Внимание, снежный заряд!

Ришат

Я люблю летать!
Откуда
Башкирия
[highlight]Внимание, снежный заряд![/highlight]

Снежные заряды - чрезвычайно опасны для полётов

любых типов воздушных судов

на малых высотах

http://www.aex.ru/docs/4/2013/12/30/1958/

В статье даются определения снежного заряда, описаны синоптические ситуации их формирования, показаны метеорологические условия в них и опасность для полётов. Анализируются виды авиационных происшествий в снежных зарядах и сформулированы рекомендации для снижения их вероятности.

При обнаружении очагов снежных зарядов в полёте

в нижних слоях атмосферы


необходимо по возможности «обходить» их и избегать попадания в них,

придерживаясь правила:

[highlight]НЕ ВХОДИТЬ, НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ, УХОДИТЬ.[/highlight].

Мы как-то не особо заостряем внимание на снежных зарядах. Но у меня есть опыт благополучной посадки на Ан-2 в снежный шквал перед снежным зарядом и больше не хотелось бы попадать в такие ситуации. Все так и происходит, как описано автором. Конечно, не все снежные заряды одинаково опасны, но, думаю, полезно будет почитать.

Сайт Aviation EXplorer (содружество авиационных экспертов). http://www.aex.ru/
 
С большим интересом прочитал.

Спасибо Ришату за ссылку!
 
В середине 80-х имел "счастье" попасть в такой заряд на дельталете. Полеты проходили на Питьевом озере в районе Мурманска, при северном ветре. Следили за погодой, летали в "окошках между зарядами". Заряд накрыл на высоте [ch8776]200м. Полная потеря "себя" в пространстве, при отсутствие авиагоризота. Из приборов: УС, ВАР, парашютный высотомер, КАИ-13, который на дельталете показывает "среднюю температуру в Африке". Первая мысль - снизиться, но вокруг озера сопки, высотой до 100м. Стал медленно снижаться, стараясь удерживать прямолинейный полет. Смутные очертания объездной дороги "Ленинградки" внизу принял за счастье. Высота была около 70м. При заходе на посадку заряд закончился. А через пару минут уже было чистое небо. С тех пор стараюсь не попадать в такие метеоусловия!
 
--- Поддерживаю! Очень интересно. Когда то в Аэроклубе так же доходчиво объясняли)

Сам на Яке попадал зимой. Уже до земли метров 20 оставалось, вдруг "ворота" исчезли, просто всё белым бело и всё.  Эти секунды вечностью показались)) уже "рука потянулась" точнее она конечно там лежала к "РУД" как вдруг под собой увидел красные очертания "ворот" ну думаю "попал" на полосу))))) теперь сяду)

Мораль, внимательно и "настояшим образом" изучайте "метео".  :craZy
 
Поддержу мнение аеs-а и mdp-shnik-а - для того, чтобы остаться в живых при вынужденном попадании в облачность, тренироваться нужно. Но вместе с тем нельзя не согласиться с DeDano-м - дельталёт не предназначен для полностью приборного полета, да еще в жесткую болтанку с вероятностью обледенения.
Пилот, решившийся на тренировки, должен отдавать себе отчет, что черта, за которой нет возврата, может наступить в любой момент...
Еще участники ветки почему-то не упомянули о таком опаснейшем моменте,  как заливание очков/стекла шлема водой, или мокрым снегом, до полной потери видимости приборов. И как один из вариантов СМУ, сам мокрый, да и не мокрый снег, видимость и малоконтрастность в котором могут быть похлеще любой облачности. Однажды попадал в такой мокрый заряд, причем на высоте 15-20 метров, над не слишком ровной местностью. На развороте на обратный курс, вцепившись глазами в компас и вариометр, чиркнул лыжами по верхушкам лесополосы... Затем посадка в чистое поле, тоже по вариометру. От аварии спас свежевыпавший "пухляк", а когда рулил по земле, не заметил заснеженные кусты, винт в щепки. Прогулка пешком по метели, а до базы было километров 5, наверное ума прибавила, с тех пор(93год) в снег не влетал...

Перепостил свои слова из ветки про потерю ориентировки на дельталете...
Ришат, спасибо, тема нужная и своевременная.
 
