STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Разъём питания объединяет шесть проводов в два жгута – на минус (масса приборного отсека) и плюс от АЗСа и выключателя «RADIO».
   Так всё выглядит в готовом к установке виде…
ФОТО: 14, 15, 16
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[highlight]ГЛАВА 4 :[/highlight] Панельки ИНТЕРКОМ. ( продолжение )

   «Пока не остыл паяльник»* продолжил распайку разъёмов РС-7 и гнёзд под гарнитуры. Собрал жгутик с гнёздами и разъёмами для основной панельки и жгутик для дополнительной – сзади, слева за спинкой второго пилота.
*(Идеоматическое выражение, которое в иносказательной форме описывает какое-либо явление, делая акцент на сути этого явления. В данном случае, выражение полностью отражает происходящий процесс и по содержанию, и по форме…) :)
ФОТО: 000, 001, 002
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   От разъёмов радиостанции и центральной коробки протащил вдоль борта жгуты, закрепив их к обшивке на пластиковых клипсах…

ФОТО: 01, 02, 03
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Один из жгутов подключает к прибору GT-50 датчик температуры воздуха снаружи (за бортом)…

ФОТО: 07, 08
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Два других жгута подключают дублирующий выключатель зажигания и, собственно, гнёзда гарнитур и кнопку включения интеркома.

ФОТО: 09, 11, 12
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[highlight]ГЛАВА : 6[/highlight] Панели электроприборов.
                                 Панели АЗС и ВГ-15

*******
   Приборная панель нашего самолётика собирается из нескольких отдельных модулей – панелей, на которых сгруппированы приборы и элементы управления, связанные общим назначением.  Приборов и разной мишуры мелочёвки довольно много для небольшого объёма приборного отсека. Пришлось изрядно повозиться с компоновкой на этапе проектирования и макетирования. В этом, здорово помогают компьютерные программы моделирования. Без проработки конструкции в CAD-программе пришлось бы отказаться от части приборов и сильно упростить конструкцию в целом. Надеюсь, результат сборки покажет, что «игра стоила свечей».

ФОТО: 1
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
    Под установку тумблеров и предохранителей (АЗС) изготовил панельки из листа с загибом по радиусу. Почему не из стандартного профиля? Радиус приятнее для руки и менее травматичен при соприкосновении (с коленкой, например). К тому же, лицевая часть панельки тумблеров расположена под углом 30 град. от вертикали. Такое расположение очень удобно для переключения рычажков рукой, развёрнутой ладонью вверх на уровне живота.

   ФОТО: 2, 3
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   АЗС-ы применил довольно «бюджетные» - сравнительно недорогие. Известного производителя [ch61514] (завод «SANG MAO») марки А-0701. «Начинка» у них вполне приличная (исполнение, материалы и покрытие контактов), есть сертификат с данными. Меньше 3-х Ампер эти АЗС-ы мне не попались, но для защиты потребителей более низких токов использовал блок автомобильных предохранителей на 10 соединений.
https://www.chipdip.ru/catalog-show/circuit-breakers?p.1506=1&p.1506=2&p.1506=3&p.1506=5

   Переключатели установил ВГ-15-2С. Удалось найти магазинчик, где с хранения продаются очень в приличном (абсолютно новом) состоянии и ценник (тогда был 160 руб/шт.) сопоставимый с  ширпотребом. Не удержался, взял коробку!
http://erk.su/catalog/grey/26956/
   
   Вот такие получились панельки. Устроил из них маленький военный парад  :).
ФОТО: 4, 5, 6
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Панель ТРИММЕРОВ

*******
   Собственно, триммер установлен один – на руль высоты.  Серая панелька FLAPS с лапкой переключателя в форме закрылка – и есть элемент управления положением закрылков. Над ним переключатель триммера, а справа индикаторы положения.
   Комплектующие покупались на «спруссе», но в принципе, каждый может изготовить аналогичные (и даже лучше) самостоятельно. Многие из недорогих готовых изделий для самолётиков сделаны исключительно для продажи. Применять их для установки в том виде как есть, не всегда возможно.
   Вот, например, индикатор положения закрылков в виде перемещающейся вверх – вниз точки не удобен, а при полёте в тёмное время суток – не читаем. Пришлось залезть в схемку индикатора и сделать, чтобы загорался столбик сверху – вниз (от 0 положения к III).
   Лапка переключателя закрылков предназначена для крепления на рычажок Ф6,3 мм цилиндрической формы. К тому же, ось поворота рычажка должна быть на уровне внешней поверхности  лицевой панельки, которая идёт в комплекте ( то есть, переключатель должен быть с гайкой ). Подходящего переключателя не нашлось. Неплохой переключатель марки «АРЕМ» имеет конический рычажок Ф5 мм. Если крепить лапку, как предлагает производитель, прямо на конический рычажок переключателя, то она неизменно сворачивается на бок и заклинивает. Для крепления лапки на него потребовалось изготовить латунные сухарики с обратным внутренним конусом.   

