Забытый аэродром (историческое исследование)

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Да, на снимке "Moskau 025" он внизу в перекрестии двух линий. А на снимке "Moskau-Chimki 083" он в самом верху, немцами не отмечен.
На этом снимке с надписью Е37 №55 в левом нижнем углу Тушинский аэродром, вверху часть Захарковского
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Вот так неожиданно и открывается перед нами затаившаяся история.
А вот я каждый день за своим забором вижу воронку от немецкой авиабомбы 1941 г.р. и этот вид каждый раз напоминает мне сколько же всего упущенно в историческом плане  ;D
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Статья об устройстве и эксплуатации грунтовых аэродромов в 20-х гг прошлого века http://azbukametalla.ru/entsiklopediya/a/aerodrom.html
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Около северо-западной границы бывшего аэродрома з-да Лавочкина сегодня (похоже, что бетонная дорога что в правом углу снимка когда-то проходила через центр аэродрома)



Часть бывшего летного поля что за забором которую еще не застроили,  заросла молодым лесом.
Около бетонки старый советский забор из арматуры с новой несоветской колючкой.
За ним видны столбики древнего ограждения со сгнившей колючкой и остатки какого-то сооружения, возможно вышки охраны



По словам одного из очевидцев аэродром еще функционировал в конце 50-х, но уже использовался исключительно как транспортный, с него заводчане вылетали в командировки в основном в ЛИИ вблизи Кратово.

Кому интересно нашел снимок аэродрома Завода  №301 1942 г в отличном качестве https://pastvu.com/_p/a/9/b/5/9b535c9c428799aa6eb3ef7a0a3dc795.jpg
 

maverick07

Дважды два-четыре
Если не запамятовал, можешь показать стрелкой где на фото модуль ельцинского экипажа?
Извиняюсь за молчание, сейчас в Крыму и только что вернулся к цивилизации. Могу сильно ошибаться, но по-моему вот тут:
 

Вложения

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Хочу внести в свой рассказ очень важную поправку. В нем я выдвинул предположение (граничащее с убеждением), что на немецком снимке 1941-42 гг белая линия, пересекающая аэродром практически по центру, образовалась из-за того, что в этом месте постоянно взлетали и садились самолеты. То есть здесь была ВПП.



Эти умозаключения не правильные.
Мне попался великолепный четкий снимок Захарковского аэродрома, сделанный немецким самолетом-разведчиком 17.01.1943 г. При его тщательном изучении и последующем сравнении  с советскими топографическими картами 1952 и 1964 гг, я пришел к выводу, что там, где на фотоснимке прямая белая полоса, ошибочно принятая мной за ВПП (указывает правая стрелка), в те годы был противотанковый ров, начинавшийся от берега канала,  проходивший в том месте где сейчас стоит пятиэтажный до №69, и заканчивающийся в  болоте, откуда вытекал Захарковский ручей. Далее (по-видимому) шел окоп, пересекавший весь аэродром и доходивший до Братцевского оврага. Остатки рва у самого берега канала сохранились до наших дней. Шириной он был примерно 8-10 м, и глубиной около 2-х м. Видимо этот ров после войны оставили в качестве дренажной канавы, а окоп засыпали.
А заходившие на посадку со стороны канала самолеты в 1943 г видимо садились вблизи места пересечения современных ул. Фомичевой и Героев Панфиловцев, т.е. достаточно далеко от берега.   
И то, что я ошибочно принял за вторую ВПП (указывает левая стрелка), судя по всему дренажная канава, начинавшаяся когда-то от современного д. 4 к.1 по ул. Планерной, и заканчивающаяся в овраге, где сейчас стоит д. 23 к.4 по ул. В. Лациса.
Местность была заболоченная, и судя по всему при строительстве аэродрома пришлось делать сложную дренажную систему с глубокими (до 2 м) канавами. Так что вырытый в 1941-м у берега канала ров впоследствии выполнял функцию дополнительной дренажной канавы.

Ну и как ранее уже упоминалось, на грунтовых аэродромах, подобных Захарковскому, взлетные и посадочные полосы представляли собой не узкие «дорожки», а две «половинки» летного поля, его части, с одной из которых самолеты взлетали, а на другую садились.
Я недавно углубился в историю, и пришел к выводу, что на территории подмосковного г. Тушино одно время находились аж 3 авиазавода и 3 аэродрома. Факт поразительный, но требующий отдельного рассказа
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Соглашусь с предыдущим оратором.
Очень познавательная история, и написана хорошим слогом.

Занятно, что на немецком аэрофотоснимке в нижней левой четверти явно читается надпись benutzbar, т.е. "пригодно к использованию".
То ли это о качестве снимка (тогда почему не с краю снимка, а посредине?), то ли речь шла именно о том поле, на котором эта надпись нацарапана.
Для начала спасибо вам большое за расшифровку этой непонятной для меня надписи "benutzbar". Я чуть мозг не вывихнул пытаясь понять что означают эти каракули.

С помощью более качественного фотоснимка мною установлено, что на выше размещенном снимке не просматривается начальное слово надписи, видимо сделанной в разведотделе -  "nicht"
То есть надпись на снимке полностью  "nicht benutzbar" - аэродром не годный к использованию, не используемый.
Видимо его в 41-м не использовали, потому что практически по центру были окопы, да и артиллерийские орудия по всему летному полю расставлены. Вероятно снимок сделан осенью 41 г когда фашисты рвались к Москве.
А вот на фото января 43 картина более оптимистичная -канава по центру засыпана, орудий на летном поле нет, и видны самолеты и какие-то машины, может пускачи или заправщики.
И нанесены размеры летного поля 1030m х 1380m.
Т.е. в 43-м аэродром работал.

И повторю: благодаря немцам можно точно восстановить где точно размещался (и в каких границах) Захарковский аэродром в 1941-43 гг, ибо на советских картах (даже военных) той поры на этом месте обозначен лес.
Режим секретности однако  :)
 
 

Ходжа

Pigs fly.
Для начала спасибо вам большое за расшифровку этой непонятной для меня надписи "benutzbar".
Обращайтесь. Немецкий я хоть и успел подзабыть, но пока ещё не до уровня Демьяна Бедного:

"Ви будейт фсе молицца кирхе
и целофайт мой сапога.
Гут."

Ещё раз спасибо за труд.
Этот мир не безнадёжен.
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Немецкая разведка так расшифровала этот разведснимок (справа канал)



Спасибо всем, кто откликнулся и особенно тем, кто критиковал текст моей статьи.
В очередной раз убеждаюсь в правильности посыла Дмитрия Ивановича Иловайского - никогда не воспринимай сведения из прошлого в качестве догмы, всё подвергай сомнению, не ленись перепроверять
 
Вверх