Полностью согласен с предыдущими ораторами. Вот только Все ссылаются на статьи всех возможных авторов и пытаются донести как не попасть в снежный заряд. Благо появился интернет… А есть ли рекомендации  для тех кто попал в снежный заряд? Я что то вразумительного не нашел ( может плохо искал ). Расскажу как попал и что делал я лично попав в эту кутерьму. Это было 05.01.2014 на истринском водохранилище. Время чуть больше полудня, температура около ноля по С, влажность за 90 %. Прогноз по Шереметьво более-менее сносный. Воздушное судно – небезызвестная Sigma 4P на лыжах. Снег местами подтаивал поэтому на разбеге дистанция была побольше, подьем передней лыжи, отрыв – нормально. Набор 2-5 м/сек тоже как обычно и тут на высоте уже метров 50-70 справа несется волнообразно снежная масса, напоминающая огромные осиные рои, крутящиеся на разных высотах. Мгновенно видимость стала пропадать, но отдельные окна давали представление о набранной высоте и земных ориентирах. Местами проглядывали одиночные черные точки на белом поле, благо рыбаков на водохранилище всегда с избытком, яблоку иногда некуда упасть. Самолет несколько раз тряхнуло и я стал присматриваться к волне несущегося снега. Снежный заряд катился порывами и напоминал картину когда по полю гонит траву «перекати-поле» только на разных высотах. Обледенения на крыльях не наблюдал (мысленно подумал хоть одного фактора нет). Приборы работали, авиагоризонт исправен, но вот погрешности скорости и высоты явно были, ПВД мог врать, приемники статики у меня по бортам тоже были под действием снега, правда всегда как дубль включаю  GPS. Благо занимался моделизмом достаточное время, гонял модели размахом до 4 метров и определять визуально скорость могу очень просто, а знание арифметики полета, особенно когда летал на пилотажных моделях выполняя силовые фигуры 3D, дают чувство глубокого понимания процесса. (Это было визуально по отношению к модели, а когда сам сидишь за штурвалом то задница вообще усиливает это понимание на порядок). Закрылки не убирал пока не набрал высоту и понял, что скорость уже достаточна. Самолет держался уверенно, периодически проверял руление по всем плоскостям, планер мгновенно реагировал на рули и тягу (ВИШ делал свое дело…)   От первого ко второму шел почти вслепую. Обнаружил разрывчик между снежными роями и погнал самолет туда. Через несколько секунд внизу увидел землю, ориентиры, а спустя минуту справа увидел траверз ВПП. (Очевидцы рассказали потом на земле, что самолет просто исчез из виду, а потом проявился напротив ВПП). Скорость по прибору держал 150-160, совпадала с курсовой по GPS. Все как по РЛЭ на Сигму. С третьего стал планировать заход к четвертому так как видимость опять пропала до нескольких десятков метров, новый заряд навалился. Тут сразу выпустил закрылки. К четвертому подходил, а точнее подтягивал самолет просто по памяти, видимости не было. Смотрел на ВСЕ, приборы, рыбаков, снег, облака. Отсчитав расчетное время принял решение, что подошел к четвертому. На четвертом развернулся на прямую и пытался разглядеть полосу деревьев перед ВПП, которые своей стеной создавали некоторую угрозу если нет ориентации по высоте. Но мне повезло – снова появились разрывы и я увидел ВПП. Видимость улучшалась и дальше совершить посадку было делом техники, правда до общей кучи экстрима ветер перед выравниванием крутанул резко по кругу. Но это уже семечки после пройденного. Касание и посадка есть. Мысленно прокручиваю пережитое пока торможу, убираю закрылки, что я делал и вспомнил главное – в Этой кутерьме не включил экшн-камеру. Вот действительно жалко такой видео материал. Самолет Sigma 4P вел себя очень достойно, главное его в штопор не сорвешь, для пробы я стал пробовать срывную скорость он просто стал потряхивать и сразу можно определить что нужно делать. Спустя некоторое время, вспоминая пролетающий вокруг тебя снег хочется пойти махнуть за авиацию. Если кому-то стал интересен мой рассказ, то рад.   
 
Виктор, если не перестанете судьбу испытывать или мягко говоря подрожать генералу( а он этому обучался по меньшей мере лет 25-30), то ни чем хорошим ваши полеты не закончаться. При чем тут 3d пилотаж (что это такое и чем отличается роллинг-хариер от торк ролла я в курсе) и что такое ....знание арифметики полета.....,  расшифруйте вашу фразу....Скорость по прибору держал 150-160, совпадала с курсовой по GPS... ,а самое главное кто вам сказал , что  сигма не срывается в штопор, и для чего вы пытаетесь это ....пробовать...., если это ваша самодеятельность то это одно, если вас так учил Серега, то это совсем другое,  но то,что вы переживаете за не включенную камеру, вот это действительно проблема, так как вы абсолютно не поняли того, что ваш ангел хранитель отвел вас от беды.  Прогноз был практически такой же, как на фото, интересно какую цель вы преследовали когда выруливали на исполнительный и принимали решение на выполнение взлета.
 
В России учат как из сложной и опасной ситуации выбраться, а пошло это с СССРа, буржуи учаться не попадать и избегать сложные и опасной ситуации. Склоняюсь ко второму варианту, он мне кажется, более выгодным, лично для меня. А там смотрите, подтягивайтесь. 😉
 
Вот только Все ссылаются на статьи всех возможных авторов и пытаются донести как не попасть в снежный заряд. Благо появился интернет… А есть ли рекомендации  для тех кто попал в снежный заряд? Я что то вразумительного не нашел ( может плохо искал ).


Скорее всего. Хотя это описано в известном произведении, в художественной форме, и все события описанные там происходили на основе реальных событий. Читайте. http://www.proza.ru/2011/04/03/60


Эта книга, как раз предупреждение, как опасно попадать в крутую облачность и особенно в снежный заряд на дельталете.
 
Можно прочесть и здесь. Теоретические отступления выделены курсивом: http://www.chitalnya.ru/users/alexandrshushkoff/
 
Самое простое и доступное,проверить себя на сообразительность,в сложных метеоусловиях,является авиасимулятор ИЛ-2.Выберите самолет ЛА-5  и войдите в облако, летите по приборам и посмотрите,что получиться.
 
Такие тренажеры всегда помогают. И, Вы правы, чем делать попытку, хоть накоротко попасть в облака. Желательно побольше полетать в этих условиях на симуляторе.

Но и после этих тренажей не советую туда забираться. У Вас не будет необходимых приборов, а на симуляторе, они все же есть.
 
Назад
Вверх