По результатам опытов использую следующие значения:
- Склейка двух полимеризованных деталей из стеклопластика - 30 кг/см2 (0,3 кг/мм2) (при толщине шва более 3 мм)
- Для приформованного стеклопластика или шва менее 3 мм - 50 кг/см2 (0,5 кг/мм2)
Данные цифры получены по результатам опытов с 15 образцами каждого типа и учитывают все факторы, влияющие на прочность.
Слабенько как оказывается
Да, в наших условиях это именно так. Да и не только у нас: когда я первый раз посмотрел открытое крыло Лансэйра, меня поразила ширина поясов лонжерона и стенки (ширина непосредственно зависит от прочности соединения на сдвиг). Потом пересчитал - получил почти наши цифры.
Данные по клеям в справочниках дают, как правило, для "тепличных" условий: минимально возможная толщина, идеальная адгезия, отсутствие в клее пузырьков воздуха, постоянный надёжный прижим и т.п.
При назначении размеров клеевого шва я руководствуюсь теми цифрами, что привёл выше. Ну и при исполнении шва внимательно слежу за соблюдением технологии склейки эпоксидкой:
(1) Тщательно зачистить и обезжирить места склейки
(2) Нанести "контакт" на обе поверхности, из расчёта 70...100 г/м2, тщательно втирая контакт шпателем или кистью.
(3) Выдержать контакт "на отлип" 40...90 минут при 20 градусах.
(4) Готовим прижимы, чтобы в момент склейки всё было под рукой
(5) Приготовить свежую клеевую композицию (как правило, эпоксидка с наполнителем). Готовим так:
- размешиваем смолу с отвердителем и выдерживаем 10 минут чтобы вышел воздух
- мелкими порциями, как муку в тесто, досыпаем заполнитель и тщательно мешаем.
(6) Наносим на поверхности
(7) Соединяем и фиксируем
Насчёт фиксации: во многих случаях весьма удобна монтажная пена, которую потом легко удалить.
Удачи!