Всу Аи9 приспособить на СЛА

Marqus

Оказываю помошь в металлобработке
Откуда
Москва
Коллеги имеется новый двигатель ВСУ АИ9 можно ли адаптировать к установке на СЛА ,поделитесь может кто знает подобные проекты.
 
Основное назначение ВСУ АИ-9 (9В) - подача сжатого воздуха для запуска маршевых двигателей самолета или вертолета. При этом воздух отбирается за компрессором газогенератора (ГГ) и идет на сброс или в систему запуска маршевого двигателя. Располагаемый перепад давления газа практически полностью срабатывается в турбине ГГ и поэтому развиваемая тяга не представляет практического интереса для СЛА. В конце 90-х годов, при создании установок типа "Тайфун" для обработки сельхозугодий и помещений путем распыла рабочей смеси выходящими газами (ВГ) АИ-9 (ООО "Мотор", г.Омск), были проведены работы по повышению энергетики ВГ за счет уменьшения количества сбрасываемого воздуха из компрессора - снизились существенно запасы устойчивой работы компрессора, что недопустимо для ПА (но приемлемо для наземной работы). Была показана возможность эксплуатации двигателя на дизельном топливе с непрерывной продолжительностью работы до 6 часов (вместо керосина и коротких циклов работы продолжительностью до получаса).
Отбор мощности с вала ротора для варианта АИ-9В составляет 3 кВТ, что также не представляет практического интереса для СЛА.
Повышение отбираемой мощности может быть обеспечено за счет исключения отбора воздуха из компрессора ГГ, но это требует значительных доработок колеса и переднего корпуса для уменьшения расхода воздуха через компрессор на величину около 0,4 кг/с.
Так что применение ВСУ АИ-9 на СЛА в качестве маршевого двигателя очень проблематично.
 
(ООО "Мотор", г.Омск), были проведены работы по повышению энергетики ВГ за счет уменьшения количества сбрасываемого воздуха из компрессора - снизились существенно запасы устойчивой работы компрессора, что недопустимо для ПА (но приемлемо для наземной работы). Была показана возможность эксплуатации двигателя на дизельном топливе с непрерывной продолжительностью работы до 6 часов (вместо керосина и коротких циклов работы продолжительностью до получаса).

А можно поподробнее об этих работах?
 
Можно  я  немного  конкретизирую  вопрос  -  который  будоражит  многих  -  и  меня  -  тоже  ?

Все  кажется  видели  как  летает  Бланик  с  реактивным  двигателем ?  Кто  не  видел -  смотрит  сейчас  :

http://www.youtube.com/watch?v=MZjYJQ8JAZA&feature=player_embedded

Все  видели  картинки  с  трименением  ГТД  с  приводом  на  винт  -  на  зарубежных  любительских  самолётах....

Все  знают  -  в  общих  чертах  про  наличие  в  природе  ВСУ  -  различных  модификаций -  но  почти  никто  не  знает  их  особенностей  ....    Однако  есть  подозрение  -  что  из  ВСУ  -  можно  изготовить  (  в  условиях  мастерских  автобазы )  силовую  установку  для  СЛА  -  с  эквивалентной  мощностью  -  порядка  50 -  120  л.с.  и  ресурсом  не  менее  300  часов.  Поэтому  люди  ищут  (  я  тоже  ищу  )  списанные  ВСУ  -  различных  модификаций  -  весом  до  60  кг.  -  с  целью  разобрать  -  и  исследовать  возможность  конверсии....

Одна  из  самых  будоражащих  ум  статей  про  ЛА  и  ВСУ  -  содержит  фрагмент  -  который  льёт  воду  на  мельницу  энтузиастов  реактивных  моторов  из  ВСУ  :

Николай Петрович Горюнов вспоминает, что разработчиков очень беспокоила одна цифра в технических характеристиках АИ-9 - максимальное время его непрерывной работы. По паспорту агрегата эта цифра равнялась 45 секундам, в то время как на [ch9562]Фотоне[ch9577] он должен был непрерывно работать гораздо дольше. Для разрешения этого вопроса, а также для получения подробной документации группа работников ОСК-БЭС отправилась в командировку в Запорожье в КБ Лотарева.

Никто из инженеров двигательного КБ не мог ответить, чем вызвано такое ограничение, и можно ли его превышать. Когда москвичи были уже в отчаянии от тупиковой ситуации, нашелся один из старейших работников КБ, который вспомнил, что цифра 45 секунд появилась в техусловиях только потому, что именно она требовалась в ТЗ яковлевцев, для которых АИ-9 создавался. На самом же деле агрегат мог работать непрерывно вплоть до полного израсходования своего ресурса.

