Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

mfs68

Я люблю строить самолеты!...и не только
Поясняю примером: в августе 41-го, 5-й иап КБФ получает новые ЛаГГ-3, и начинает летать на штурмовки помимо вылетов на прикрытие Кронштадта (их основное назначение). При штурмовках теряет и самолёты и лётчиков (по воспоминаниям ГСС И.Каберова), а 23.09.41г группа Ю-87 (с Х.У.Руделем) без противодействия наших истребителей топит линкор "Марат", при этом гибнет 300+ моряков и потеряны 3 орудия 305 мм с боезапасом. Равноценен ли ущерб нанесённый ЛаГГами при штурмовках, этим нашим потерям? Или флотским истребителям правильнее устроить "Штукам" показательное побоище на подходах к главной базе КБФ
[
Неудачное сравнение. Сейчас речь идёт о использовании истребителей, а не специлизированных машинах, мыж не сравниваем с Хеншелем или Ю52.и сравниваем время в котором использовались истребители на тот момент. А то выходит нужноб было говорить о... Немцы поторопились наступать, вот тогда б мы ударили Су25, воот была бы пыыль)).
А ведь туда бросалось всё что летает и Ут 2 и Ут1,не говоря о У2)).
Тут уже пошло обсуждение такой грязной "субстанции" , как -Политика , но тем , не менее без него ( обсуждения) картина будет не полной и рассмотреть все причины наших , Неимоверно Болиших потерь- не Получится.
Если брать Нюрнбергский процесс , то рядом , с подсудимыми , должна была стоять еще масса лиц , из-за которых и состоялось это Колоссальное кровопролитие. В том числе , из Советского руководства , с позволения которого и Ощутимой помощи , Гитлер начал свое победоносное шествие по Европе. Плюс , раздел Польши перед ВОВ. Из-за "Пакта о ненападении " , оборонная промышленность СССР ( в части разработок и внедрения в ВС нового и более совершенного вооружения) осталась совершенно в неизменном состоянии. Поэтому и встретили войну в технически отсталом виде. С "ишачкам" , легкими танками , стрелковым оружием , ХОТЯ ! осуществлялись визиты делегаций , в составе с конструкторами военной техники, в Германию , в Америку и т.д. И не могли не видеть все технические новинки , особенно у немцев. Более того , представители советского ВПК много чего и опробывали..Итого преступная халатность руководства СССР и привела к Тяжелейшим последствиям для своего Народа , который и вынес все на своих многострадвльных плечах...
Никогда в России ( СССР) Человеческая Жизнь не ценилась , не ценится и вряд ли эта "традиция " изменится в Будущем.ИМХО.
Совсем не правильное рассуждение, какоето мелкоклеточное.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Совсем не правильное рассуждение, какоето мелкоклеточное.
Ну тогда обьясните "крупноклеточно". С жирными фактами. Почему Славная и Воспетая до войны РККА допустила 27000000 гибели граждан СССР . Жду..
 
Последнее редактирование:

mfs68

Я люблю строить самолеты!...и не только
Факты, нужно начинать с вас. Тема называется.... 41.. 42года. Конкретно по этим датам. И не нужно сейчас пихать в Илов 36000 и о штуках что потопили марат, это совсем разные разговоры. И впихивать... так давайте в впихнёмся в ил 10 45года или в т26 в монголию, после холкингола. Очём речь то.?. Если играть фактами и цифрами, а и тем более временем и ситуациями НА ТОТ МОМЕНТ И МЕСТЕ И СЛУЧАЕ... Чтоб ВЫ СДЕЛАЛИ?ждали б су 6? Или миг 9 с пушками или ИТП?. Простот играем в одни ворота. Почитайте немецких танкистов или пехотинцев, когда, они просили уходить в лес пожрать нормально, бу монголы татарские иги советкого ркка заставляют во время обеда хоронить своих и выносить раненых. Чтож по вашему, зря старались? Один истребитель мог практически деморализовать целую роту. Один имеется ввиду убитый. А вот если никто не погиб? Чтож по ВАШЕМУ? Умение правильно использовать ТАКТИКУ УНИЧТОЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА как раз и было в эти 41.. 42года. Не позже. Позже это багаж опыта и знаний и лишней крови от этого опыта-учёбы...
Здесь было хорошо подмечено, одна атака, останавливала батальон на 20... 40минут как минимум. Мы просто не хотим читать и считать ихние потери.

