Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Sasha

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
Россия
Ресурс у деревянных конструкцией не имеет ограничений. Вы вероятно путаете со сроком службы, календарем. - все зависит от качества хранения.
Здорово сказал ! Вот оно че ! Ресурс не имеет ограничений , я в восторге . Немедленно начну строить только деревянные самолеты , они же вечные ! Для справки -

Ресурс самолета (вертолета). Для авиационной техники ресурс — есть наработка до предельного состояния, оговоренного в технической документации, и выраженная в принятой для него мере (часы налета, годы хранения, циклы срабатывания, число выстрелов, число посадок и т. д.). Ресурс можно представить себе так же, как запас безопасности изделия, который закладывается при проектировании, подтверждается при производстве и расходуется при эксплуатации. Так , для интереса , выдержки из Т.О. У-2 37 год.



Безымян.jpg


Без.jpg
 

FANTOM

Первым делом мы испортим самолёты...
Откуда
Сибирь
У деревянных с хвостовой опорой (даже с колесом) были частые списания по повреждениям при рулении, разбеге и посадке ("циркули", ямки, резкие развороты). Даже опытные лётчики бывало "на ровном месте" сносили хвосты.
Расскажу как в армии списывают самолёты.
1987 г., Тирасполь, 684 иап. Молодой лётчик на Миг-23-2М. Прогрессирующий "козёл" на посадке, лётчик катапультировался.
Самолёт выкатился за полосу, снёс левое основное шасси, загорелся отсёк боеприпасов пушки ГШ-23 (250 снарядов). Через минуту наша пожарная команда (пара солдат-чурок на пожарке) примчалась тушить - выяснилось, что воды нет, так как в жару поливали друг-друга из шланга - поехали заправляться водой. Снаряды в отсёке "отстрелялись", в итоге пожар потух.
Самолёт отволокли и спрятали в капонир, наверх доложили, что небольшой инцидент, аппарат восстановим собственными силами.
Потом через полгода, когда всё забылось, самолёт тихо списали.
А уж с деревянными то! Да никто из руководства ИАС при малейших сомнениях не подпишет себе статью, даже во время войны.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Сравнительный анализ истребителей РККА и Люфтваффе.
 
Ш-2 Летал до 1964 года. Последний год производства 1952.
А это Гидроплан. Если развить тему-деревянные корабли, яхты плавают и по 100 лет
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
А деревянные Як-4 и Ла-7 случалось за 1 зиму приходили в негодность.
Можно и про Ил-2 также добавить , у которых ломались хвосты даже при некритичном ударе , при посадке или рулении по земле . Когда задняя опора попадала в ямку.. Качество древесины и сборки оставляло желать лучшего. Шла кровопролитная война и фронту гнали большое количество этих самолетов. Тут было не до изысканности , которая применялась при сборке британского "Москито" . Где материалом для верхнего и нижнего слоя была фанера, а вот средний слой был главной хитростью обшивки. Его изготавливали из самого легкого в мире дерева – бальзы, и дополнительно выполнялись силовые прокладки из спруса – канадской черный ели. Такая конструкция обшивки позволяла обойтись практически без швов, что лишь улучшало аэродинамику бомбардировщика.
 
КАК забыли приписать, что это было только раз, а причиной был природный казеиновый клей, который сожрал грибок. А не вовсе дерево и тем более дельтадревесина. У меня кстати валялся в гараже кусок дельта древесины от какого то самолета времен войны с болтами. Похоже на толстый кусок текстолита. хрен сгниет
 
Согласно приказа №0299 (1941 год) лётчик-истребитель награждался помимо уничтожения самолётов противника за штурмовые действия: за выполнение 5-ти вылетов на уничтожение войск противника 1500 рублей, за 15 вылетов - награда и 2000 рублей, за 25 вылетов - вторая награда и 3000 рублей, за 40 вылетов на штурмовку - звание ГСС и 5 тысяч рублей.

На всякий случай: я прекрасно знаю, что наши лётчики дрались не за деньги. Мне хотелось отметить, как правительство оценивало то, что лётчики-истребители штурмуют наземку. Можно было стать Героем Советского Союза, даже не сбив ни одного самолёта - теоретически.
 
Из отчёта в дивизию начальника штаба 55 ИАП (того самого, где воевал Покрышкин, Речкалов и др.) за ноябрь 1941 года. Это время широкого отступления советских войск на Украине. Полк воюет на юге Украины. Положение, как и везде, тяжёлое: самолётов мало, потери. Данные, приведённые ниже нач. штаба, вполне соотносятся с воспоминаниями Александра Ивановича Покрышкина в книге "Небо войны" (она же "Познать себя в бою").
00000039.jpg

Отметим, что в ноябре трудного 41-го самолёты истребительного полка для выполнения собственно истребительной работы сделали только 16 самолётовылетов, тогда как на штурмовку 41, на разведку аж 75. Действительно, Покрышкин сетует, что в ту пору ему по большей части приходилось летать на разведку наступающих войск противника, иногда штурмовать, тогда как душа рвалась в воздушный бой. Подобное распределение усилий диктовалось условиями обстановки: как могли, сдерживали стремительное наступление захватчиков. Обратите также внимание, какими силами: боеготовых самолётов в полку в каждый отдельный день было всего три!
По результатам: истребительный авиаполк за месяц сбил всего один самолёт, уничтожив при этом 60 автомашин. Это красноречиво говорит о профиле его боевой работы.

