Центровка планера

В большинстве источников находил информацию что центр тяжести должен находиться в 1/3 крыла.
1684589911157.png


но вот в этом ролике (
) создаётся впечатление что у него центр тяжести едва ли не за кромкой крыла

1684589952123.png


а здесь наоборот пилот перед крылом (но возомжно тут уже вес конструкции балансирует)
 
Положение центра тяжести определяется:
1. Положением аэродинамического фокуса ЛА и принятым запасом продольной устойчивости.
2. Эффективностью рулей высоты для обеспечения управляемости на всех режимах полёта.
См.РДК СЛА изд. СибНИА.
 
Когда в детстве я строил модели планеров в авиамодельном кружке, руководитель велел загонять ЦТ под лонжерон, который находился на 25-30% хорды, для этого приходилось насыпать изрядно дроби в носик, утяжеляя модель., в то время как на чертеже указывалась центровка около 50 % хорды. Много позже, уже после института, я в книге В.С.Пышнова вычитал, что самолёты "Илья Муромец" имели центровку более 50% САХ, и не имели проблем с продольной устойчивостью из-за большого демпфирующего момента ГО, который не позволял развиться колебаниям по тангажу. Возможно, тот же случай и с моделями планеров. Или всёж а/д фокус так далеко. Эх, как много результатов на соревнованиях было потеряно нами из-за недостатка знаний! Кстати, не помню, чтобы этот случай рассматривался в курсе динамики полёта и в авиационном институте. Или я тогда прогулял лекции. Знание-сила! 🙂
 
Назад
Вверх