И Ил два потеряли и теряли в основном когда набирался опыт. Ведь небыло чёткой системы использования этого вида оружия. Так же как и системы ведения воздушных боёв РККА. Таже катюша, просто пукалка, если стрелять чтоб пострылять, таже гаубица ниочём против уличных боёв... если правильно её использовать, это грозное оружие. А чтоб правильно пользоватся теории мало))) а их тогда было столько что не знали что конкретно будет... Потомучто, эта война была совершенно другой. Чего только стоит доктрина Дуэ.

Продолжать? Или будем пока говорить о тактике использования истребителей в 41.. 42годах?
 

mfs68

Я люблю строить самолеты!...и не только
Не удержался.
Борщ кушают ложкой.
Если нет ложки, а есть вилка как тогда есть? Можно умереть с голоду с вилкой в руках, а можно и насытится выпив жижу с тарелки и потом вилкой всё остальное, а можно и чередовать))

Надеюсь понятна логика тактического боя? А примеров много как сьесть... Пока не попробуешь.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Факты, нужно начинать с вас. Тема называется.... 41.. 42года. Конкретно по этим датам. И не нужно сейчас пихать в Илов 36000 и о штуках что потопили марат, это совсем разные разговоры. И впихивать... так давайте в впихнёмся в ил 10 45года или в т26 в монголию, после холкингола. Очём речь то.?. Если играть фактами и цифрами, а и тем более временем и ситуациями НА ТОТ МОМЕНТ И МЕСТЕ И СЛУЧАЕ... Чтоб ВЫ СДЕЛАЛИ?ждали б су 6? Или миг 9 с пушками или ИТП?. Простот играем в одни ворота. Почитайте немецких танкистов или пехотинцев, когда, они просили уходить в лес пожрать нормально, бу монголы татарские иги советкого ркка заставляют во время обеда хоронить своих и выносить раненых. Чтож по вашему, зря старались? Один истребитель мог практически деморализовать целую роту. Один имеется ввиду убитый. А вот если никто не погиб? Чтож по ВАШЕМУ? Умение правильно использовать ТАКТИКУ УНИЧТОЖЕНИЯ ПРОТИВНИКА как раз и было в эти 41.. 42года. Не позже. Позже это багаж опыта и знаний и лишней крови от этого опыта-учёбы...
Здесь было хорошо подмечено, одна атака, останавливала батальон на 20... 40минут как минимум. Мы просто не хотим читать и считать ихние потери.

И Ил два потеряли и теряли в основном когда набирался опыт. Ведь небыло чёткой системы использования этого вида оружия. Так же как и системы ведения воздушных боёв РККА. Таже катюша, просто пукалка, если стрелять чтоб пострылять, таже гаубица ниочём против уличных боёв... если правильно её использовать, это грозное оружие. А чтоб правильно пользоватся теории мало))) а их тогда было столько что не знали что конкретно будет... Потомучто, эта война была совершенно другой. Чего только стоит доктрина Дуэ.

Продолжать? Или будем пока говорить о тактике использования истребителей в 41.. 42годах?
Не удержался.
Борщ кушают ложкой.
Если нет ложки, а есть вилка как тогда есть? Можно умереть с голоду с вилкой в руках, а можно и насытится выпив жижу с тарелки и потом вилкой всё остальное, а можно и чередовать))

Надеюсь понятна логика тактического боя? А примеров много как сьесть... Пока не попробуешь.
Из Ваших изьяснений , языком троечника-подростка, я так ничего и не понял . Для начала прочтите вот это ...
а потом продолжим...
 
Последнее редактирование:

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Бразеры и сограждане! Может снизим малость градус беседы? Можно в противоход повысить градус в организме, у кого есть желание и возможность. Чего опять заводиться. Косяков, ясен пень, хватало, и трусости, и мужества и всего всего всего. Война, блин. Щаз то нам проще, в тьму веков глядючи. Потому предлагаю обоюдно постараться посдержанней. Нам, "либерастам", не хаять все огульно "кровавым режимом", а "путиноидам" не вставать в защитную позицию на каждый наш чих. Не только ваши деды тогда горели, тонули и гибли. Наши тоже.
Извините.
 

mfs68

Я люблю строить самолеты!...и не только
Из Ваших изьяснений , языком троечника-подростка, я так ничего и не понял . Для начала прочтите вот это ...
а потом продолжим...
Ясно что вы ничего не поняли... К сожалению ни че го...
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Ясно что вы ничего не поняли... К сожалению ни че го...
Спорить с вами не вижу смысла никакого. Прочитайте с самого начала эту ветку и мои посты , может "вьедете" чуть-чуть...И пообщайтесь с хорошо поддатым ветераном ВОВ , конечно же ,не с штабным писарем или тыловиком. Он вам глаза открыл бы , какой ценой далось "переучивание " другой тактике ведения боевых действий на войне...Вы же про это мне хотели обьяснить ? Не ?..
 
