Вопросы по правильной компоновке топливной системы.

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
  Уважаемые коллеги.
Ранее мне приходилось уже практически сталкиваться с разработкой и изготовлением топливных систем ЛА, однако в реализуемом сейчас проекте СН-801 хотелось бы сделать топливную систему максимально удобной в эксплуатации.
  В моём понимании это возможность заправки бортовым насосом из стоящих на земле канистр, без выполнения акробатических пируэтов (и прочих танцев с бубнами) в отсутствии стремянки на необорудованных площадках. И использование бортового насоса для перекачки топлива из съёмного фюзеляжного дополнительного топливного бака в основные крыльвые в полёте и на земле (по необходимости).
  Систему в принципе я нарисовал, но мне немного не нравится обилие дополнительных элементов, ведь как известно наличие любой лишней жезеляки на борту - это наличие лишней предпосылки.
  Итак вопрос к знатокам:
Какую "лишнюю" жезеляку можно удалить из моей схемы?
Или может есть более простая схема для реализации моих задач?
  Жду конструктивных предложений. 🙂

  Р.С. Забыл сразу расшифровать сокращения.

  ТБ - топливный бак.
  ДТБ - дополнительный бак.
  ТН - топливный насос перекачки и заправки.
  ДТН - дополнительный электронасос питания двигателя (низкого давления).
  Обр. клап - обратный клапан.
  Ред. клап - редукционный клапан.
  ПП - противопожарная перегородка.
  Пож кран - пожарный кран.
  Штат.ТН - штатный топливный насос Лайка - 360.
 

Вложения

  • TOPLIVNAJA_SISTEMA__ObSHHAJA.PNG
    TOPLIVNAJA_SISTEMA__ObSHHAJA.PNG
    8,1 КБ · Просмотры: 375
  • TOPLIVNAJA_SISTEMA_m.PNG
    TOPLIVNAJA_SISTEMA_m.PNG
    7,8 КБ · Просмотры: 381
Мне кажется, что нужен фильтр с отстойником на участке между заправочным входом и топливными баками.
 
Схема рабочая, но манипуляции с тремя кранами грозят предпосылками. Лучше  в доп бак установить свой насос, поверьте будет проще.
 
Мне кажется, что нужен фильтр с отстойником на участке между заправочным входом и топливными баками. 

  Вообще-то отстойник с мелкой сеткой стоит внизу мотоотсека под капотом двигателя. В штатном предлагаемом мануалом месте под командирской чашкой сиденья его поставить не удастся по условиям подвески туда химбака или багажника. Есть также сливные клапана для отстоя на крыльевых баках. Забор топлива из дополнительного бака предполагается в 30мм от днища.
  Ну и конечно вы правы насчёт мелкой сетки на запрвочный шланг погружённый в канистру. 🙂
 
Схема рабочая, но манипуляции с тремя кранами грозят предпосылками. Лучше  в доп бак установить свой насос, поверьте будет проще.

  Вы имеете ввиду установку двух раздельных контуров и насосов на заправку и перекачку?
  Я в принципе рассматривал такой вариант, но проще он мне не показался (из системы исключается один кран, но зато добавляется насос.) :-?
  Хотя с точки зрения "дуракоустойчивости" ваше замечание может быть актуально. Стоит подумать.
 
Мне кажется, что нужен фильтр с отстойником на участке между заправочным входом и топливными баками. 

  Вообще-то отстойник с мелкой сеткой стоит внизу мотоотсека под капотом двигателя. В штатном предлагаемом мануалом месте под командирской чашкой сиденья его поставить не удастся по условиям подвески туда химбака или багажника. Есть также сливные клапана для отстоя на крыльевых баках. Забор топлива из дополнительного бака предполагается в 30мм от днища.
  Ну и конечно вы правы насчёт мелкой сетки на запрвочный шланг погружённый в канистру. 🙂

Вслепую из канистры можно легко заправиться водой или соляркой - сетка не спасет. Можно, к примеру, съемный заборный шланг сделать прозрачным и самый дешевый прозрачный автомобильный фильтрик на него повесить, чтобы видно было, что течет.
 
