Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Обращают на себя внимание очень малые небоевые потери-всего 3 поломки и 2 вынужденные посадки вне аэродромов (с неизвестными последствиями). Видимо сказывалась ещё довоенная, довольно неплохая подготовка лётчиков.
Непонятно, откуда вывод о малых небоевых потерях. 5 ЛП за 25 летных дней, при нуле боевых потерь. Вы же сами писали, что 50% небоевых вам представляются завышенными. А тут 100% небоевых.
И следующий месяц - за 13 летных дней на 2 боевых (ремонтных) потери приходятся 4 небоевых (из них одна катастрофа). 66% небоевых потерь.
А в среднем за 2 месяца получается 82%.
Это немало, поскольку среднемесячное количество исправных машин в полку в ноябре 11, в декабре 6.

Тут скорее можно говорить о низких боевых потерях, с учетом значительного количества боевых вылетов на штурмовку.
 
Абсолютно верно.Во первых вес ( до 50кг !) , во вторых , примерно за год до войны радиостанции с истребителей были сняты и отправлены на склады. Наши историки объясняют это решение тем, что авиадвигатели самолетов СССР были, якобы, незаэкранированы, и от системы зажигания в наушниках слышался треск, который отвлекал летчика.
Вы всё перепутали.
Вес всего комплекта РСИ-3/4 был в пределах 13-15 кг. РСБ (бомбардировщика) - да, весила 47 кг, но с бомберов, как известно, никто их не снимал.
Проблемы с экранированием - это не "якобы", это медицинский факт. Появление в 1943 модификации РСИ-4Д (дистанционная) было вызвано именно этим фактом и необходимостью переместить приёмник к остальным блокам, в закабинный отсек, подальше от силовой установки. Ранее приемник ставился в кабине, с появлением дистанционного управления на щитке у летчика остался только пульт.

Немцы, перелетая линию фронта, фиксировались нашими станциями ВНОС и оттуда следовали телефонные звонки командованию ВВС флота, а оттуда уже шла команда на аэродромы. Взлетали наши истребители и летели к посту ВНОС! Пост на земле широкими белыми полотнищами выкладывал направление пролета немцев, а поперек узкими белыми полотнищами выкладывал высоту пролета (скажем, три поперечных полотнища означали 3000 м).
Это написал Юрий Мухин, а его слова давно никто всерьёз не воспринимает. Сообщить курс и высоту пролета по телефону посты ВНОС не могли видимо по религиозным соображениям. Та же религия не позволяла командованию ВВС передать эти данные "на аэродромы".
Сигналы стрелами предусматривалось подавать только дежурящим в воздухе экипажам, когда информация получена во время дежурства, уже после их взлета.
 
А вот это видели? Лобик крыла "Киттихоука" после двойного (!) тарана (сбиты Ме-110 - двухмоторный (!) истребитель и Ме-109) гвардии старшего лейтенанта Алексея Хлобыстова. После таранов приземлился на базовом аэродроме.
Маленькое уточнение - это не лобик крыла, консоль отломилась по хорде. Случай известный, есть и другие фото. Да и на вашем видны закрылок и часть элерона.
36808_600.jpg

Самое интересное, что по немецким данным, потерь в тот день они не имели. К вопросу доверия немецким источникам.
 
Маленькое уточнение - это не лобик крыла, консоль отломилась по хорде.
Сейчас вижу, а сразу не разглядел. Согласен.
Сигналы стрелами предусматривалось подавать только дежурящим в воздухе экипажам, когда информация получена во время дежурства, уже после их взлета.
Поддерживаю.
 

L-Weg

Я строю долговременные планы, ИЧБХ постоянно
  • 404
можно прочитать здесь!
запрет Роскомнадзора

 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Непонятно, откуда вывод о малых небоевых потерях. 5 ЛП за 25 летных дней, при нуле боевых потерь. Вы же сами писали, что 50% небоевых вам представляются завышенными. А тут 100% небоевых.
По терминологии-вы правы. Я имел ввиду небоевые потери по отношению к количеству боевых вылетов. Обычно, они были заметно больше, даже у бомбардировщиков.
 

alex_toronto

Я люблю строить самолеты!
Непонятно, откуда вывод о малых небоевых потерях. 5 ЛП за 25 летных дней, при нуле боевых потерь. Вы же сами писали, что 50% небоевых вам представляются завышенными. А тут 100% небоевых.
И следующий месяц - за 13 летных дней на 2 боевых (ремонтных) потери приходятся 4 небоевых (из них одна катастрофа). 66% небоевых потерь.
А в среднем за 2 месяца получается 82%.
Это немало, поскольку среднемесячное количество исправных машин в полку в ноябре 11, в декабре 6.