Ветеранов уже и не найдешь. Покрышкина пускай хотя бы почитает, который без цензур, про его мнение о умственных способностях руководящего состава ВВС РККА, которое довело до исключения из партии и вывода из штатного состава полка. На современный лад - форменный либерал, заноза в жопе правящей банды, да еще и предпочитал Американскую технику (сейчас написали бы, Покрышкин , не нравится-вали из страны) Не смирился, переломил ситуацию. Чего стоит одно из ограничений полетного времени-бензина залили на час полета на крейсере, столько и держись в воздухе, а то что в боевой обсьановке надо держать обороты повыше и летать на повышенной скорости, и топлива хватает на полчаса-по барабану, будь добр час летай. Вот и ползали на скорости 300 и сбивались, те у кого смелости не хватало(а таких тут исконно 86%) сказать-да вы окуели отцы командиры. Не было управления, потому и потери такие.
 
Последнее редактирование:
Чего стоит одно из ограничений полетного времени-бензина залили на час полета на крейсере, столько и держись в воздухе, а то что в боевой обсьановке надо держать обороты повыше и летать на повышенной скорости, и топлива хватает на полчаса-по барабану, будь добр час летай. Вот и ползали на скорости 300 и сбивались, те у кого смелости не хватало(а таких тут исконно 86%) сказать-да вы окуели отцы командиры. Не было управления, потому и потери такие.
Тут не в управлении дело. В сороковом году СССР произвёл 100 000 тонн бензина разного разного качества и назначения. Значить и до этого бензина лётчикам заливали очень ограниченно и в нормативах были указанны рекомендации по экономии бензина. Ещё и высокооктанового бензина не было. С этими нормативами Сталин и вляпался в войну. Первый период приходилось летать на экономичных скоростях. Отсюда большие потери. Потом 7 декабря, Америка вступила в войну, лендлиз. В марте 42 года как то одномоментно все моторостроительные заводы отчитались о повышении мощности на 5-7%. Причина проста, Америка начала поставлять высокооктановый бензин и моторостроители просто поджали камеры сгорания. За несколько месяцев поэспериментировали с фазами газораспределения и конце лета, начале сентября опять было массовое повышение мощностей авиационных двигателей. Кроме того начались поставки не только бензина, но и нефтеперерабатывающих заводов, а так же антидетонационных присадок к бензину. После войны советские пропагандисты с гордостью говорили: мы выпускали высокооктановый бензин в больших количествах. В 1944 году было произведено 13 000 000 тонн топлива разного назначения. Отсюда и боевые приёмы советских лётчиков в разные периоды войны.
 
Какая разница сколько бензина, все равно больше бака не зальется. Cмысл в том чтоб разрешили расходовать полные баки например не за час, а в боевых условиях за полчаса, и задача боевая решилась бы более эффективно, а на количестве самолетовылетов это не отразится вообще, отразится лишь на количестве времени бессмысленного болтания на низкой скорости. Чтоб это понять надо было угробить множество самолетов(а это не кусок железки и дерева, это труд оборонки) и множество человеческих жизней

И для сведений:
Какие 100 000 тонн? В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 414 000 тонн. нефти, из этого количества нефти выработано одного только авиационного бензина 883 600 тонн. Вроде мало . Но при часовом расходе 200 кг (1000 л.с) это 4 418 000 часов в год. Делите на средний налет в год 150 часов. , ну и поделите на 1,5 (некоторые самолеты двухмоторные) Хватит на 19635 самолета, налетать по 150 часов год. Да была еще и гражданская авиация, но там ПО-2 и прочие Р(П)-5 у которых расход топлива отнюдь не 200 кг.ч

И самое интересное, у фрицев с бензином всю войну было еще хуже, но почему то пилотов никто не ограничивал никакими нормами расхода топлива в бою. А вы говорите не в управлении дело. Все всегда зависит от управления
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: KAA

