Вертолеты Василия Свербиля.

S

slavka33bis

Редкие кадры. 20 лет назад

https://www.youtube.com/watch?v=hTxhdF2oU5c
С тридцать первой секунды чётко видно, как идиально отбалансирован НВ.
Ручка даже не шелохнётся.
Суппер.

Вот, что значит фирменный трёхлопастный Несущий Винт с разнесёнными ГШ!!!!

Кстати, и сегодня нет проблем для изготовления вертолёта с использованием части колонки НВ вертолёта Ка-226.
Были бы только деньги.
 
     А мне довелось полетать на вертолёте Василия. Вот как это было:  Лет 10 назад химичил в Ростовской области. Организовался перерыв, сидим, с аборигенами беседуем. И вдруг один говорит, что где-то поблизости есть самодельный вертолёт! Садимся с техником в машину и едем искать.  На краю одной не большой деревушки наконец находим то, что искали пол дня. Вертолёт! Самодельный! Определённо эксплуатируемый не эпизодически. Химаппаратура, потёртости в соответствующих местах, небольшие потеки масла с прилипшей пылью. Короче - рабочая лошадка. Без чехлов и охраны. Благоговейно начинаем осматривать. Руками не трогаем, руки за спинами из уважения. Минут через 10 подъезжает жигулёнок, выходит из него парень лет 25-30.
  Здрасьте - здрасте. Ваш вертолёт? - Мой. Можно посмотреть? - А вы кто? Мы представляемся. Смотрите, конечно. Начинаем расспрашивать, он отвечает, а сам достал канистру из багажника и начинает сливать из жигуленка. Спрашиваю - зачем? А он говорит: а вы что, полетать не хотите?
Мы с техником переглядываемся с открытыми ртами.
Короче, заправился он, после не долгой предполётной сел в кабину, запустился, погазовал и полетел. Сделал не большой кружок метров на 100 и сел. Открывает дверь и машет нам приглашая. Сергей, мой техник, оказался попроворней и первым побежал к вертушке. Сел и через минуту они уже вдвоём вознеслись. Полетали минут 5-7 и сели. Как-то быстро они выключились. Когда я подошёл, винты уже замедляли вращение.      :-[Вот с таким выражением лица говорю: А как-же я?! Я тоже хочу!! Пилот спрашивает: А ты кто? Я говорю - лётчик. И тут случилось неожиданное. Он говорит: Ну садись лети. Вот нет здесь такого смайлика, что-бы выразить мою эмоцию. Я только с дурацкой улыбкой уточнил: Что, правда можно!?!? Он говорит- правда. Я говорю: Ну ты запусти тогда. Он сел рядом, запустил, вылез из кабины, притащил какую-то болванку тяжёлую, положил за педалями правого лётчика и закрыл дверь.  :~~) Я пошевелил рычагами, ввёл коррекцию, сосредоточился и начал увеличивать шаг. Реакция вертолёта аналогична двоечной, т.е. с увеличением шага, начинает крениться влево и опускает нос. В канале путевого управления тоже все ожидаемо и привычно. В общем побыв секунд 40 во взвешанном положении, взлетел и повисел на полуметре с минуту. Вполне устойчиво. Ветерок был ессесно встречный, метра 3-4. Потом поднялся на пару метров, выполнил развороты вправо, влево, поперемещался в стороны, назад и пошёл в разгон. На скорости примерно 40, почувствовалась косая обдувка, пришлось чуть сбросить общий шаг и ручку чуть от себя.
  В общем допишу позже, пошёл пить водку во славу Российской авиации!
 
S

slavka33bis

rjycfknbyu сказал(а):
кстати колонка НВ специально сделана такой высокой, чтоб на химии можно было в полный рост ходить под работающим НТВ от корня до кончиков
Да не.

Скорее всего колонка такой высокой получилась сама собой.

Василий в качестве вала применил штатный вал верхнего винта Ка-26.

Вверху этого вала уже есть шлицы и все причиндалы для установки на него втулки винта.
Внизу флянец для крепления ведомой шестёркой.
Где-то между ними две дорожки для установки двух главных подшипников.
Чуть выше дорожек штатное место для установки штатного камовского автомата перекоса.

Вот и все.

Колонка получилась без переделок главного вала.

По этому получилась такой высокой.

Но безопасность эксплуатации этого вертолета от этого только возрасла.

Это же идеальный вариант быстро и с минимальными затратами на проектные работы изготовить лёгкий одновинтовой вертолёт.

Покупаете готовые запчасти к колонке несущей системы вертолета Ка-226 (главный вал верхнего винта, втулку винта, три штатных лопасти собранных в один комплект, штатный АП верхнего винта со всеми тагами и поводками, кое-что из потрахов главного редуктора), изготавливаете корпус главного редуктора и считсй, что несущая система для для вертолетика взлетным весом не более 1000 кг у вас готова.