Статью  целиком  -  можно  читать  по  ссылке :

http://www.airwar.ru/enc/xplane/foton.html

Короче  -  дело  ясное  что  дело  тёмное.... 
Прояснить  вопросы  конверсии  относительно  небольших  ГТД  на  базе  ВСУ  пока  никто  не  смог.  А  жаль...

Тему _ "Переделка турбовальног ГТД-350 в турбовинтовой"  я  читал.  Но  тут  я  говорю  бро  более  маленькие   двигатели.  С  ГТД-350 -  кажется  в  общих  чертах  всё  ясно.

Вот  ссылка  на  ГТД-350  -  для  тех  кто  не  читал  пока  :

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1234829256


Ну  и  в  завершении  вопроса  -  поставлю  фото  самолёта  Зодиак  с  ГТД...  В  сети  прокоментировали  -  что  это  -  *установка турбины Garret-100 (90 л.с.) со свободной турбиной на Зодиаке CH-601*....   Правда  ли  это  -  не  знаю.
 

Вложения

  • GTD_dvigatel_.jpeg
    GTD_dvigatel_.jpeg
    35,9 КБ · Просмотры: 172
Нашол  исходник  предидущего  фото :

http://www.zenithair.com/misc/turbine-power.html

Там  много  интересного....   Пошол  переводить  и  читать  🙂
 
Ну  а  по  существу -  какое  из  имеющихся  ВСУ  -  возможно  с  наименьшими  усилиями  переделать  в  силовую  установку  для  экспериментального  планера ?
Примерно  как  тут :

http://www.youtube.com/watch?v=zZ6WxunZp2g&feature=related

Тоесть  по  условиям  задачки  - 

Выход  двигателя  из  строя  (  если  без  взрыва   🙂 )  -  не  ведёт  к  лётному  происшествию.

Однако  двигатель  по  весу  и  тяге  -  должен  быть  конкурентоспособен  хотябы  с  Ротаксом  503

Расход  топлива  -  не  играет  значения  -   так  как  двигатель  требуется  только  для  взлёта  планера.
Основной  полёт  происходит  без  мотора.  ГТД  -  как  вариант  -  может  вобще  убираться  внутрь  как  на  видео :

http://www.youtube.com/watch?v=go4LTED8uM4&feature=player_embedded#
 
Минимальной переделке (конструктивно) могут быть подвергнуты ВСУ или турбостартеры, которые имеют свободную (силовую) турбину для непосредственной раскрутки ротора маршевого двигателя или привода мощного электрогенератора, т.к. они не требуют вешательства в проточную часть газогенератора:
- для перевода в ТРД выбрасывается узел свободной турбины и заменяется реактивным соплом площадью критического сечения несколько меньшей площади СА ТНД ( для окончательной регулировки оборотности подрезкой при испытаниях);
- для перевода в ТВД потребуется дополнительный редуктор для согласования частоты вращения выходного вала с частотой вращения ВВ.
В обоих случаях потребуется доработка САУ по введению переменных режимов (большинство ВСУ и ТК имеют только два режима - МГ и Номинал, последний будет взлетным) и ограничению максимальной подачи топлима (температуры перед турбиной).
К таким относятся широко распространенные ТС-21 и ГТДЭ-117 и его поздние модификации. НО ВСЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ КОНКРЕТНО. И первое - определиться с располагаемым уровнем тяги (мощности) в предполагаемом варианте исполнения.
Переделки ТС-21 любителями "острых ощущений" были в 70...80 годы - ставили на катера. Не всегда удачно...
 
Жорж -  то  что  Вы  написали -   понятно.  Однако  интересно  найти  более  конкретную  информацию.

Учитывая  вес  и  габарит  имеющихся  ВСУ  -  интересны  варианты  получения  от  них  тяги  -  порядка  120  - 180  кг  силы...   Скорее  всего  при  помощи  воздушного  винта.  Например  ГТДЭ-117  доработать  -  примерно  как  на  фото  силовой  установки  от  самолёта  Зодиак  -  которое  я  поместил  чуть  ранее...   Хотя  похоже  117 агрегат  -  слабоват...   Вот  тут  и  начинаются  сомнения  и  недостаток  информации...   Я  читал  про  установку  турбостартеров  на  гоночные  машины  в  НАМИ.  Говорят  -  там  была  авария  и  всем  дали  по  заднице...  Кое  кого  уволили...  И  поэтому  -  что  делали  -  что  случилось  и  что  из  этого  следует  -  непонятно.  Кстати  авария  -  возможно  не  была  связанна  с  силовой  установкой.  Известно  только  что  машина  разбилась  и  погиб  испытатель....  Вобщем  -  одни  легенды....
 
