STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Всё классно, всё супер.
Но, но какого черта столько переделок ?
Самолет сырой ?

Есле уж взялись, то до конца идите, поднимите стабилизатор с земли, а то смысл короткого взлета и посадки с бетонной полосы ?
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Отдельные стрингерочки удобно устанавливать на двухсторонний тонкий «скотч». Верхние отверстия здесь только как кондуктор, для сверления обшивки под заклёпки.

  Вот такой набор получился:
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Панели крепятся к стрингерам частично на винтах, частично на вытяжных заклёпках. Стыки и щели закрываются неопреновым уплотнителем и герметиком. В центре, в углах нижней части ( по наклону оси самолётика ) предусмотрены сливные отверстия и шпигаты с резиновым клапаном, для удаления влаги и мусора.

  Под панели планируется заложить утеплитель – шумаизолятор. Можно и подогреваемый пол сделать  :) :)!
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Так увлёкся, что забыл достать клеко из коробки и совсем их не использовал в работе! Вот, незадача.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Теперь очередь самой «муторной» части работы,- «отделка и декорация». Благо, она была проделана заранее на чертежах, но оставалась неизвестной большая технологическая часть процесса. Стыки панелей нужно закрыть крышками.

  Сперва хотел штамповать, но материал 1,5 мм и рифлёный, да и штампы собирать ради двух крышек – неоправданная роскошь. Упростил обводы до прямых линий, изрезал не один лист картона, но все крепёжные отверстия всё равно пришлось делать овальными.

  Кстати, очень выручает мой любимый «хирургический» инструмент. Резиновые упоры на сверло избавляют от «лишних дырок» в тонкой обшивке.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Таким образом, изготовил крышки для педалей, а по центру установил пластиковый напольный кабель канал.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Предстоит ещё закрыть панелями полы задней части кабины – пассажирскую. Но здесь без кардинальных переделок не обойтись. Посты дублирующего управления педалей закреплены на обшивке 0,4 мм(!), а переносить их на поверхность пола нельзя. При посадке второго пилота в кабину, места на полу под ступню недостаточно. Сложный «рельеф» профиля пола с изменением углов наклона и многочисленные элементы, создают ряд препятствий. Потому, решил с этим «лоскутным одеялом» разобраться после… после установки подножки и проработке последовательности действий при посадке на место второго пилота ( оно же инструкторское ). Возможно, придётся сделать сдвижное сиденье первого пилота ( как на всех приличных самолётах ) и, очень возможно, «ломающиеся» РУСы. По крайней мере, складывание РУС и сдвигание в крайнее положение сиденья до приятного упрощают процесс залезания пилотов в «домик пана тыквы»  ;D
 

Вложения

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
Конечно  красиво  ,  но  эта  красота  весу  нагоняет  жуть.  Вроде  всё  по  чуть  чуть  , а  глядишь  и  центровочка  поменялась.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
  Конечно, центровку проверим. По "агентурным данным" этому самолётику догружение носовой части не вредит, особенно при замене хвостовой опоры на более... более...и более.

Но, но какого черта столько переделок ?Самолет сырой ?
  Это ещё пока не переделки. Если вспомнить начало ветки, я писал, что привезли самую простую комплектацию набора. Потом склепали планер. Теперь я эту коробочку начиняю в соответствии с пожеланиями будущего лётчика и своими представлениями о безопасности и эксплуатационном удобстве машины.

 
Представьте себе банку с консервированым горошком... А теперь просто банку - без горошка, крышки, этикетки и лакового покрытия. Вот, моя задача сделать из просто банки - "банку с консервированям горошком". А поскольку, мне не нравится невкусный горошек, я выращиваю и готовлю его из "мозговых сортов" :)
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[highlight]ГЛАВА: 5[/highlight]  Центральная Коробка (продолжение)

   Этот конструктив, для закрепления на рамке приборного отсека штатного шасси под радиостанцию «Icom-210», постепенно обрастает деталями. Дошла очередь до прокладки жгутов подключения радиостанции.

   До начала работы с ламелями разъёмов и проводами, неплохо разобраться, что буквенно – цифровая нумерация гнёзд разъёма Molex и надпись «Front view» на картинке из руководства по установке радиостанции, для нашей работы будет читаться [highlight]зеркально или с право – на лево[/highlight]. Собственно, вырез под «поляризационный ключ» в плате разъёма Molex, на заднем торце корпуса радиостанции, однозначно указывает на это. Чтобы не путаться, на установочный корпус с наружной стороны, над разъёмом Molex наклею полоску с маркировочными надписями «шиворот – навыворот»  :), соответственно гнёздам разъёма.

