Дмитрий Шаповалов (Velocity)
Хвост в самолете лишняя деталь!
- Откуда
- Москва
Разработчик: GAAS
Страна: США
Первый полет: 1994
Тип: Разведывательный БПЛА
Cамый известный сегодня беспилотный авиационный комплекс, безусловно, RQ-1 Predator ("Хищник"). Фирма General Atomics Aeronautical Systems, Inc (GA-ASI) в своих материалах называет Predator "единственным успешным проектом в области беспилотной авиации за десятилетия". Со скидкой на рекламное преувеличение с этим утверждением можно, в основном, согласиться.
Predator не относится к комплексам тактических ДПЛА. Этот факт отражается даже в способе упоминания "Хищника" в статьях и документах фирмы - создателя: летательный аппарат называют Predator Aircraft (русский эквивалент - (боевой) самолёт "Хищник"), а комплекс в целом именуют Unmanned Aircraft System (русский эквивалент - "беспилотный авиационный комплекс"). Более того, заметно некоторое противопоставление комплекса Predator тактическим комплексам ДПЛА. Отмечается, например, что унифицированная наземная станция управления комплекса Predator (Common Ground Control Station) может быть использована для управления тактическими ДПЛА.
Беспилотные самолёты Predator собраны из унифицированных авиационных механических, электрических и радиоэлектронных узлов, применяемых на пилотируемых самолётах. Благодаря такому подходу удалось создать чрезвычайно надёжный летательный аппарат. Естественно, надёжность беспилотного самолёта Predator не абсолютна. Половина самолётов из общего количества 60.. 70 закупленных c 1994 года, к концу 2002 года по различным причинам, в том числе и из-за отказов техники, была утрачена.
Самолёт Predator имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением воздушного винта. Хвостовое оперение - перевёрнутое V-образное. Силовая установка построена на четырёхцилиндровом двигателе фирмы Rotax. Старт и посадку беспилотных самолётов производят по-самолётному, используя обычные аэродромы. Управление стартом и посадкой заявляется как автоматическое, однако, судя по наличию в комплексе обычного авиамодельного пульта ручного управления и квалификационным требованиям к операторам комплекса, можно предполагать, что используется и ручное управление.
Навигация беспилотного самолёта Predator - комбинированная (спутниковая и инерциальная навигационные системы). Оператор имеет возможность корректировать программу полёта, а также управлять целевой нагрузкой.
Беспилотные самолёты Predator имеют очень серьёзную целевую нагрузку. Сенсорная часть целевой нагрузки включает в себя:
1. две цветных телевизионных (ТВ) камеры,
2. кадровую инфракрасную (ИК) камеру,
3. радиолокатор с синтезированной апертурой.
Сенсорная часть, включая радиолокатор, смонтирована на гиростабилизированной платформе. Общая масса целевой нагрузки достигает 204 кг.
Важнейшей особенностью комплекса Predator является использование спутниковых радиолиний для связи беспилотного самолёта с наземной станцией управления и потребителями разведывательной информации. Это обеспечивает возможность получения разведывательной информации в глобальном масштабе. Благодаря спутниковой радиосвязи, дальность (радиус) действия комплекса ограничивается только радиусом полёта собственно беспилотного самолёта Predator. Типовым максимальным удалением самолёта от точки старта полагают 400 морских миль (740 км). Максимальная продолжительность полёта - 24 часа. В экспериментальных полётах была получена продолжительность полёта 40 часов. Поэтому комплекс Predator может быть определён как средство оперативной и стратегической воздушной разведки в интересах высшего оперативного командования с возможностью получения разведывательной информации в любой точке Земли.
Возможность глобальной трансляции разведывательной информации в реальном масштабе времени демонстрировалась в начале 2002 года, когда была организована постоянная передача видеоизображения из Афганистана на командный пункт в Вашингтоне. Полезность таких трансляций подвергалась сомнению, в том числе в прессе.
Комплекс Predator отнюдь не исключает прямой радиосвязи беспилотного самолёта с наземной станцией. Заявлена дальность прямой радиосвязи 150 морских миль (278 км). Радиовидимость на такой дальности может быть обеспечена только при значительных высотах полёта, не менее 7000 м (максимальная высота полёта беспилотного самолёта Predator заявлена 7620 м над уровнем моря).
Первые комплексы (в количестве 35 штук) переданы на вооружение 11-го и 15-го разведывательного эскадрона ВВС США в начале 1998 года. В марте 1998 года подписан дополнительный контракт на сумму 71.5 миллионов долларов на производство еще 18 БПЛА. Фирма General Atomics Aeronautical Systems выпускает так же морской вариант БПЛА, названный Sea Predator, первый из комплексов установлен на авианосце Нимиц.
В средствах массовой информации часто под названием Predator фигурируют аналогичные беспилотные самолёты фирмы GA-ASI, например, GNAT - предшественник "Хищника".
В настоящее время фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое уже получило название Predator B. Самолёты Predator B будут иметь ещё более высокие характеристики, например, допустимую массу целевой нагрузки предполагается увеличить на 50% (до 300 кг), а максимальную высоту полёта - до 13700 метров. Воздушная скорость самолёта Predator B будет превышать 400 км/час, а максимальная продолжительность полёта - сутки.