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Тут не в управлении дело. В сороковом году СССР произвёл 100 000 тонн бензина разного разного качества и назначения. Значить и до этого бензина лётчикам заливали очень ограниченно и в нормативах были указанны рекомендации по экономии бензина. Ещё и высокооктанового бензина не было. С этими нормативами Сталин и вляпался в войну. Первый период приходилось летать на экономичных скоростях. Отсюда большие потери. Потом 7 декабря, Америка вступила в войну, лендлиз. В марте 42 года как то одномоментно все моторостроительные заводы отчитались о повышении мощности на 5-7%. Причина проста, Америка начала поставлять высокооктановый бензин и моторостроители просто поджали камеры сгорания. За несколько месяцев поэспериментировали с фазами газораспределения и конце лета, начале сентября опять было массовое повышение мощностей авиационных двигателей. Кроме того начались поставки не только бензина, но и нефтеперерабатывающих заводов, а так же антидетонационных присадок к бензину. После войны советские пропагандисты с гордостью говорили: мы выпускали высокооктановый бензин в больших количествах. В 1944 году было произведено 13 000 000 тонн топлива разного назначения. Отсюда и боевые приёмы советских лётчиков в разные периоды войны.
Отсутствие качественного бензина , это еще полбеды ( хотя это Беда для авиадвигателя и еще какая..).Тут основная проблема состояла в самих двигателях . Испытания и доводка происходила на фронтах , обеспечение запчастями было катастрофически неудовлетворительное , особенно ,снятые с производства СУ , но которые еще эксплуатировались в частях.Не очень высокий уровень ИТС.

" На наших истребителях выявилось много различных дефектов, особенно по ВМГ на Ла-5. В связи с этим приняли меры по повышению летных и эксплуатационных данных истребителей путем аэродинамических улучшений, уменьшения массы и устранения дефектов. На Ла-5, кроме того, устанавливались моторы М-82Ф, а с марта 1943-го запустили в серию Ла-5ФН. Принимались меры по увеличению выпуска истребителей. Количество истребителей возросло, но их летные данные еще уступали немецким. К тому же обнаружились опасные для полетов дефекты. Например, в конце 1943-го за четыре месяца в летных школах произошло десять катастроф. Ла-5 произвольно входил в пикирование, в полете наблюдался срыв обшивки, обрыв хвостовой части фюзеляжа и другие разрушения силовых элементов. Был зафиксирован случай разрушения Ла-5 в воздухе на фронте. В 1943-м создали облегченные Як-3 с форсированным М-105ПФ-2 и Як-9У с более мощным мотором М-107А, Ла-7. Эти машины начали выпускать в апреле-мае 1944-го. Наша истребительная авиация, наконец, получила самолеты, которые на боевых высотах превосходили "немцев", но на 5300-5500 м и выше все же уступавшие им.

В процессе их испытаний и внедрения в серийное производство ситуация повторилась. На прототипе Ла-7 на заводских испытаниях произвели лишь шесть полетов, а в НИИ ВВС - девять. Испытания прекратили из-за аварии в воздухе мотора и разрушения костыля. Удалось лишь определить максимальные горизонтальные скорости и скороподъемность до второй границы высотности. Оружие не испытывалось. Самолет, рекомендованный в серию с устранением дефектов, выпускался с вооружением Ла-5. Войсковые испытания Ла-7 проходили позже в боевых условиях на фронте. На Як-9У с ВК-107А в НИИ ВВС сняли мотор по просьбе А.С.Яковлева из-за недостаточной высотности маслосистемы и повышенной температуры воды. Второй мотор сняли из-за разрушения коренных подшипников (после наработки 9 часов при ресурсе 100 часов). Моторы сильно выбрасывали масло через суппорт нагнетателя, из суфлера и переднего уплотнения носка вала редуктора. Расход масла за 30-35 мин. полета достигал 30 кг. Свыше 6000 м давление масла падало ниже минимально допустимого.