Ресурс унесущей системы с колонкой будет практически неограниченным.
 
С Вашего позволения, продолжу. Значица перевёл в набор, с вертикальной метра 3 набрал 100м и начал виражить сначала мелкие, потом 30 и 45гр. Виражи выполняются стабильно, даже в свою спутку попадал. Полетал минут 10, вдруг вижу на приборной доске замигала красная лампочка, а под ней надпись - "Аварийный остаток топлива". Понятное дело, начинаю строить заход - расчёт. И тут происходит весёлый сюрприз. Снижаюсь по нормальной глиссаде и метров с 25-30 начинаю плавненько гасить скорость. Замечаю, что с гашением скорости вертолёт начинает уходить выше намеченной глиссады, а общий шаг уже на нижнем упоре! Пришлось уйти на второй круг. Проходя над ребятами, замечаю, что наш новый друг поднял левую руку и крутит кулаком, вращая воображаемую коррекцию. Ага, думаю себе, вон оно чё, Михалыч! Следующий заход начинаю строить подальше и метров с 50, с гашением скорости начинаю плавно выкручивать коррекцию. Алилуйя! Всё идёт как надо. Завис в намеченной точке и плавно сел. Подошёл хозяин, залез в кабину и выключил двигатель. Когда всё стихло, спрашивает: А чё так мало полетал? Я говорю: Так вот-же лампочка аварийного остатка замигала. А он в ответ: Ну ты же видел - я целую канистру в бак залил! :-/
Вот так я познакомился с Юрой Алентьевым, ростовским фермером, который купил этот замечательный вертолёт у Василия. Разумеется я узнал историю этого вертолёта и впервые услышал имя Вася Свербиль. Примерно через месяц мы с Юрой таки съездили в гости к Васе. Очень простой, добрый и умный человек! Гостепреимный хозяин. Ну то, что руки золотые, нет смысла повторяться. К сожалению на тот момент готового летающего у него ничего не было. Под навесом стояло нечто разобраное Шторьхоподобное, а в сарае,т.е. в сборочном цеху, стоял будущий одноместный химик-вертикальный в стадии 50% готовности.
  И вот что ещё хочется отметить, дорогие вертофорумчане. Очевидно на некоем интуитивном уровне Василию Алексеевичу удалось таким образом скомпановать управление без триммеров и гидросистемы, что практически на всех режимах нагрузки на рычагах управления абсолютно сносные (напомню, вертолёт используется не по выходным по часу, а на химии с соответствующей интенсивностью). Реакция вертолёта на управляющие воздействия настолько адекватна, что, полагаю, позволило самому Василию научиться летать на испытываемом им-же вертолёте. И не просто летать, а летать в горах, облаках, ночью и работать на АХР :eek: Для махровых скептиков уточняю - не одновременно ;D. Вот такая загогулина, понимаешь. Кстати Юра Алентьев купивший вертолёт, волею случая тоже сам научился летать на нём. (не дождался-не утерпел Василия, который должен был приехать в качестве инструктора на вывозную). Справедливости ради надо добавить, что Юра сам чуть модернизировал управление, добавив в канал общего шага гидроусилитель от трактора какого-то. Так, что я летал на нём уже с гидросистемой. Вертолёт продолжает жить. В этом году Юра работал на нем в своём хозяйстве.
 
S

slavka33bis

Хелираф, Вы случайно не узнавали основные цыфры по вертолётам Василия?

Максимальный взлетный вес.....?
Диаметр НВ  (обрезаны ли лопасти)........................?
Интервал полетных оборотов НВ ..........?
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
Диаметр НВ(обрезаны ли лопасти)........................? 
Для несущего винта правого (то есть по часовой стрелке) вращения В.Свербиль использовал модернизированные им лопасти верхнего воздушного винта вертолета Ка-26. Длина каждой лопасти (от оси конических отверстий узла креп¬ления и до кончика) 5941 мм, удлинение 26, сужение 2,42. Величина хорды лопа¬сти по ее длине колеблется от 175 до 350 мм, а относительная толщина профиля (NАСА 230)— от 12 до 15 процентов. Угол отрицательной крутки составляет 11"36'.
 
S

slavka33bis

CINN, спасибо.
Значит диаметр 13 метров.
Лопасти не подрезаны.

Правда, я думал, что максимальный взлетный у него максимум 1150 кг.

В принципе, 1500 это как раз тот вес, который и приходится на каждый из двух винтов Ка-26.
 
P

PizzaHunter

Читал еще школьником про этого дядьку в Моделисте-Конструкторе. Изобилие техники впечатлило.
 
R

rjycfknbyu

С 15 минуты  сам "Дядька"
http://www.youtube.com/watch?v=Keo3eFJWviE
 
Вверх