Тут скорее можно говорить о низких боевых потерях, с учетом значительного количества боевых вылетов на штурмовку.
фактически это показывает очень высокую эффективность
по отношению к действиям наземных войск, те стратегически
надо увеличивать авиацию как можно сильнее (что американцы
и делали)
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Вы всё перепутали.
Вес всего комплекта РСИ-3/4 был в пределах 13-15 кг. РСБ (бомбардировщика) - да, весила 47 кг, но с бомберов, как известно, никто их не снимал.
Проблемы с экранированием - это не "якобы", это медицинский факт. Появление в 1943 модификации РСИ-4Д (дистанционная) было вызвано именно этим фактом и необходимостью переместить приёмник к остальным блокам, в закабинный отсек, подальше от силовой установки. Ранее приемник ставился в кабине, с появлением дистанционного управления на щитке у летчика остался только пульт.

Это написал Юрий Мухин, а его слова давно никто всерьёз не воспринимает. Сообщить курс и высоту пролета по телефону посты ВНОС не могли видимо по религиозным соображениям. Та же религия не позволяла командованию ВВС передать эти данные "на аэродромы".
Сигналы стрелами предусматривалось подавать только дежурящим в воздухе экипажам, когда информация получена во время дежурства, уже после их взлета.
Что бы Вы ясно понимали о проблемных сторонах ВНОС приведу алгоритм действий этой системы . Наблюдатель своевременно должен обнаружиль в воздухе самолет. Думаю , что сможете себе это представить. Слухом "запеленговать" примерное направление. Установить визуальный контакт (выискать в небе заветную точку).. Уточнить его тип, высоту и направление полета, . Затем сообщить все эти сведения телефонисту, и тот, записав их в журнал, должен вызвать взводный пост. Там вновь задержка с записью и вызывом ротного поста. И так же передать данные из роты на главный пост. И вот уж тогда данные выдавались на карту руководителя пункта ПВО . А тот уж , в свою очередь , связывался с аэродромом . Ессно , в это время , немецеие самолеты (нервно хмурясь ) не топчатся в "зоне ожидания" , что бы наши успели приготовиться к встрече.. а следуют куда планировали. И частенько меняя курс, что бы запутать наблюдателей ВНОС. Вот такая "религия"..
 

alex_toronto

Я люблю строить самолеты!
это о покрышкине из книги карповича:
"
Вместо обычного объективного разбора боевого вылета и вскрытия ошибок в воздушном бою, Александр призвал в свидетели командира полка майора Иванова и учинил мне разнос, пытаясь представить в моем лице виновника потери им же ведомых двух летчиков и группы «чаек» и найти в этом свое оправдание. Он утверждал, что при атаке «мессов» развернулся влево, а я развернулся вправо, и он защитил хвост моего самолета от атак. Какое несоответствие действительности! "
и тд
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Между Речкаловым и Покрышкиным существовала неприязнь. Поэтому , на объективность суждений надеяться не приходится. Я именно говорю о воспоминаниях участников боевых действий того времени. Как говорится - ""Если абсолютно все о вас отзываются с восторгом, значит вы умерли"...
 
Между Речкаловым и Покрышкиным существовала неприязнь.
Мне показалось также. Покрышкин почти не упоминает Речкалова, а тот в свою очередь не упоминает Покрышкина. Читаешь и диву даешься: два лучших истребителя в полку и не замечают друг друга.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Мне показалось также. Покрышкин почти не упоминает Речкалова, а тот в свою очередь не упоминает Покрышкина. Читаешь и диву даешься: два лучших истребителя в полку и не замечают друг друга.
Упоминает Речкалова , упоминает..."
У Речкалова это был не первый случай, когда он выходил из боя, хотя
летчики группы еще продолжали схватку. Я отчитал его, подчеркнул, что в бою
необходимо полное доверие, а без этого нельзя быть уверенным в правильных
действиях товарища по группе, нельзя победить."
 
личностные оценки летчиков давать уже бессмысленно - прошло 80 лет , нет свидетелей и участников , нет никого , даже врунов нет . Мне тоже приходилось много слышать про Покрышкина нелестного , как и про других тоже . Можно только изучать итоги войны , на основе документов и фактов , а не по фильмам и учебникам истории для школ в ссср - математика в помощь .
 
Что бы Вы ясно понимали
Вы напрасно такой тон выбрали.

Покрышкин почти не упоминает Речкалова, а тот в свою очередь не упоминает Покрышкина. Читаешь и диву даешься: два лучших истребителя в полку и не замечают друг друга.
Версия конфликта Покрышкин-Речкалов изложена здесь
Мутное небо 1941 года: Покрышкин и Речкалов - Красные соколы: советские летчики-асы 1914-1953
Поверка мемуаров документами здесь (букв много)
https://libking.ru/books/military_s...elakirovannye-boevye-hroniki-16-j-gvarde.html

Тем, для кого Покрышкин сусальная икона, читать по ссылкам не рекомендуется.
Для впадающих в другую крайность, напомню - никакие человеческие недостатки Покрышкина не отменяют его мастерство летчика и бойца, личную храбрость и талант руководителя.
 
