это тот аппарат.

Почему бы не посодействовать товарищу? Вам друг до друга несколько часов на поезде или автомобиле.


Особенность "Марлинов" - малые хода ручки управления при спокойном полёте. По тангажу: 80 - 100 мм (максимум); по крену: 150 - 200 мм (максимум).

По причине значительного отличия крейсерской скорости от "тихоходов" ( 20 км/ч - это уже кажется "отвесным пикированием") с непривычки, пилот начинает напрягать руки и "тупеет" ощущение управления. Непроизвольно зажимает ручку и ещё больше разгоняет аппарат. На повышенной скорости "Марлин" становится вёртким - очень чутко реагирует на малые крена ручки. Появляется раскачка из-за несоразмерных по скорости управляющих ходов ручки. Усилия управления практически не заметны, поэтому, пилот, привыкший к у"правлению по усилиям" неосознанно раскачивает аппарат. Давайте себе команду на расслабление рук - вспоминайте каждые 2 минуты об этом. "отпуская" ручку проверяйте нейтральное положение по тангажу.

****
  Был такой случай:
  На площадке в подмосковье принимали практический экзамен у дельталётчиков. Погода нормальная, утро лето, термичка слабая. Поскольку приехали пилоты из разных городов, то аппарат нужно было найти у кого-то из местных. Кто с кем был знаком - подлетнули вводный полёт. Но осталась пару "безлошадных"человек.
  У меня на площадке был лёгкий арендный аппарат с "Марлином". Его решили предоставить на общее пользование.
  Я спросил, не нашедших себе компанию на аппарат, пилотов: "Какой налёт, на каких аппаратах летали ..."
-" На химии 600 часов, аппараты разные, несколько лет летаем..." Я очень настороженно отношусь к "химикам " и их налёту, потому начинаю подробно объяснять особенности управления крылом и лёгкой тележкой. Но, вижу, что слушают меня "в одно ухо...". Ладно, мне тоже не досуг рассыпаться бисером,- нужно выпускать на старте - уже начались полёты.
  Пилоты отрабатывают "поставленные задачи", заполняются ведомости, всё идёт штатно. На последок доходит очередь до "безлошадных". Первый пилот получает задачу: "Взлёт. Полёт по кругу на высоте ... Змейка. Конвейер. Приземление." Садится в тележку, запускаю, пошел...
  То, что полёт пошёл нештатно было понятно уже после первого разворота. Пилот дёргал газом и ручкой и раскачивал аппарат по тангажу, пытаясь стабилизировать его в горизонтальном полёте. При этом забрался на высоту, явно большую чем требовалось для выполнения задания. Наконец, перестал бороться с газом и начал снижаться на холостых. Но, появилась другая проблема - аппарат стал раскачиваться с большими кренами и  это явно не походило на упражнение "змейка". Приблизившись к посадочному створу, стало заметно, что пилот зажал ручку трапеции больше необходимого и борется с кренами пытаясь приземлиться. Ему уже явно не хотелось продолжать полётное задание. Я вышел на край полосы и стал жестами показывать, чтобы пилот отдал ручку от себя ( пытаясь сказать: "отпусти ручку" ). Но пилот, устремив взгляд в пространство, прошёл мимо полосы и стал маневрировать, заходя на второй круг.
  -"Что это он у нас делает? "Змейку" что ли?", - произнёс Владимир Иванович. Воздух, казалось замер, росло напряжение.
  На следующем заходе к полосе уже не только я, но и несколько добровольцев вытягивали вперёд руки возле полосы и орали во всё горло: "ОТПУСТИ РУЧКУ!!!", пытаясь чем-то помочь "неуправляемому снаряду". Крены аппарата достигали угрожающих величин, руки начали гадко потеть.
  Всё-таки массовое участие дало результат. Пилот, пролетая мимо полосы, заметил наши старания, "отпустил" ручку в нейтраль и аппарат успокоился. Размазанным кругом он зашёл на полосу и более-менее благополучно приземлился. В наступившей паузе все ждали реакцию "главного".
-"Ну, приземлился, и слава Богу...",- произнёс В.И.Забава. -" Кто ещё летит? Твой товарищь?",- обратился он к незадачливому химику с 600-та часами налёта.
  Приземлившийся только-что пилот курил, руки у него дрожали.
-"Н-нет... я не полечу...",- понуро (тем не менее, трезво расценив ситуацию) промолвил его товарищь. Похоже, многие были ему за это признательны...

  Возможно, в последствии, в тех краях, от куда приехали эти люди, появились страшные и героические рассказы о "доблестном рыцаре, усмирившем чудовище по имени "Марлин". А на той же подмосковной  площадке, ещё не один год, десятки разновозрастных пилотов продолжали  обучаться и отправлялись в свой первый самостоятельный на лёгком и послушном крылышке с мурлыкающим названием...
*( по материалам "Бюро Авиационных Приключений")
 
Сам видел, как Марлин взлетает с полностью отданной ручкой, устойчиво без завалов, потом делает горку,одновременно переваливается и скидывает газ, летит, не заваливается.
 
Назад
Вверх