Законодательство РФ для беспилотников.

M

mikstura87

Приветствую!

Подскажите пожалуйста, в каком документе описаны требования к беспилотным ЛА создаваемым в России?
Технические, лётные ограничения, оформление и т. п.

Заранее признателен за достоверную инфу и конкретные ссылки.
 

bokr

OGN tracker on board
-- понятие "беспилотный ЛА" полностью отсутствует в российском законодательстве. 
"Иногда лучше жевать..." :STUPID   Зачем вы безапелляционно заявляете то, чего незнаете!
Автору топика: скачайте и прочитайте эти доки http://www.aopa.ru/index.php?id=46
Останутся вопросы- спросите.
PS Вчера был посажен на аэродром по режиму из-за БПЛА.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
То Тифтеля
Если найдете - просьба дать здесь конкретную ссылку. В Европе слышал гражданским БПЛА  взлетную массу до 150 кг разрешают.
 
M

mikstura87

Мужики, я конечно же не буду перечитывать все ФАП. Тема ведь не для этого создаётся...

Логика мне подсказывает, что я например не могу запускать радиоуправляемую модель В-52 масштаба 1:1 над городом на радость детишкам.
Должны быть какие то ограничения, классификация и правила регистрации и выполнения полётов.

Ещё раз прошу поделиться достоверной и конкретной инфой тех, кто знает источник - кто сталкивался.
 
M

mikstura87

Для одного коллектива (мои товарищи) есть заказ на разработку БПЛА для СХ работ взлётной массой 350 кг.

Разумеется, перед проектированием нужно составить ОТТ соответственно законодательству и полностью представлять как его регистрировать в дальнейшем.

С авиа - юристами у коллектива временная проблема, тем более вопрос "на тонкого любителя", поэтому решил поинтересоваться здесь.
 
Откуда
Москва
На самом деле с законодательно базой 5 лет назад было совсем плохо. Практически никак.
За это время ситуация стала менять и появляться то ли проекты, то ли законы, но общий смысл сводился примерно к следующему:
До какой то взлетной массы - это возможно называть авиамоделью и с соответствующим отношению к подобным БПЛА. Могу наврать, но что то в районе 30 кг.
Все - что более - скорее всего вне реального закона ибо будет относиться к госавиации.
Эту инфу за 100% не дам,  но так, в первом приближении, можно прикинуть счастливое беспилотное будущее.  :IMHO
 
M

mikstura87

На самом деле с законодательно базой 5 лет назад было совсем плохо. Практически никак.
За это время ситуация стала менять и появляться то ли проекты, то ли законы, но общий смысл сводился примерно к следующему:
До какой то взлетной массы - это возможно называть авиамоделью и с соответствующим отношению к подобным БПЛА. Могу наврать, но что то в районе 30 кг.
Все - что более - скорее всего вне реального закона ибо будет относиться к госавиации.
Эту инфу за 100% не дам,  но так, в первом приближении, можно прикинуть счастливое беспилотное будущее.  :IMHO
Модель вроде до 20 кг. Но дело не в этом...
А 350кг без пилота это что?
Можно ли такое вообще запускать?
Можно ли на БПЛА заниматься коммерческой деятельностью?
И тому подобное. Вопросов много.

Неужели в России нет законов по БПЛА?
 

FlyCat

43 регион
А если беспилотник в категории до 115 кг.,тогда как?
 

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Приветствую!
Подскажите пожалуйста, в каком документе описаны требования к беспилотным ЛА, создаваемым в России?
Технические, лётные ограничения, оформление и т. п.
Заранее признателен за достоверную инфу и конкретные ссылки.
В поисковике набрал слово "беспилотный", "БПА" и вот что нашёл из законодательства:

КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (Чикаго, 7 декабря 1944 года): http://www.conventions.ru/view_base.php?id=186
ЧАСТЬ I. АЭРОНАВИГАЦИЯ
Статья 8. Беспилотные воздушные суда
Никакое воздушное судно, способное совершать полеты без пилота, не производит полета без пилота над территорией Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения. Каждое Договаривающееся государство обязуется при полете такого воздушного судна без пилота в районах, открытых для гражданских воздушных судов, обеспечить такой контроль этого полета, который позволял бы исключить опасность для гражданских воздушных судов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138): http://docs.cntd.ru/document/902207152

«беспилотный летательный аппарат» - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

47. В целях предотвращения непреднамеренного нарушения государственной границы Российской Федерации аэродромы (вертодромы), пункты управления беспилотным летательным аппаратом, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения обслуживания воздушного движения, позволяющую осуществлять контроль за полетами воздушных судов.

52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

99. Планирование использования воздушного пространства осуществляется:
б) зональным центром Единой системы - в воздушном пространстве классов A и C, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым зональный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "б" пункта 117 настоящих Федеральных правил;
в) районным центром Единой системы - в воздушном пространстве классов A и C, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "в" пункта 117 настоящих Федеральных правил.

