Теория, конструирование и технологии изготовления лопастей НВ вертолёта

Бодя Кицман

Авиатор
Откуда
Чернигов
Или имеется ввиду расплавные технологии приготовления препрега, но для этой технологии необходимо оборудование ( пропиточная машина). В " любительском" применении наверное растворные связующие удобнее...
Все именно так!
Речь идет о препрегах, которые в холодном состоянии хранятся очень долго, а при нагревании 4 часа и готово. Такие препреги надо покупать, или иметь к ним доступ...
Смола с ТЭАТ-1 - это по сути обычная смола, только с очень долгим временем жизни. А температура просто сокращает это время, как и для любой смолы.



Но как-то 10 часов держать матрицу под температурой и давлением...
Сие есть очень большая проблема. О чем и речь.  10 часов это только первичное отверждение.
Но если термокамера или автоклав очень хорошо утеплены, то проблемой остаются лишь герметичность мешков (часто не выдерживают температуры и давления).
А зачем держать давление все это время? Вакуумирование забирает весь воздух из изделия и лишнюю смолу. После того, как смола начнет схватываться, она вряд ли потянет на себя воздух, не?
 
А зачем держать давление все это время?
Смотря какая укладка. Иногда надо держать давление не только до полного отверждения, но и до охлаждения. В лопасти объем ломината большой, при отверждении есть усадки, что приводит к короблению стенок с разной толщиной.
Я с этим столкнулся, когда перешел на ровинг.
А так да, если с этим проблем нет, то 8 часов и можно снимать вакуум или давление.
 

m-Plastic

Я люблю строить самолеты!
Откуда
кемерово
Типовая схема отверждения для препрега (горячее отверждение).
график для автоклава,
если используем вакуумную формовку то вакуум не снимаем до остывания... в принципе все как и для избыточного давления.
 

Вложения

Вчера вытащил лопасть. Целую неделю с ней возился. Оболочки пропитались отлично, ровинг для лонжерона тоже, а вот укладывать этот лонжерон все не решался. Лонжерон не простой по конструкции. А теперь будет еще сложнее.

Дело в том, что стеклопластик и в частности стеклоровинг очень упруги, недаром же из них торсионы делаю, и это хорошо для ресурса лопасти. Но оборотная сторона этой упругости - низкая жесткость.
Вот и эта лопасть оказалась на мой взгляд не достаточно жесткая на кручение. Нет той дебелости, какую хотелось бы получить.
Поэтому лонжерон будет еще модифицироваться. Однозначно это будет коробка, причем хитрая коробка, не нарушающая центровку. Сделать ее из ровинга довольно сложно.
Уже все продумано, но надо сделать пробники.

Ну а у этой лопасти к тому же и дефекты есть. Правда устранимые.

Масса лопасти при длине 3,2 м получилась 9 кг. Крутка 5 град.
 

Вложения

Осталось немного. Общее технологическое направление в этот раз оказалось верным.  :D
Но работа продолжается.

Ровинг пропитывается в специальном инфузионном ящике. Отдельно от лопасти.
 

Вложения

vk8

Я люблю строить самолеты!
Ровинг методом вакуумной инфузии, с одной стороны к насосу, а с другой связующее?
Как достигается герметичность, надо спаять мешок или он составной, прижимается крышкой?
 
Ровинг методом вакуумной инфузии, с одной стороны к насосу, а с другой связующее?
Как достигается герметичность, надо спаять мешок или он составной, прижимается крышкой?
Ну в общих чертах да, примерно так.
Говорю же, не связывайтесь с инфузией. Можно - если у вас материалы в неограниченном количестве. Не верите!? Попробуйте. Может и понравиться. ;)
У меня и крышка есть и мешок есть и не один. А результат раз через раз.
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
Да это понятно, тонкостей везде хватает. Я интересуюсь как делаете вы, да и думаю еще не только мне будет полезно. Так а какие проблемы возникают, как ранее на лопастях, непропитка ?
 
Да, непропитка. Мечтаю изготовить барабанный пропитыватель, но не срастается пока.
О технических тонкостях, к сожалению не могу рассказывать. Это не только в моих интересах.
При личных встречах, когда ко мне приезжают, у меня секретов нет. А здесь не хочу вдаваться в подробности, не видя того с кем общаюсь. Уже обжигался.  :mad: Так что не обессудьте.  :(
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
Да все нормально, вы и так достаточно рассказываете.
Продолжайте хоть держать в курсе дела, как продвигаются процессы  :D
 

m-Plastic

Я люблю строить самолеты!
Откуда
кемерово
magnum380 сказал(а):
Вопрос по матрицам,
Есть ли смола которая при 60..70 полимеризуется при этом должна держать 120 долго ?
Речь идет в контексте изготовления теплостойкой оснастки по не теплостойким моделям? Если так то в "интрее" должна быть система для изготовления оснастки  со ступенчатым режимом отверждения. На модели предварительное отверждение затем снятие с модели и окончательное отверждение при повышенной температуре.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
В интере пишут, что это 370 + эталт45м лучшая смола, а как попробовал, то ахнул на испытаниях образцов.