Командир наверное избегал боёв вот и был хороший в глазах подчиненных. Да и тройкой летать вроде самолетов больше. Кому охота умирать? Мне бабка и дед про таких " командиров" рассказывали
Не собирался педалировать эту тему, но буквально сегодня случайно попался еще эпизод. Оказалось, что необъективные мемуары не так уж и безобидны.
Собственно, в чём был конфликт между ними, тоже непонятно. По словам Покрышкина - в некомпетентности Исаева, как командира и лётчика. Однако позицию Исаева мы не знаем, а в послевоенных мемуарах он, как это ни странно, Покрышкина хвалит.

До сих пор о сути конфликта мы можем судить только по описаниям одной его стороны - Покрышкина.

Можно лишь добавить, что полковник Николай Васильевич Исаев, назначенный со значительным повышением в должности в июне 1944 года командиром полностью переформированной ( сменился весь полковой состав соединения ) 273-й истребительной авиадивизии, как и "покрышкинская" 9-я ГвИАД, целиком вооружённой "Аэрокобрами", весьма успешно ей командовал, причем до конца войны, в отличие от А. И. Покрышкина, сам неоднократно вылетал на боевые задания ведущим групп истребителей, в основном на штурмовку наземных целей, и 6 Апреля 1945 года за 272 боевых вылета ( к Февралю 1945 года ), 38 воздушных боёв и сбитые в них 9 самолётов противника лично и 4 в группе, а также за успешное командование авиаполком и дивизией, был удостоен звания Героя Советского Союза, что само по себе ставит под сомнение мнение Покрышкина о "некомпетентности" Исаева как лётчика и командира.""

И вот такая оценка того же самого полковника Исаева журналистом, но только на основании слов Покрышкина:
Кем же был он, тот, кто едва не погубил героя ? Тип злопамятного высокомерного начальника, который видит в других лишь плохое и любит, когда с ним беспрекословны, - увы, вечен в истории стран и народов. Такой тип командира - демагога, который свою неготовность к современной войне пытается возместить волевым "напором" и бесстрастным отношением к потерям, к цене боя, - явление нередкое в Красной Армии первых лет войны... Именно поэтому Покрышкин, в середине 1960-х годов подготовив к изданию свою первую книгу "Небо войны", настоял на том, чтобы сохранить в тексте своё противостояние с командиром полка. Александр Иванович видел в этом важнейшую военную и нравственную проблему, а вовсе не сводил застарелые счёты. И в "Небе войны", и в "Познать себя в бою" фамилия Исаева изменена на Краев или Заев.
Многие читатели разбираться не захотят, и так и запомнят коллег, подчиненных и начальников Покрышкина облитыми грязью.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Хмм.. Ну зная госсистему изнутри, могу сказать, что
Тип злопамятного высокомерного начальника, который видит в других лишь плохое и любит, когда с ним беспрекословны
распространён и и такие начальники вполне себе растут по карьерной лестнице получая награды и даже показывая какие то результаты.
Как правило со своим начальством они ведут себя совсем иначе. К моменту написания мемуаров полагаю Покрышкин был старше по должности, поэтому Исаев и хвалил его.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Опять же, за что ему героя дали? За много вылетов или за 9 сбитых.
Или по совокупности?
 
Не все так однозначно и сложно понять какой командир лучше, тот, который бросает в пекло, или тот который бережет и так далее. Примечателен пример с американскими Б-17 участвовавшими в налетах на Германию. Командование обеспокоенное огромными потерями при дневных налетах, похлеще чем у наших бомберов и вообще на восточном фронте,, за вылет в среднем лишались пары сотен человек( А бывало и по 45-77 самолетов сбивали за раз, в каждом 10 человек), привлекло к работе математиков, в частности Вальд, Абрахам — Википедия (wikipedia.org) . Те начали вести статистику, в какие места больше приходится пробоин. На вернувшихся самолетах. Получалась некоторая картина, что чаще всего поражаются такие то такие то места. Казалось, бы поставь туда броню и делов то или убери оттуда какие то агрегаты или членов экипажа. Но нет, озадачились как раз теми местами , где не было пробоин,. Почему? Потому что те кто получил повреждения в эти места, не вернулись.... а вот как раз там где пробоины были-это самолету лететь не мешало.

Систематическая ошибка выжившего — Википедия (wikipedia.org)

hiddenhistory.jpg
 
Последнее редактирование:
Вверх