А теперь о тактике штурмовки на тот период. В боевой работе участвовали МиГ-3 и И-16. И те, и другие могли подвесить ракеты, но в отчёте указывается расход РС-82 за месяц всего 5 штук. Не помню точно кто, но кажется, Покрышкин говорил, что эрэсами стрелять в полку не любили, поскольку они летели не точно. Между тем, нач. штаба пишет в документе, что как только немецкие истребители видели первые разрывы эрэсов, они тут же выходили из боя.
00000040.jpg

Как видим из документа, бомб истребители израсходовали гораздо больше, чем эрэсов, хотя признаются, что успеха в бомбометании не имели. Бомбили с бреющего горизонтального полёта (надо полагать, что высота полёта всё-таки была не самая низкая, иначе можно было подорваться на своих же бомбах).
Описывается показательный случай штурмовки 3 ноября. Тактика была такая: "ишачки" штурмуют, "миги" их прикрывают выше. Это разумно: "ишаки" более тихоходны и маневренны, что облегчает штурмовку в плохих метеоусловиях. Напротив, "миг" на малых высотах как "утюг", как отмечали лётчики, т.е. тяжёл и неповоротлив. После того, как "миги" вступили в бой с "мессерами", "ишаки" прекратили штурмовку и поддержали "мигов".

Память народа::Поиск документов частей
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Интересная страничка. Последняя строка оставляет много вопросов. Покрышкин про это ничего не писал...

А если серьёзно. То как то странно, описание тактики атаки истребителей и бомберов из опыта боев. При том что полк в основном разведкой и штуромвкой занимался.
Слова про таран хенкеля при атаке звеном вообще как то в голову не укладываются. Я бы предположил, что это следование каким то тенденциям в представлении отчётности. Спустили сверху докладывать о возможности и стратегии таранить, вот и выдумывали что могли
 
про таран хенкеля при атаке звеном вообще как то в голову не укладываются
У меня так же. Мне казалось, что таран - дело исключительное. А здесь представлено так, как будто это отработанная практика для целых звеньев из трёх самолётов.

Что касается венерических заболеваний, то увы! обычное дело для лётных частей, да и для любых других. Можно привести для примера книгу Панова Дмитрия Пантелеевича "Русские на снегу", где он об этом рассказывает без прикрас. Как комиссар авиаполка, он мере сил боролся с моральным разложением своих лётчиков, ещё начиная с Китая. Там тоже пилоты рвались к китаянкам. Когда немцев-румын-венгров погнали назад, то публичные женщины, обслуживавшие до тех пор оккупантов, стали обслуживать русских лётчиков, и таким образом вражеская зараза (триппер) проникала в наши войска. Ясное дело, при советской власти такие подробности в мемуарах не печатались.
 
Последнее редактирование:

KAA

Ненавижу Солидворкс!
У меня так же. Мне казалось, что таран - дело исключительное. А здесь представлено так, как будто это отработанная практика для целых звеньев из трёх самолётов.
Много идиотизма внедрялось военно-политическим руководством перед войной. Красноречива "Повесть о будущей войне" Шпанова. С другой стороны, слабость вооружения МиГ-3 и большинства модификаций И-16, подталкивала решительно настроенных лётчиков к таким мерам.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
А здесь представлено так, как будто это отработанная практика для целых звеньев из трёх самолётов.
Много идиотизма внедрялось военно-политическим руководством перед войной
Вот я и думаю, что это творчество основанное на указивках сверху. (сейчас на госслужбе и в армии все также)
Атаковать самолёт тараном при наличии двух самолётов с вооружением 🤦‍♂️
 
На всякий случай: я прекрасно знаю, что наши лётчики дрались не за деньги
Ну естественно. Это же Армия. Трибунал не слышали? Это же армия образца 1941-1945 года, а не 2014-2021, когда платят взятку, что попасть в командировку во всякие САРатовские области, а жены гонят с диванов мужей во всякие сопредельные государства в зеленые человечки, ради финансовой выгоды
Немецкие летчики тожке не за деньги воевали. К мамке домой не отпросишься и премий недовольство не выскажешь
 

КБ Альбатрос

РП15,РП25,РП2OO
Немецкие летчики тожке не за деньги воевали. К мамке домой не отпросишься
Они господами были, там был средний класс, Хартман летал с 14 лет на мамином самолёта, который ей папа купил, врач-стоматолог...
"Наши"были нищими из деревень, работавшими за еду в основной массе...
 

КБ Альбатрос

РП15,РП25,РП2OO
Те "наши нищие" в те времена летали бесплатно в аэроклубах. А вот сейчас мы точно нищие
"Родине" понадобилось много лëтчиков, для будущей войны, вот и нагнетала она массовость!! 😅
Почти тоже самое, что и подготовка камикадзе у японцев, у них "избранные" смертники, у нас массовость... завалим врага всем что есть...это трагедия, конечно..., но это реально было.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Обращают на себя внимание очень малые небоевые потери-всего 3 поломки и 2 вынужденные посадки вне аэродромов (с неизвестными последствиями). Видимо сказывалась ещё довоенная, довольно неплохая подготовка лётчиков.
 
Видимо сказывалась ещё довоенная, довольно неплохая подготовка лётчиков.
Поддерживаю. Лётчики ещё с довоенным опытом.

На снимке: лётчики 55-го истребительного авиаполка. В первом ряду (слева направо): Л. В. Тетерин, В. А. Фигичев, П. П. Крюков, А. И. Покрышкин. Второй ряд: И. М. Зибин, В. А. Шульга, В. П. Карпович, Н. Я. Лукашевич, Д. Е. Никитин, С. Я. Супрун. Осень 1941 г.

55 ИАП осень 1941.jpg
 
Вверх