На "Бланике" стоит (рекламируют) ТРД TJ-100 чешского производства (представительство есть в Москве и предлагает TJ-100 и TP-100/ТВД/ к продаже). Тяга TJ 100...120 кгс, а мощность TP около 180 л.с.
 
На "Бланике" стоит (рекламируют) ТРД TJ-100 чешского производства (представительство есть в Москве и предлагает TJ-100 и TP-100/ТВД/ к продаже). Тяга TJ 100...120 кгс, а мощность TP около 180 л.с.


Про  чешский  вариант  я  читал....   Не  удалось  найти  почём  он  стоит.  Но  предполагаю -  дороже  чем  Ротакс 912 ....   Однако  я  читал  что  некий  Вячеслав  из  Люберец  ставил  на  Бланик  ГТД  -  посторенный  на  базе  турбостартера ТС-21...  Вот  ссылка  -  где  об  этом  написано :

http://delta.wtr.ru/archive/55977.shtml

Интересная  информация -  но  маловато  подробностей...

Наверно  и  из  других  отечественных  агрегатов  можно  постоить  нечто  подобное.  Однако  информации  - пока  слишком  мало  -  для  того  чтобы  начинать  реальные  работы.

Наверняка  из  наследия  холодной  войны  можно  найти  на  складах  агрегаты  практически  без  пробега  -  но  морально  устаревшие.  Они  -  как  мне  кажется - моглибы  ещё  поработать  для  нужд  любительской  лёгкой  авиации.
Ну  и  стоимость  того  -  что  практической  ценности  для  ВВС  больше  не  представляет -  должна  быть  более  демократичной.
 
Встретил  в  сети  кое  какие  чертежи....

http://forum.rcdesign.ru/f83/thread65385.html
 

Вложения

  • TS-21.JPG
    TS-21.JPG
    48,3 КБ · Просмотры: 308
Вот ссылки на чешки про которые писал ЖОРЖ Кому интересно маленькие  http://www.pbsvb.cz/dlt_motor_tj100.php  правда цена большая 60 000 дол.    http://www.pbsvb.cz/dlt_motor_tp100.php      а нам надо по мощнее желательно
 
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1218131663
была такая игрушка (ТС-20Б) и у меня,передал в надежные руки
 
Несколько лет назад видел ролик о мотодельте из Смоленска с турбовинтовой СУ на базе АИ-10, имеющего избыточную мощность на валу порядка 100 пони 🙂 Такой ВСУ ставился на Ту-16 как газотурбинный стартер для РД-3, и через гидротрансформатор раскручивал ротор основного двигателя, работал на бензине Б-70.
 
  Про  турбостартер  от самолёта ТУ - 16  -  ходит  много  легенд  -  но  найти  от  него  хотябы  нормальные  фото  -  я  не  смог....  Хотя  говорят  спортсмены - его  ставили  на  машины  и  катера ...

Турбостартер С300-75 представляет собой малогабаритный газотурбинный двигатель с центробежным компрессором, установлен по оси двигателя на входе в его компрессор и закрыт обтекателем. Расположен он так, что его сопло направлено вперед по полету. Поэтому для отвода от него выхлопных газов при запуске двигателя в канале воздухозаборника установлена газоотводящая труба. Она отводит газы в атмосферу через люк на нижней поверхности мотогондолы двигателя.

Запуск двигателя полностью автоматизирован и осуществляется нажатием кнопки "Запуск". При этом двигатель автоматически выводится на режим малого газа. Запуск турбостартера производится от наземных источников питания электростартером - малогабаритным электродвигателем. В качестве пускового топлива при запуске используется бензин Б-70 с добавлением 1% (по весу) масла, применяемого для смазки двигателя.

Экзотика какаято....

Вобще я нашол документ по ВСУ - в формате ПДФ ( меньше 2 мегабайт ) :

http://narod.ru/disk/14012566000/11-4-Turbokompressornyje_puskovyje_ustrojstva_GTD.pdf.html
 

Вложения

  • _______________300_-_75.JPG
    _______________300_-_75.JPG
    115 КБ · Просмотры: 262
Назад
Вверх