Рассматривая изображённый вариант топливной системы, предполагаю, что дополнительный бак находится ниже крыльевых.
Подобную схему уже применял.
Дополнительный бак лучше использовать как основной и заодно как расходный. При включении по изображённой схеме дополнительный бак легко подключается. Красным цветом показана магистраль, устанавливаемая вместо дополнительного ТБ. Обратные клапаны 1 и 2 необходимы при отказе какого либо из соответствующих топливных насосов (если они при отказе не пропускают топливо или имеют большое гидравлическое сопротивление). Редукционный клапан (или регулятор давления с "обраткой") лучше устанавливать перед карбюратором. Давление топлива перед карбюратором более стабильно и в "обратку" удаляются газовые пузыри при закипании топлива.
Заправку топливом лучше производить отдельным агрегатом. Самый простой и надёжный - альвейер от Ан-2 с прикрученным к нему фильтром-отстойником от того-же аэроплана. Ещё один испытанный вариант (для ленивых) - на пластине укрепляются параллельно два инжекторных насоса с фильтрами, подключаются к элетросистеме самолёта. Канистра 20 литров закачивается около 5 минут.
 

Вложения

  • TOPLIVNAJA_SISTEMA__ObSHHAJA_1.png
    TOPLIVNAJA_SISTEMA__ObSHHAJA_1.png
    5,7 КБ · Просмотры: 352
Касательно перекачки топлива в полёте. Этот процесс требует надёжной индикации, сигнализации и автоматики. На самолёте НАРП-1 такая система была сделана для перекачки топлива из подвесного ТБ в крыльевые. Приходилось несколько раз видеть как  за взлетающим самолётом тянулся шлейф вытекающего из дренажей крыльевых баков бензина.
 
там нет бортовой системы закачки топлива в баки.
Да что Вы! Есть, по крайней мере на химических-обязательно!

Извините, но я просто и сам наблюдал как в АСК ребята с канистрами на крыло лазили ( в 90-х когда за бензом на прыжки ездили по заправкам)
Если у вас есть схема с упомянутым Сергеем альвеером, выложите её сюда пожалуйста, очень интересно.
 
Схемы под рукой,к сожалению нет, но, если у Вас есть книга Радченко "Самолет Ан-2"-она там есть. А вот то, что Вы видели-вполне могло быть,так как в ДОСААФе транспортный вариант,а не химический.
 
Дополнительный бак лучше использовать как основной и заодно как расходный.

  К сожалению Сергей доп бак будет использоваться не более 30% от планируемого ресурса и он должен быть съёмным.

Редукционный клапан (или регулятор давления с "обраткой") лучше устанавливать перед карбюратором. Давление топлива перед карбюратором более стабильно и в "обратку" удаляются газовые пузыри при закипании топлива.

  Вот за это замечание спасибо, у меня подобная мысль крутилась в подсознании, но ты её материализовал.
  Гут! [smiley=thumbsup.gif]

Касательно перекачки топлива в полёте. Этот процесс требует надёжной индикации, сигнализации и автоматики.

  Согласен. Мой электрик сказал что запитает насос через таймер, т.е. включить насос на перекачку можно будет только после установки таймера на определённое время. (которое предварительно можно прикинуть поделив нужный объём на производительность насоса.) Разумеется топливомеры будут во всех баках.

Приходилось несколько раз видеть какза взлетающим самолётом тянулся шлейф вытекающего из дренажей крыльевых баков бензина. 

  Я так понимаю что на НАРПах летали пилоты отличающиеся совершенно особым умом и сообразительностью. 😉  Нафига врубать доп бак на взлёте с полными основными-то? 😱 Или срабатывал стереотип Як-52: Все АЗСы перед взлётом вверх? :-?

(для ленивых) - на пластине укрепляются параллельно два инжекторных насоса с фильтрами, подключаются к элетросистеме самолёта. Канистра 20 литров закачивается около 5 минут.

  Насчёт инжекторных насосов мысль тоже была, у них по идее производительность должна быть выше.
  Завтра замерю сколько мой качать будет.
 
Рябиков писал(а) Вчера :: 17:34:22:
Дополнительный бак лучше использовать как основной и заодно как расходный.


  К сожалению Сергей доп бак будет использоваться не более 30% от планируемого ресурса и он должен быть съёмным
Здесь речь идёт о схеме подключения, а не о времени жизни в самолёте.

Может лучше объединить дополнительный ТБ с фильтром и насосом в один агрегат, по образцу баков инжекторных авто. Тогда монтаж и снятие доп. ТБ упрощается значительно.