Модификация RQ-1
Размах крыла, м 14.84
Длина самолета, м 8.23
Высота, м 2.21
Масса, кг
пустого 430
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914 UL
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 110-130
Дальность полета, км 740
Продолжительность полета, ч
нормальная более 20
максимальная 40
Практический потолок, м 7920
http://www.airwar.ru/enc/bpla/rq1.html
Страна: США
Первый полет: 1994
Тип: Разведывательный БПЛА
Cамый известный сегодня беспилотный авиационный комплекс, безусловно, RQ-1 Predator ("Хищник"). Фирма General Atomics Aeronautical Systems, Inc (GA-ASI) в своих материалах называет Predator "единственным успешным проектом в области беспилотной авиации за десятилетия". Со скидкой на рекламное преувеличение с этим утверждением можно, в основном, согласиться.
Predator не относится к комплексам тактических ДПЛА. Этот факт отражается даже в способе упоминания "Хищника" в статьях и документах фирмы - создателя: летательный аппарат называют Predator Aircraft (русский эквивалент - (боевой) самолёт "Хищник"), а комплекс в целом именуют Unmanned Aircraft System (русский эквивалент - "беспилотный авиационный комплекс"). Более того, заметно некоторое противопоставление комплекса Predator тактическим комплексам ДПЛА. Отмечается, например, что унифицированная наземная станция управления комплекса Predator (Common Ground Control Station) может быть использована для управления тактическими ДПЛА.
Беспилотные самолёты Predator собраны из унифицированных авиационных механических, электрических и радиоэлектронных узлов, применяемых на пилотируемых самолётах. Благодаря такому подходу удалось создать чрезвычайно надёжный летательный аппарат. Естественно, надёжность беспилотного самолёта Predator не абсолютна. Половина самолётов из общего количества 60.. 70 закупленных c 1994 года, к концу 2002 года по различным причинам, в том числе и из-за отказов техники, была утрачена.
Самолёт Predator имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением воздушного винта. Хвостовое оперение - перевёрнутое V-образное. Силовая установка построена на четырёхцилиндровом двигателе фирмы Rotax. Старт и посадку беспилотных самолётов производят по-самолётному, используя обычные аэродромы. Управление стартом и посадкой заявляется как автоматическое, однако, судя по наличию в комплексе обычного авиамодельного пульта ручного управления и квалификационным требованиям к операторам комплекса, можно предполагать, что используется и ручное управление.
Навигация беспилотного самолёта Predator - комбинированная (спутниковая и инерциальная навигационные системы). Оператор имеет возможность корректировать программу полёта, а также управлять целевой нагрузкой.
Беспилотные самолёты Predator имеют очень серьёзную целевую нагрузку. Сенсорная часть целевой нагрузки включает в себя:
1. две цветных телевизионных (ТВ) камеры,
2. кадровую инфракрасную (ИК) камеру,
3. радиолокатор с синтезированной апертурой.
Сенсорная часть, включая радиолокатор, смонтирована на гиростабилизированной платформе. Общая масса целевой нагрузки достигает 204 кг.
Важнейшей особенностью комплекса Predator является использование спутниковых радиолиний для связи беспилотного самолёта с наземной станцией управления и потребителями разведывательной информации. Это обеспечивает возможность получения разведывательной информации в глобальном масштабе. Благодаря спутниковой радиосвязи, дальность (радиус) действия комплекса ограничивается только радиусом полёта собственно беспилотного самолёта Predator. Типовым максимальным удалением самолёта от точки старта полагают 400 морских миль (740 км). Максимальная продолжительность полёта - 24 часа. В экспериментальных полётах была получена продолжительность полёта 40 часов. Поэтому комплекс Predator может быть определён как средство оперативной и стратегической воздушной разведки в интересах высшего оперативного командования с возможностью получения разведывательной информации в любой точке Земли.
Возможность глобальной трансляции разведывательной информации в реальном масштабе времени демонстрировалась в начале 2002 года, когда была организована постоянная передача видеоизображения из Афганистана на командный пункт в Вашингтоне. Полезность таких трансляций подвергалась сомнению, в том числе в прессе.
Комплекс Predator отнюдь не исключает прямой радиосвязи беспилотного самолёта с наземной станцией. Заявлена дальность прямой радиосвязи 150 морских миль (278 км). Радиовидимость на такой дальности может быть обеспечена только при значительных высотах полёта, не менее 7000 м (максимальная высота полёта беспилотного самолёта Predator заявлена 7620 м над уровнем моря).
Первые комплексы (в количестве 35 штук) переданы на вооружение 11-го и 15-го разведывательного эскадрона ВВС США в начале 1998 года. В марте 1998 года подписан дополнительный контракт на сумму 71.5 миллионов долларов на производство еще 18 БПЛА. Фирма General Atomics Aeronautical Systems выпускает так же морской вариант БПЛА, названный Sea Predator, первый из комплексов установлен на авианосце Нимиц.
В средствах массовой информации часто под названием Predator фигурируют аналогичные беспилотные самолёты фирмы GA-ASI, например, GNAT - предшественник "Хищника".
В настоящее время фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое уже получило название Predator B. Самолёты Predator B будут иметь ещё более высокие характеристики, например, допустимую массу целевой нагрузки предполагается увеличить на 50% (до 300 кг), а максимальную высоту полёта - до 13700 метров. Воздушная скорость самолёта Predator B будет превышать 400 км/час, а максимальная продолжительность полёта - сутки.
Модификация RQ-1
Размах крыла, м 14.84
Длина самолета, м 8.23
Высота, м 2.21
Масса, кг
пустого 430
максимальная взлетная 1020
Тип двигателя 1 ПД Rotax 914 UL
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость, км/ч 217
Крейсерская скорость, км/ч 110-130
Дальность полета, км 740
Продолжительность полета, ч
нормальная более 20
максимальная 40
Практический потолок, м 7920
http://www.airwar.ru/enc/bpla/rq1.html