ФОТО: маркировка, 1
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Для подключения радиостанции к питанию использовал шести контактный разъём, с подходящими по пропускаемому току характеристиками контактных групп. От ламелей штатного разъёма Molex четыре провода идут на минус и два провода на плюс питания.  Рекомендуется использовать провод сечением 0,5 – 0,75 мм2 для минусового соединения и 0,75 – 1,0 мм2 для плюсового. Я применил белый провод марки МГШВ - 1,0 мм2 для всех ламелей. Следует отметить, что это предельный по толщине провод (с учётом термоусадочной трубочки на обжатой части ламели), который пролезает в гнездо пластмассового корпуса разъёма Molex обжимается 1,0 мм2 так же на пределе размера усиков ламели (пришлось пропаять для надёжности). Потому, по своему опыту, рекомендую ограничиться меньшими значениями сечения проводников питания – 0,75 мм2.
   Перемычка четырёх ламелей Р, 13, М, 11 выполнена как раз серым проводом 0,75 мм2 из двух коротких отрезков, зачищенных в середине и соединённых  пайкой с обмоткой тонкой медной жилой.
   Для  присоединения аудио и переключающих контактов разъёма, я использовал разъёмы РС-4 и РС-7. С ламелями разъёма Molex соединяю их отрезками равной длины экранированного многожильного  медного провода в фторопластовой изоляции марки МГТФЭ – 0,35 мм2.
ФОТО: питание, 2
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Некоторое лирическо – технологическое отступление...

   В конструкции подключения радиостанции использован разъём с контактами Molex terminal (4366-GL). Они имеют «усики» под обжимку проводника. Как говорит Винни-Пух: «Это Ж-ж-ж не спроста!» Ранее, использовались разъёмы с контактами под пайку, но это вызывало много проблем при подключении и отказы в работе станций. Выполнить качественно пайку ламели контакта значительно сложнее и требует нескольких трудоёмких операций, результат которых зависит от квалификации сборщика. Здесь и выбор припоя и флюса, контроль за температурой пайки и количеством внесённого припоя, необходимо следить, чтобы не происходило затекание припоя внутрь пружинной части ламели, промывка ламели от флюса… Изменение жёсткости облуженного проводника - отламывание, расплавление изоляции - замыкание, коррозия…
   При несоблюдении этих многих «нюансов» ламель не влезала в гнездо и деформировалась или не фиксировалась усиком от выпадения. Площадь контакта уменьшалась, и возникал перегрев ламели и её окисление. Окисленные и выпадающие из гнёзд, деформированные ламели – наиболее частые дефекты при некорректном подключении радиостанции.
   Обжимка контактной ламели на провод – более производительная, простая и однозначная операция, сравнительно с пайкой. В основном, её результат зависит от качества применяемых материалов и инструмента. В идеальном случае, если есть обжимные щипцы с правильными губками,- соответствующими типу ламели и сечению провода, то, при небольшой практике, хороший результат получается почти сразу. Однако, и здесь есть «нюансы». Вынужден огорчить, «щипцы с правильными губками» имеют стоимость, начинающуюся от 6.000 руб. Как правило, они обжимают хорошо только одного вида (и типовые) ламели. Если Вам в работе потребуются несколько видов клемм, то под каждый тип клемм нужны свои щипцы. Более дешёвые и универсальные щипцы либо совсем не работают, как следует, либо у них приходится перетачивать губки под конкретный тип клеммы (и даже купленную от другого поставщика партию!).
   В прочем, если использовать широко распространённые автомобильные клеммы, изготовленные из листа 0,3 мм (толстые), то большинство недорогого универсального инструмента для их обжатия вполне прилично обжимает провода сечением 0,5 – 2,5 мм2 без каких-либо доработок инструмента.
   Возможно, штатно и хорошо обжать контакты набором из двух – трёх жёстких прочных тонкогубцев с разной формой губок, но это годится, когда несколько клемм. При сборке электрической части самолётика используется несколько сотен нескольких различных по типу клемм…
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   В своей работе, я использую пять - шесть различных по типу клемм. Примерно столько же различных по типу разъёмов. Часто, работа выполняется в полевых условиях. Потому, под разные разъёмы и клеммы использую все возможные варианты соединений, в том числе пайку газовым паяльником. В основном применяю технологически отработанные пары: инструмент – «терминал» ( клемма или ламель разъёма). Есть и универсальный набор инструмента, и недорогие обжимные щипцы, губки которых я переточил бор машинкой под часто используемый терминал. Каждую пару провод – терминал предварительно обжимаю на кусочках проводов, чтобы подобрать способ заделки и инструмент.