   Для объединения в общую схему всех разъёмчиков от индикаторов и переключателей собрал платку. На ней же разместил самовосстанавливающиеся термо предохранители, чтобы отдельно защитить каждый из электронных компонентов. 

   «До кучи», нарисовал  шильдики. Они из тонкого клеящегося двухцветного пластика. Надписи гравированы лазером.
ФОТО: 1, 2, 3
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Такой вот, получился у меня «набор для управления триммером и положением, закрылков». :)
   Конечно есть ещё некоторые «нюансы» подключения, чтобы всё это работало как следует, но это уже другая история*… http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1443511545/0
*(В ней описание релейного блока управления триммером и закрылками с двух  постов управления с назначением приоритетного поста.)

ФОТО: 4, 5
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Центральная Панель Колодок (ЦПК)
*******
   ЦПК, так я её обозначил, соединяет жгуты электропроводки от потребителей, органов управления ими и питающих цепей. Этот, казалось бы, лишний элемент позволяет сильно упростить общую сборку, поскольку любой модуль имеет возможность устанавливаться и извлекаться из общей сборки, не затрагивая другие узлы конструкции. А самое главное, есть простая возможность добавлять в сборку новые модули и менять коммутацию уже установленных. Таким образом, в отличие от панели только с разъёмами, можно оперативно и просто устанавливать новое оборудование или заменять установленные ранее приборы на другой тип.
   Для нетипового самолёта не существует подробной электросхемы. Только общий вид, без подключений конкретных потребителей. Подробная схема появляется в процессе и по мере сборки узлов. Даже заранее закладывая в конструкцию колодки с «избыточным» количеством клемм, можно обнаружить, что при сборке их всё равно не хватает :). Особенно клемм на МАССУ и общий ПЛЮС. Однако, для них я использую шины.
   С колодками гораздо проще работать, чем с разъёмами, поскольку используются клеммы «О-типа», которые обжимаются доступным инструментом. Вся «силовая» электропроводка самолёта выполняется этим типом клемм, с установкой под винт /гайку на колодке.
   Проще и нагляднее «формализация» электросхемы. ( Я постоянно путаюсь, кто у штыревых разъёмов «ПАПА», а кто «МАМА»  :) ).
   В общем, клеммные колодки здорово выручают и дополняют электросхему с разъёмами. Вот такой симбиоз и получается на нашей ЦПК…

ФОТО: 1,2
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Почему я не поставил обычные отечественные «военные» клеммные колодки, использующиеся в монтаже радиооборудования?  Теперь, уже не помню… возможно, лучше было применить их… В тех колодках, которые использовал я, наверное, понравилось наличие прозрачной защитной крышки и что-то ещё… Не смотря на доступность, невысокую стоимость и некоторые удобства в установке они имеют ряд «нюансов».
   Нормальные клеммные колодки я купил с третьего захода… :). Цена уже не имела значения, поскольку конструкция была уже проработана под них. Видимо об этом знали и маленькие хитрые узкоглазые люди, которые их производят  :). У одного и того же поставщика, в разных партиях (при одинаковой закупочной стоимости) оказались оч-чень разные по качеству изделия.
  Сперва, я купил на примерку каждого размера по паре единиц. Проработал конструкцию и заказал через интернет комплексный заказ ( у того же продавца ), включающий клеммы, провод, разъёмы кнопки и т.п. При покупке не обратил внимания, полагая, что всё как на картинке ( тем более, что «эти» колодки я уже держал в руках ). На месте, вскрыв пакеты, обнаружил, что они несколько отличаются по виду, но в целом они меня устроили. Только при сборке выявился дефект… Положив их обратно в пакетик, сделал на нём предупреждающую надпись…

ФОТО : 3
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Теперь, зная о «нюансах», я поехал в другое место. Глядя на товар «живьём», купил то, что меня устраивает. ( Однако…. китайцы, всё-таки «Гении профанации»!!! ) Внешне и на прочность корпуса, вполне приличная колодка с винтами М3 оказалась с весьма тонкими латунными перемычками, резьба в отверстиях которых, судя по всему, нарезана тем винтом, который в неё закручен. При затягивании клеммы винтом он срезал резьбу в перемычке!

