У Бадягина формулы не работают для этих весов - проверял сам на реально летающих аппаратах серийной постройки(брал ЛТХ реального самолета как ТЗ и пытался посчитать вес - в итоге погрешность не меньше 10 процентов получалась.), где все сделано более-менее добротно. Формулы-то там тоже эмпирические, только взятые с саолетов бОльших взлетных весов.Это одно из требований к аппарату, данные по которому оппадают в статистику.
to Denis:
Так если их нет, почему бы не попытаться их найти? 😉
На мой взгляд, вряд ли стоит их искать для легких самолетов. Большую проблему при этом составляет минимальная масса материалов, продиктованная конструктивными соображениями. Ценную информацию для расчета массы в первом приближении дает анализ статистики по существующим самолетам рассматриваемой категории, он же дает понимание, какие решенгия являются негодными или сомнительными. Для превышения существующего уровня техники требуется уже конструкторская интуиция.
Когда появились такие знаменитые легкие самолеты 30-х годов, как Тейлор Е-2, или Аэронка С-3, ни формул для оценки массы агрегатов не было, ни статистики существующих типов. Технический уровень этих и ряда других самолетов 40-50х годов до сих пор не превышен.
Наиболее просто оценить массу крыла, поверхностей оперения и шасси. это всязано как с упомянутой статистикой, так и сотносительнго узким кругом применяемых конструкторских решений. Гораздо сложнее предсказать массу фюзеляжа.
Далее, в целом масса планера сильно зависит от геометрической оптимизации, которая неразрывно связана с аэродинамическим проектированием.
Таким образом, обособить весовое проектирование в самостоятельную задачу невозможно.
Например, труднопреодолимым пределом массы крыла является 3кг/м2 вне зависимости от расчетных нагрузок. С увеличением размаха при прочих равных масса крыла растет, а минимальный размах довольно жестко увязан с ограничениями по ВПХ и нагрузке на мощность.
Применение той или иной технологии тоже связано с диапазоном масс и удельных нагрузок. Например, применение цельнометаллического крыла или любого другого с работающей обшивкой совершенно лишено смысла при удельной нагрузке на крыло менее 70-80кг/м2 и нагрузке на квадрат размаха менее 10кг/м2 и практически невозможно при нагрузке на крыло менее 50кг/м2 если мы хотим иметь ресурс, надежность и высокую весовую отдачу.