   Зачищенную часть провода часто требуется сложить вдвое. Это увеличивает плотность обжатия проводника усиками клеммы и площадь контакта. Иногда предварительно «подготавливаю» обжимающие усики клеммы подгибом краёв внутрь с помощью тонкогубцев или губками обжимных щипцов для клемм другого типа. Обжатую часть закрываю отрезком (15 мм) термоусадочной трубочки и, там где требуется, дополнительно таким же отрезком ПВХ трубки. На белую ПВХ трубку удобно наносить маркировку с номером клеммы. На обжатую часть клемм, устанавливаемых в  особо влажных и ответственных местах, наносится защитная смазка. Можно использовать как специальную смазку для электрических контактов, так и обычные силиконовые смазки в баллончиках – спреях.
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Не смотря на то, что все узлы конструкции имеют разъёмные соединения, как по механической, так и электрической части и, в процессе макетирования и сборки каждый узел тестируется, собирается и разбирается не один десяток раз (!), при неполадках в работе радиостанции на летающем самолётике, извлекать этот разъём (Molex) для ремонта… О-оч-чень бы не хотелось… Потому, постараюсь сделать так, чтобы этого не потребовалось «никогда».

   Для этого нужно следовать простым правилам: - использовать качественные и, конечно же, дорогие материалы, - применять правильный и, несомненно, дорогой инструмент, - и ещё какое-то несущественное и «ничего не стоящее» правило … ( кажется, это называется знаниями и опытом [ch61514] ), которое, впрочем, способно компенсировать отсутствие первых двух…

   Терминалы разъёма Molex (4366-GL) не относятся к широко распространённым, потому придётся подобрать щипцы с губками которые качественно обожмут и провод сечением 0,35 мм2 и провода питания сечением 0,75 – 1,0 мм2.
   Обжатая часть «терминала» с проводом в изоляции не должна быть толще ширины контактной части. Иначе, «терминал» не войдёт до положения фиксации в гнездо пластмассового корпуса разъёма (!) Поэтому, трубочку из ПВХ нельзя надевать на контакт дальше усиков, которыми зажата изоляция проводника.
   Этой трубочкой (её ещё называют «кембрик») фиксируется от распускания и сползания с проводника медная оплётка экрана провода МГТФЭ – 0.35 мм2. Так же на неё наносится маркировка контакта.
   При сборке группы контактов в жгут удобно использовать оправку, в которой они предварительно установлены без фиксации, но без возможности крутиться на проводе. Это связано с тем, что усик, фиксирующий ламель в гнезде корпуса разъёма, у ламелей, имеющих буквенную маркировку (устанавливающихся в верхний ряд гнёзд) направлен вверх, а у ламелей, имеющих цифровую маркировку (устанавливающихся в нижний ряд гнёзд) направлен вниз. В качестве такой оправки, удачно подходит корпус разъёма низковольтного питания MHU-4. Два таких корпуса, соединённых вместе, идеально имитируют корпус разъёма Molex.
ФОТО: 3, 4_*, MHU
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Под отрезками чёрной термоусадочной трубки, которые видны на жгутах, закрыто соединение экранов проводников с проводом, подключенным к минус ламелям. Соединение выполнено обмоткой медным тонким проводом и пропаяно. Термостойкая изоляция проводников хорошо переносит такой нагрев, а достаточное количество припоя обеспечивает не только «блестящий» внешний вид, но и гарантирует хороший контакт всех экранов.
   Обматывать экраны можно и зачищенными жилами проводника, подключенного к минус ламели.
   На картинках видно, что внутренняя изоляция экранированных проводов не пострадала при пайке, а все экраны надёжно соединены припоем.
ФОТО: 5, 6
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На картинках ниже, приспособление для пайки мелких деталей. В нём зажат разъём РС-7. Видна разделка концов экранированного провода (по 20 мм). К одному штырьку разъёма можно припаять два проводника 0,35 мм2. Каждое соединение закрывается тонким силиконовым кембриком, длиной 8 мм.
ФОТО: 7, 8, 9
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   На девятом снимке Вы наверняка заметили некий «торчёк» на подпаянном проводе. Это «иголка» из припоя, которая образуется, в основном,  из-за недостаточного количества флюса или не прогрева соединяемых деталей. Припой не растекается на поверхности, а тянется за жалом паяльника. Такая иголка может протыкать изолирующий кембрик и создавать контакт там где не нужно. При качественной пайке должны получаться гладкие блестящие, округлой формы капельки.
   На следующей картинке это место «отредактировано»  :).
ФОТО: 10, 11
 

Вложения

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
   Для изолирующего покрытия подпаянных проводников от корпуса разъёма очень хорошо подходит «волосатая» (ворсистая) синтетическая изолента. При наворачивании корпуса на резьбу фланца разъёма и плотном жгуте, эта изолента  хорошо скользит в корпусе и проводники не закручиваются в спираль.

   На нашем самолётике будет два поста интеркома – возле спинки первого пилота и за спинкой второго пилота. Потому, подключены параллельно два разъёма РС-7.  Два разъёма РС-4 используются для подключений «AUX» и различных коммутационных переключателей – «SW».
ФОТО: 12, 13
 

Вложения

Вверх