Гражданин Галактики
Я люблю строить самолеты!
Добрый день энтузиасты.
Так сложилось, что мечта о свободе в пространстве во многом сбылась и теперь я летаю на планерах. Иногда, носясь по Альпам по 9 часов, встречая закат в воздухе, иногда замерзая на 6000м в волновых потоках. Вобщем весело. И почти без мотора.
Почти, потому что два планера Янус СМ и Твин Астир 3 SL оборудованы убирающимися в фюзеляж двигателями Ротакс 535 С (водяное охлаждение) и Ротакс 505 А - воздушное.
Двигатели позволяют самовзлетать, но без надобности мы эту функцию не используем, очень уж слабая энерговооруженность. Разбег по грунту до отрыва около 500-600 метров. После взлета набор 1.5....1.8 м/с.
Планера выбраны самовзлетными, так как наличие мотора крайне удобно для подстраховки в горах, да и на наших равнинах, где далеко не все оставшиеся поля пригодны для безопасных посадок тяжелого двухместного планера.
Сейчас проблема одна - остаток ресурса а 535 - 100 часов на 505 - 140 часов. Теоретически, при текущем расходе 10 часов мотресурса на 300 часов налета, остатка хватит лет на семь. (налетываю я часов 400).
Но вечная экономия часов немножко раздражает. Да и совершенно непонятно что делать дальше. Владельцы аналогичных планеров (модели 85-90 годов) говорят что Ротакс давно не поставляет запчасти на эти двигатели. Что то в принципе есть, как то кто то что то чинит. Но....
В итоге возникли два вопроса.
На сколько все же реально выполнить ремонт этих моделей.
Не проще ли их заменить на что то современное.
На обоих двигателях зубчато-ременные редукторы, звездочка стартера с противоположной стороны от редуктора
Особенно интересно было бы повозиться с Твином. Гроб создавал эту модель с возможностью моторного полета на 500 км. Скорость набора 90 км/ч, круиз 135 км/ч (стоит ВИШ). Топлива 30 в фюзеляже и 48 в крыле. Расход отвратительно большой - около 20 л/ч.
На подобный по габаритам и весу планер АСК-21 Мi штатно устанавливают двигатель ванкеля AE -50 R (их эксплуатируется около 500 шт, обслуживание-ремонт не проблема, межремонтный те же 300 часов) Расход почти в два раза меньше, но, главное, почти нет вибраций, что для планера крайне важно. Отсюда и родилась новая мечта кардинально модернизировать мотоустановку.
Планер планируется использовать для обучения, а в случае решения вопросов с ресурсом двигателя, можно отказаться от дорогостояшего и капризного подема самолетом. Для уверенного взлета с короткой полосы будет применяться гидравлическая лебедка.
Так сложилось, что мечта о свободе в пространстве во многом сбылась и теперь я летаю на планерах. Иногда, носясь по Альпам по 9 часов, встречая закат в воздухе, иногда замерзая на 6000м в волновых потоках. Вобщем весело. И почти без мотора.
Почти, потому что два планера Янус СМ и Твин Астир 3 SL оборудованы убирающимися в фюзеляж двигателями Ротакс 535 С (водяное охлаждение) и Ротакс 505 А - воздушное.
Двигатели позволяют самовзлетать, но без надобности мы эту функцию не используем, очень уж слабая энерговооруженность. Разбег по грунту до отрыва около 500-600 метров. После взлета набор 1.5....1.8 м/с.
Планера выбраны самовзлетными, так как наличие мотора крайне удобно для подстраховки в горах, да и на наших равнинах, где далеко не все оставшиеся поля пригодны для безопасных посадок тяжелого двухместного планера.
Сейчас проблема одна - остаток ресурса а 535 - 100 часов на 505 - 140 часов. Теоретически, при текущем расходе 10 часов мотресурса на 300 часов налета, остатка хватит лет на семь. (налетываю я часов 400).
Но вечная экономия часов немножко раздражает. Да и совершенно непонятно что делать дальше. Владельцы аналогичных планеров (модели 85-90 годов) говорят что Ротакс давно не поставляет запчасти на эти двигатели. Что то в принципе есть, как то кто то что то чинит. Но....
В итоге возникли два вопроса.
На сколько все же реально выполнить ремонт этих моделей.
Не проще ли их заменить на что то современное.
На обоих двигателях зубчато-ременные редукторы, звездочка стартера с противоположной стороны от редуктора
Особенно интересно было бы повозиться с Твином. Гроб создавал эту модель с возможностью моторного полета на 500 км. Скорость набора 90 км/ч, круиз 135 км/ч (стоит ВИШ). Топлива 30 в фюзеляже и 48 в крыле. Расход отвратительно большой - около 20 л/ч.
На подобный по габаритам и весу планер АСК-21 Мi штатно устанавливают двигатель ванкеля AE -50 R (их эксплуатируется около 500 шт, обслуживание-ремонт не проблема, межремонтный те же 300 часов) Расход почти в два раза меньше, но, главное, почти нет вибраций, что для планера крайне важно. Отсюда и родилась новая мечта кардинально модернизировать мотоустановку.
Планер планируется использовать для обучения, а в случае решения вопросов с ресурсом двигателя, можно отказаться от дорогостояшего и капризного подема самолетом. Для уверенного взлета с короткой полосы будет применяться гидравлическая лебедка.