Согласен. Мой электрик сказал что запитает насос через таймер, т.е. включить насос на перекачку можно будет только после установки таймера на определённое время.
Проблема несколько шыршее. Таймеру придётся вычислять и отнимать время закачки по остатку топлива в основных ТБ. Необходима отсечка при полной выработке топлива из доп. бака, чтобы насос не работал в сухую и быстренько не умер. И т.д. и т.п.. В общем, для системы перекачки топлива нужен отдельный электронный мозг с кучей надёжно работающих датчиков. 😱

   
 
Все ИМХО:
- высокоплан карбюраторный, а значит дополнительные ТН для питания мотора не нужны, достаточно перепада уровней топлива... Если, конечно, бензопроводы нормального сечения...
- вентиляцию расходного бака лучше вывести в крыльевые,  и сделать общую вентиляцию из крыльевых баков... Можно совмещенную...
- тогда просто сделать ввод в расходный бак от заправочного насоса, с фильтром и обратным клапаном + запорным краном...
Тогда все намного проще получается, кмк, без нагромождения обратных клапанов и т.п.
Если опасаетесь произвольного слива топлива через вентиляцию (скольжение и руление с полными баками и т.п.), то имеет смысл поставить на выходе вентиляции т.н. "плачущий" клапан, ну т.е. редукционный клапан, который будет стравливать лишний воздух при нагреве полных баков от солнца, но не пропускать топливо при боковых ускорениях...
 
Может лучше объединить дополнительный ТБ с фильтром и насосом в один агрегат, по образцу баков инжекторных авто. Тогда монтаж и снятие доп. ТБ упрощается значительно

  Это Да, но исследования моего генеалогического древа показали, шо в моей крови (как у истиного коренного сибиряка) помимо казачьей, бурятской, хохлятской и цыганской кровей, имеется и около 2% еврейской. И я таки полагаю шо именно из за этих 2% и возникла таки проблема с дополнительным насосом.
  Дило-то в том шо как не крути, но чем меньше лишних насосов на борту, тем больше можно утащить или пинадкусывать.
  Именно по этой причине я и пытаюсь задействовать один насос и для заправки и для перекачки.

Таймеру придётся вычислять и отнимать время закачки по остатку топлива в основных ТБ.

  Не, вычислять придётся КВСу или 2-му, вот кто из них считать разучился - тому и в магазин бежать придётся. (за насосом новым конечно). 🙂

высокоплан карбюраторный, а значит дополнительные ТН для питания мотора не нужны, достаточно перепада уровней топлива..

  Уважаемый дядя Митя.
Аэроплан-то конешна высокоплан аднако, но вот в Твери-то на днях Ц-150 села на траверсе КТА.
Канешна может и брацкий кулак вылез из картера, можа и карасин говно, можа и фильтр забился аль свечки кердык сказали, но есть ещо и вариант с закипанием бенза в топливопроводе. Это таки не самый редкий в наших резкоконтинентальных условиях вариант, вот для него и ставится дополнительный электробензо насос. 😉

- вентиляцию расходного бака лучше вывести в крыльевые,и сделать общую вентиляцию из крыльевых баков... Можно совмещенную...

  Хорошо бы канешна, но наши амерские потенциальные друзья сделали исходную систему достаточно дебильной и совершенно исключающей такой вариант, спасибо старику Хейнцу(или его молодым помогаям)

тогда просто сделать ввод в расходный бак от заправочного насоса, с фильтром и обратным клапаном + запорным краном...
Тогда все намного проще получается, кмк, без нагромождения обратных клапанов и т.п.

  Расходного бака нет, есть иногда устанавливаемый внутрифюзеляжный доп бак каторый заправляется насосом ещё и потому чтоб избежать проливов и вони в кокпите.

Если опасаетесь произвольного слива топлива через вентиляцию (скольжение и руление с полными баками и т.п.), то имеет смысл поставить на выходе вентиляции т.н. "плачущий" клапан, ну т.е. редукционный клапан, который будет стравливать лишний воздух при нагреве полных баков от солнца, но не пропускать топливо при боковых ускорениях...

Вот кстати это весьма интересный вопрос, таки на Цесснах насколько я ферштейн, дренаж выведен под консоль, как организован дренаж и вообще топливная система на вашем шестиногом семилёте? (Это я видел такое фото у нас на форуме, мамой клянусь.) 🙂
  Дай схемку, будь ласка. 😉
 
вчера приехало из Европы вот такое интересное изделие- дополнительный бак специально производимый и сертифированный для 150-ых Цессен.Бак представляет собой законченную систему с топливным датчиком,своим насосом для перекачки в основную..
 

Вложения

  • bak_150.jpg
    bak_150.jpg
    63,1 КБ · Просмотры: 307
  • bak150.jpg
    bak150.jpg
    51,5 КБ · Просмотры: 301
В общем, для системы перекачки топлива нужен отдельный электронный мозг с кучей надёжно работающих датчиков.
Даже на Ту-154 в расходном баке стоял обыкновенный сантехнический поплавок (без мозгов).
 
Назад
Вверх