Было бы узнать проходную технологию, что бы на грабли не наступать...

Знаю полифирную смолу, но её ведёт сильно из за усадки...
 
Есть ли смола которая при 60..70 полимеризуется при этом должна держать 120 долго ?
Наверняка есть такая. Надо искать, пробовать. Если вдруг попадется, будем признательны, как говориться... за ссылочку ;)
В ответе №84 я давал ссылку, там подходящий состав есть. Но как на самом деле, кто же его знает.
И да, становятся термостойкими после пост отверждения.

Кстати, а где в самолетах это надо? Фюзики, крылья клеят на холодную, потом просто греют до 90 град. А для лонжеронов, оснастку лучше из чего-нибудь другого сделать, например из металла.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Рессора, мы её надуваем , она как трубка, там много слоев и на холодной смоле надо быстро работать. 5атм. Кстати даём.
 
Уважаемый niksann, если Вы ещё на форуме, ( если нет, то вот моя почта: vamadial@mail.ru) подскажите каким разделителем пользуетесь? До сего дня я покупал самодельный, но он только частично устраивал меня и я купил у московской фирмы вот этот. Вообщем, полученный пробник еле выдрал, у меня такого ещё не было.

2020-04-08 20.14.48.jpg


2020-04-08 20.11.06.jpg
 
Приветствую, Валерий! (Если имя не запамятовал)
У меня с восками тоже проблема. Со смолами холодного отверждения проблем нет, а вот с отвердителем ТЭАТ-1 часто бывает засада.
Пользовался вот такими. Первый самый дорогой (жидкий) постоянного действия (якобы), вторые - требуют умелого нанесения. Пишут, что надо каждый слой располировывать, но если наносите на новую матрицу, то располировывать надо начинать только 4-й - 5-й слой. Первые слои без располировки, они формируют базовый слой. Тогда еще что-то работает.

Но я в итоге от всего от этого отказался, и использую проверенную старинку.
Строгаю хоз мыло, кипяточку, разболтал, наношу жирно на матрицу. Затем в руки хлопчатую тряпочку, бытовой фен и растираю с горячим обдувом до тех пор пока не получится все гладко. Т.е. прошелся от края до края матрицы с тряпочкой один раз, потом второй и так далее. Важно - поверхность тряпочки не должна меняться, она "вызревает" вместе с наносимым слоем. Нанесение делается за один раз, повторным можно все испортить. Если начинают появляться "кочки", значит мыло слишком много. Если в помещении тепло, а матрица большая, то можно без фена (но с феном лучше получается).
Но это еще не все. После этого крашу поверхность из пульвика 2К акрилом (не грунт) (на мыло краска ложиться хорошо), затем тонкий слой гелькоута. Получается пленка, которая надежно защищает от агрессивного действия горячей, основной смолы. Она же потом и является декором. Правда были случаи когда трескалось покрытие и под него попадала смола (гарантированный прихват). Поэтому новую матрицу все равно надо сначала натереть покупным воском, а потом дурачиться с мылом.
Правда с мылом поверхность потом требует полировки изделия. Глянец не получается.

20200409_105514.jpg
 
Да, а если нужно на скорую руку снять матрицу с деревянной поверхности, то лучший способ - это автомобильный силикон (из тюбика). Втирается в древесину, закрывает поры, быстро сохнет на солнышке и надежный съем. Но с поверхностью потом надо работать.
 
Уважаемый niksann, ( извините не знаю имени) Большое спасибо за исчерпывающий ответ , обязательно в ближайшее время попробую Ваш метод с мылом и отпишусь о результатах. Я так же наносил несколько слоёв разделителя а потом полировал, но в ручную получалось не очень, поэтому применил машинку, но как мне теперь кажется, именно ей я содрал необходимый для надёжного разделения слой. Я видел на ютубе как отформованная деталь чуть ли не сама выскакивает из матрицы и Вы тоже как-то писали, что был такой случай, поэтому я и решил обратиться за советом. Для декора я тоже применял акрил, но сейчас добавляю специальную пасту в ларит ( я не работаю с о смолами ЭДЭ) и наношу на матрицу кистью. Такое покрытие гораздо прочнее и не боится ультрафиолета. Ваш способ изготовления матриц из фанеры с последующим фрезерованием профиля на рейсмусе самый бюджетный, правда если есть где изготовить ножи, мне пришлось делать по-старинке, болван - матрица.
 
Вверх