109. План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.
Сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

116. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации;
б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - для полетов беспилотных летательных аппаратов.

117. Разрешение на использование воздушного пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) на полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдают:
а) главный центр Единой системы:
при выполнении разовых международных полетов и на полеты, выполняемые с отклонением от международного расписания;
при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания и с отклонением от расписания - в случае использования воздушного пространства более одной зоны Единой системы;
при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства 3 и более смежных зон Единой системы;
б) зональный центр Единой системы:
при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения вне расписания и с отклонением от расписания в границах зоны Единой системы;
при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства 2 смежных зон Единой системы или более 2 районов Единой системы одной зоны Единой системы;
при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в зоне Единой системы (только для зонального центра Единой системы, не имеющего в границах своей зоны районного центра Единой системы);
в) районный центр Единой системы:
при выполнении полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения - в случае использования воздушного пространства в районе Единой системы или 2 смежных районов Единой системы одной зоны Единой системы;
при осуществлении деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полетов воздушных судов в районе Единой системы.

137. Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:
е) выполнение полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

138. Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:
г) выполнение полетов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 декабря 2013 г. N 457
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/531882/
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕЕСТРА ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(зарегистрировано в Минюсте России 13 марта 2014 г. N 31590)​

Действие настоящего Административного регламента не распространяется на сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения, метеорологические шары-пилоты, беспилотные летательные аппараты и беспилотные неуправляемые аэростаты.
18 июля 1999 года N 183-ФЗ
--------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ:
http://docs.cntd.ru/document/901739340​

Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 283-ФЗ)
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;
 
M

mikstura87

Спасибо. Это о правилах выполнения полётов.
А есть ли какая то инфа о технических и лётных ограничениях БПЛА и их классификации?

Например макс. вес (конструкции, или взлётный), скорость, радиус действия, требование к конструкции (дублирование каналов) и т. п.?
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
  Чем детская радиоуправляемая модель отличается от беспилотника  в законодательном плане? На ее запуск - заявку подавать? А все авиамоделисты без заявки - преступники?
 

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Это далеко не всё.

ТАБЕЛЬ
СООБЩЕНИЙ О ДВИЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Утвержден приказом Минтранса России от 24 января 2013 г. N 13):
http://docs.cntd.ru/document/902397031

IV. Сообщение о плане запуска шара-зонда, плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата
19. Сообщение о плане запуска шара-зонда, полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата (далее - сообщение о плане запуска) представляет собой сведения о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства, которые направляются пользователем воздушного пространства или его представителем в орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) по авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, по сети Интернет или на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение.
23. Структура полей информационной части сообщения о плане запуска:
В поле 13 (Аэродром вылета, время) место запуска шара-зонда (подъема привязного аэростата), вылета пилотируемого аэростата или беспилотного летательного аппарата указывается одним из следующих способов:
если находится на аэродроме, то указывается четырехбуквенное обозначение аэродрома вылета (посадочной площадки вылета) и затем без пробела расчетное время взлета в часах и минутах (четырьмя цифрами), при этом задействуется не более восьми буквенно-цифровых знакомест;
если место запуска (старта) не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указываются ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEP/ - местоположение, обозначенное географическими координатами.
В поле 15 (Маршрут) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов указывается последовательно значение диапазона высот полета и границы зоны полетов.
При необходимости, в планах запуска для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов поле 15 может быть заполнено применительно к правилам заполнения поля 15 для представленного плана воздушного судна.
В поле 16 (аэродром (площадка) и общее расчетное истекшее время) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов аэродром (площадка), где планируется приземления после выполнения полета, указывается в порядке, как для поля 13. При этом если место приземления не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указываются ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEST/ - местоположение, обозначенное географическими координатами.
Максимальная абсолютная высота подъема указывается в десятках метров четырехзначным числом, перед которым записывается буква M, при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей.
Примеры:
Для поля 18 применяются следующие ниже буквенные признаки.
BLA - беспилотный летательный аппарат;
SHR - сообщение о плане запуска шара-зонда, плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата;
Состав (объем) информации, включаемой в сообщения SHR и SPW касающееся деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с выполнением полета воздушного судна, соответствует в каждом конкретном случае составу (объему) информации для сообщения о плане запуска шара-зонда, о плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата, указанному в главе IV настоящего Табеля сообщений, или составу (объему) информации для сообщения о плане проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ, указанному в главе V настоящего Табеля сообщений соответственно.