Температурный режим ВМГ не обеспечивался. В заключении по испытаниям отмечалось, что Як-9У является лучшим из отечественных и иностранных истребителей, но большое количество дефектов, особенно ВМГ, не допускало его нормальную эксплуатацию во всем диапазоне высот. Для быстрейшей доводки самолета считалось необходимым срочное проведение войсковых и эксплуатационных испытаний (об этом везде умалчивалось). Самолет запустили в серию до заводских испытаний, на которых провели лишь восемь полетов, получив максимальную скорость 700 км/ч. На контрольных испытаниях серийного Як-9У летные данные определялись согласно приказу НКАП на заниженных режимах работы мотора ВК-107А с увеличенным открытием заслонок водо-маслорадиаторов (для сохранения температурного режима мотора). При этом скорость заметно снизилась до показателя Як-3 с ВК-105ПФ-2.".
Очень повезло , что у немцев не было Дальних Бомбардировщиков . И тем более как американский Б-29 , который обладал очень приличной высотностью и в сопровождении таких же высотных и маневренных истоебителей. На Западном фронте немцы с ними очень измотались , имея истребители , также с. высотными. двигателями. У нас , по настоящему , таких истребителей-высотников , не было. Вернее, не было двигателей .В основном советская истребительная авиация могла вести бои на малых и средних высотах . И то благодаря бесчисленным увеличениям форсажности , что существенно укорачивал ресурс поршневых СУ...
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Кое-что об уязвимости истребителей от огня с земли. ;)
27.08. 1942 - Командир отряда 8/JG52 обер-лейтенант О.Деккер (O.Decker), безуспешно преследовал Су-2. Наш летчик уклонялся от очередей "мессера" на бреющем, отстреливаясь из пулемета, пока, наконец, кто-то из находившихся в окопах бойцов не сумел из винтовки поразить маслорадиатор немецкого истребителя. Удалось захватить не только немецкого командира, но и новейший Bf109G № 13529, который стал ценным трофеем ВВС Красной Армии.
Почему Славная и Воспетая до войны РККА допустила 27000000 гибели граждан СССР
Нынче, подсчёт без "некрофилии" и "учёта текущего момента" даёт цифру около 17 млн.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Кое-что об уязвимости истребителей от огня с земли. ;)


Нынче, подсчёт без "некрофилии" и "учёта текущего момента" даёт цифру около 17 млн.
Подбил самолет из винтовки , ружья , пистолета....это все очень редкие исключения. Был даже случай , когда наш танк прямой наводкой сбил низколетящего обнаглевшего немца.
Касаемо "некрофилии" в 27млн.человек , то это еще неучтенные ,"умершие естественной смертью" в тылу, гражданское население ...от лишений , созданной войной.
 
Последнее редактирование:

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Был случай сбития самолета ...молочной бутылкой. В нашей сх-авиации кстати. Пилот Ан2 чего-то там опылял и вдруг увидел своего приятеля механизатора/комбайнера/тракториста который на соседнем поле расположился на о бед на свежем воздухе(ну, классика, холстина, огурчики, помидорчики молоко в бутыли..). Решил "пошутить" и стал на него делать заходы а-ля "фокеры штурмуют колонну". С каждым разом все ниже и ниже. И таки достал дружбана, тот в него с сердцах швырнул пузырь с молоком и ПОПАЛ. Что он там ему поломал в моторе/винте или просто молоко фонарь залятало, ХЗ, не помню, но "ас" впилился в планету. Вроде жив остался. В "Комсомолке" в конце 80-х читал.
 
Ну давайте уже и упомянем людей которые кубик рубик за 5 секунд собирают(мировой рекорд-3 сек) , очень не хватает этой ценной информации в этой теме
 
Представлять легендарного лётчика-истребителя Алексея Маресьева нет необходимости.
Алексей Маресьев -.jpg


Согласно акту о списании его Як-1 от 30.05.1942 года, перед тем как его сбили, Маресьев в составе небольшой группы "яков" участвовал в штурмовке аэродрома противника, в ходе которой он лично сжёг 2 транспортных Ю-52.
акт о списании.JPG

Цитата из документа: "5.4.1942 года командир группы мл. лейтенант Маресьев А.П. вёл четыре самолёта Як-1 в сопровождении штурмовиков 74 ШАП на аэродром противника Демьянск. Аэродром был атакован истребителями и уничтожено 7 самолётов Ю-52, из которых два уничтожил лейтенант Маресьев на самолёте №4649. Аэродром противника был сильно прикрыт огнём ЗА. При возвращении с боевого задания самолёт упал в лес".

На этой карте отмечены основные пункты возвращения Маресьева с боевого задания.
maresiev4000karta_default_d_850.jpg
 
Я ошибался в том, что советских истребителей перед войной не учили штурмовать наземные цели. Это не так.