  ( Вот, хрен угадаешь, где они «подложат свинью»! Ни в чертёж, ни в ГОСТ-а они не веруют!  :). )

   Теперь я знаю, почему, выполненные по одному стандарту DIN, изделия ( клеммные колодки ) могут отличаться «ценой» в пять раз…


   Пояснения к картинкам:

- 4 – В левой ( во всех отношениях ) колодке, перемычки болтаются и вынимаются при откручивании винтов ( М4 ). В правой, на снимке, перемычки зафиксированы.
- 5 – Перемычки зафиксированы в центре. Форма более ажурная, тонкая, но руками не ломается. Крышка надёжнее фиксируется – не выпадает из креплений, если постучать по столу.
- 6 – Правильный термореактивный пластик глянцевый и чёрный. Его формы более чёткие на гранях.

ФОТО: 4, 5, 6

Есть очень хорошие колодки из матового чёрного пластика. На них, как правило, не стесняются наносить маркировку производителя… Например,*. При возможности, следует брать именно такие. Или, искать подходящие «военные».

* http://клеммник.рф/barrier/106/

http://клеммник.рф/barrier/98/

http://клеммник.рф/barrier/102/
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Лепестки крепления разъёмов.
*******
   Для крепления разъёмов к элементам конструкции, есть одна очень полезная вещь – металлический «лепесток». На большинстве герметичных разъёмов предусмотрены приливы пластика, которыми разъём надевается и фиксируется на таком лепестке.

   Разъёмы типа «AMP» ( или «TYCO» ), которые в основном и использую для соединений, установлены на ЦПК как раз на таких лепестках.
 
   Оригинальные разъёмы «AMP» встречаются в продаже либо случайно ( из запасов многолетней давности ), либо их стоимость неоправданно высока. Однако, существуют многочисленные копии этих разъёмов, в широком диапазоне качества при практически одинаковой цене. ( Так же, есть масса аналогичных по конструкции, но отличающихся от них по форме ). Неудобство доставляет то, что у копий несколько отличаются размеры, и ширина лепестков варьируется в пределах 1,5 мм.

   Я делаю лепестки из листа АМГ-2 толщиной 1,0 мм, вырезая ножницами по металлу полоску и загибая по разметке пассатижами. Сверлю отверстие под заклёпку Ф3,2 мм и устанавливаю в место подхода жгута с разъёмом.

   ФОТО : 001, 002
 

Вложения

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Учитесь  господа  как  аккуратно  и  серьезно  нужно подходить  к делу............ [smiley=thumbsup.gif]
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Шины электропитания.
*******
   Прежде, чем становиться «человеком-пауком»  :), необходимо определиться с количеством и местами расположения основных элементов и потребителей электроснабжения. Для этого потребуется мало-мальски проработанная электро-схема нашего самолётика.
   За основу можно взять схемы, рекомендуемые и проверенные на практике. Из документации по установке мотора и потребителей и из общих рекомендаций различных изданий. Например, из доступной для скачивания ( в том числе на нашем форуме ) брошюры «Электрические Системы Летательного Аппарата», в которой приведены схемы для самолёта «Цессна – 172».
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   В принципиальном построении силовой электро-схемы ЛА для двигателя со стартером и генератором, все рекомендации единодушны. Нам потребуется установить конденсатор на 22 000 мкФ х 40 В, блок предохранителей ( от 4-х до 10-ти в корпусе ), силовые провода от АКБ к стартеру сечением не менее 10 мм2 и «шины» ( «BAS» ) -  проводники, по которым питание от главных источников тока будет раздаваться на многочисленные потребители.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   В подкапотном пространстве приборной панели нашего самолётика удобно расположились конденсатор («балластная ёмкость») и блок предохранителей…
   
ФОТО: 010, 011, 012
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
*******
   Принципиально, шины разделились…  :) …на минус и плюс шины. Или на шины «массы» и шины «питания».
   Масса от АКБ, проводом в 10 мм2 с клеммой под болт М6, в ближайшем к АКБ удобном месте, присоединяется к зачищенному металлу сварной фермы кабины. Это немного экономит на весе «силовой» проводки к блоку двигателя ( к стартеру ) и очень упрощает подключение к «массе» всех приборов и потребителей.
   Там, где к минус – массе удобно подходит несколько проводников организуется минус – шина, прямо на элементе конструкции фермы ( труба или приварная пластина конструкции ). Для лучшего контакта объединённых проводников используется медная полоса сечением 10мм х 1,5мм. Резьба нарезается прямо в стальной трубе*. Медная пластина дополнительно «металлизируется» коротким проводником 2,5 мм2 в резьбовое отверстие на зачищенном участке этого же элемента конструкции.

   *( В конструкции сварной фермы кабины используется «условно» нержавеющая CrMo сталь марки 4130 )

ФОТО: 001, 002, 003
 

Вложения

Вверх