Лётчик-истребитель Захаров Георгий Нефёдович, летавший едва ли не на всех поколениях истребителей (И-3, И-5, И-15 и т.д.), вспоминает об общевойсковых учениях осени 1935 года.
Захаров-Георгий-Нефедович.jpg

Истребители летали тогда ещё на И-5.
И-5.jpg


"Основные действия происходили под Житомиром.
Нашей эскадрилье пришлось выполнять на этих манёврах самые разнообразные задачи: обеспечивать сопровождение, связывать "противника" боем, вести разведку, штурмовать. Отрабатывалось взаимодействие разных родов войск. /.../
Очередной для нас день учений начался с полёта на разведку. Обнаружить кавалерию "противника" и, если это удастся, штурмовать - такую задачу поставили нашей эскадрилье. Района дислокации кавалерийских частей мы, конечно, не знали, а кавалерийские командиры были предупреждены о том, что их части будет искать авиация.
Маскируясь, используя складки местности и лес, конники должны были скрытно сосредоточиться на одном из важных направлений. Поскольку направлений было несколько, нам следовало обшарить местность с учётом всех возможных вариантов кавалерийского прорыва. По сухопутным меркам эта местность считалась достаточно обширной. А в те годы мало кто представлял себе, сколь обнажённым выглядит мир с высоты. Ну и конечно же маскироваться от авиации наземные войска не умели. Между тем радиус действия истребителя И-5 позволял нам осмотреть район значительно больший, чем тот, который намечался. Поэтому задача оказалась не такой уж и сложной: кавалерийский корпус - не отара овец...
Наши разведчики довольно быстро обнаружили направление, на котором сосредоточивались главные силы корпуса. Их авангард подтягивался к переправе через неширокую речку. Двигались они по самой кромке открытого пространства - на фоне леса, находились примерно в ста километрах от передовых позиций и, судя по всему, чувствовали себя в полной безопасности. Наверное, кавалеристам казалось, что они в глубоком тылу.
Вскоре после того, как разведчики вернулись с докладом, эскадрилья поотрядно поднялась в воздух (На тот период в военной авиации существовало понятие отряда, соответствующее впоследствии эскадрилье, эскадрилья же была прототипом авиаполка. - Сергей73). Минут через двадцать - двадцать пять мы были над целью - сотни, а может быть, тысячи всадников скопились у переправы. И мы пошли в атаку!
Если бы штурмовка носила чисто символический характер - покружились бы мы, скажем, на высоту в несколько сот метров, обозначили бы таким образом своё присутствие и ушли, - наверное, инцидент не возник бы. Но мы провели штурмовку по всем правилам (Прошу обратить внимание на это выражение Захарова "штурмовку по всем правилам". - Сергей73), разумеется, с тем лишь отличием от боевой, что наши пулемётные ленты были набиты холостыми патронами.
Азарт, который подхлёстывал нас все эти дни, дошёл до высшего предела, когда мы увидели сотни конников, с безмятежным любопытством поглядывающих на небо. Они смотрели на нас как на стаю грачей. И мы поотрядно по всем законам авиационной тактики (Прошу обратить внимание и на это выражение. - Сергей73) сделали несколько заходов на бреющем...
Рёв моторов наших истребителей в течение нескольких минут превратил обученных кавалерийских лошадей в обезумевший табун. Ни криков, ни лошадиного ржания мы, разумеется, не слышали. После первого же захода лошади стали прыгать через перила моста. К счастью, река была неглубокая, и обошлось без жертв. Но картина была впечатляющей: части кавалерийского корпуса таяли у нас на глазах.
Поработав на совесть, мы возвратились на аэродром, не сомневаясь, что заслужили самые похвальные слова. Но сильное разочарование постигло нас, едва мы увидели лицо нашего комбрига...
Разгорячённые блистательной победой, мы стояли у своих машин, уже понимая, что на благодарность рассчитывать не приходится. И вот едва комбриг открыл рот, чтобы произнести несомненно яркую речь, на аэродроме показалась машина командира кавалерийского корпуса Криворучко.
Комкор был в страшном гневе.
- Вы не истребители! - объявил он громовым голосом.
Мы отяжелели как памятники.
- Вы - хулиганы! - выкрикнул Криворучко в запальчивости. - Я порублю ваши самолёты!
Этого наш комэск уже выдержать не мог.
- Самолёты нельзя порубить! - стоя навытяжку, заметил комэск. - Они металлические!
- Тогда поотрубаю винты... - уже остывая, пообещал комкор, и, несмотря на щекотливость ситуации, мы не смогли сдержать улыбок.
Однако улыбаться нам расхотелось, как только мы перевели взгляд на своего комбрига. Не известно, чем бы всё это кончилось, если бы при разборе учений действия эскадрильи не были бы признаны правильными..."

(Захаров Г.Н. "Я - истребитель". - М., 1985. Стрр. 23-25.)
 
Вверх