II. Сообщение о плане запуска шара-зонда, о плане полета беспилотного летательного аппарата и пилотируемого аэростата, проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ. Сообщение о начале и окончании указанной деятельности
Сообщение о плане Деятельности
Сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата (БЛА):
в воздушном пространстве классов A и C в целях обороны, государственной и общественной безопасности, а    также проведения поисково-спасательных  мероприятий и оказания помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
в других целях в воздушном пространстве классов A, C и G
Выше приводил выдержки о БЛА из ФП ИВП, теперь об ответственности за нарушение ИВП:

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
http://docs.cntd.ru/document/koap-rf-kodeks-ob-administrativnykh-pravonarushenijakh
Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства
1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)
2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)
13 июня 1996 года N 63-ФЗ
------------------------------------
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
http://docs.cntd.ru/document/uk-rf-ugolovnyjj-kodeks-rossijjskojj-federacii
Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации
1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования воздушного пространства Российской Федерации. При этом согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 27.09.2011), под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов...
 

VeSiL

Я люблю строить самолеты!
Откуда
д.Топкая
Да, масса БПЛА вообще не фигурирует в нормодоках.
Использование ВП посредством БПЛА - разрешительное, причем во всех классах: А,С,G (устанавливает ФАП 138).
Возникает следующий вопрос: а чему должен соответствовать БПЛА, что бы получить разрешение от ЕС УВД (любого уровня)?
Чем руководствуются управленцы воздушным движением, какими документами в принятии решения "пущать, али нет"? ;)
 
Откуда
Москва
А есть ли какая то инфа о технических и лётных ограничениях БПЛА и их классификации?

Например макс. вес (конструкции, или взлётный), скорость, радиус действия, требование к конструкции (дублирование каналов) и т. п.?
Вероятно должно появиться )). Пока лишь была констатация, что классификация должна быть по взлетной массе.
Поймите правильно. Для подавлющего числа специалистов эта тема сродни темного леса, а Вы хотите при мизере имеющихся БПЛА получить от чиновников четких указаний.
Первый закон авиации - кому надо, тот и делает  :IMHO
 

VeSiL

Я люблю строить самолеты!
Откуда
д.Топкая
Таким образом, Ком_нет прав, что для ГА законодательства по БПЛА нет.
То, что летает и из-за которого некоторых сажают переждать эту напасть, относится к государственной, экспериментальной видам авиации. Работают они по своим "понятиям", общаются с ЕС УВД по "фене", а нас отправляют к статье ВК о приоритетах в использовании ВП, т.е. в конец очереди или "параше" ;D
Такие, вот порядки в РФ и цветущем Крыму теперь и навеки, Тифтеля ;)
Становитесь субъектом экспериментальной или госавиации... признает вас таковым "паханат" в Златоглавой - будете опылять поля. Но Вы сами понимаете, что это -АХР- детский лепет, лоховство полное, ибо там все работают "по крупному"  на потребу силовикам с распилом бюджетных мульярдов ;D
 

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Спасибо. Это о правилах выполнения полётов.
А есть ли какая то инфа о технических и лётных ограничениях БПЛА и их классификации?

Например макс. вес (конструкции, или взлётный), скорость, радиус действия, требование к конструкции (дублирование каналов) и т. п.? 
Конечно есть.
Я же сейчас вместе с вами сижу и по слову "беспилотный" ищу всё, что есть на этот счёт в I-Net.
Но тут видите ли какая штука - прямых ссылок на ТТХ гражданских БЛА не даются, нужно включать мозги, идти от обратного (что не военное или не носитель ОМП по данным, то гражданский БЛА) ну и внимательно смотреть примечания к пунктам и ссылк на решения, а это требует долгого копания, анализа, но начала я вам дам.

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (утверждён Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661):
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_90406.html
РАЗДЕЛ 1
КАТЕГОРИЯ 9. АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ/СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ
9.1.12. Беспилотные (воздушные) летательные аппараты (БЛА), взаимосвязанные системы, оборудование и компоненты:
9.1.12.1. БЛА, имеющие любое из следующего:
а) автономное управление полетом и бортовые средства навигации (например, автопилот с инерциальной навигационной системой); или         
б) возможность управления полетом за пределами прямой видимости оператором (например, телевизионное дистанционное управление);
9.1.12.2. Взаимосвязанные системы, оборудование и компоненты:
а) оборудование, специально разработанное для дистанционного управления БЛА, определенными в пункте 9.1.12.1; 
б) системы навигации, ориентации, наведения или управления иные, чем определенные в категории 7, специально разработанные для обеспечения возможности автономного управления полетом или автономной навигации БЛА, определенных в пункте 9.1.12.1;
в) оборудование и компоненты, специально разработанные для переделки пилотируемого летательного аппарата в БЛА, определенный в пункте 9.1.12.1;
г) поршневые или роторные воздушно-реактивные двигатели внутреннего сгорания, специально разработанные или модифицированные для полета БЛА на высоте более 15 240 м (50 000 футов)
Примечание.
Пункт 9.1.12 не применяется к моделям летательных аппаратов, предназначенным для досуга или соревнований
9.2. Испытательное, контрольное и производственное оборудование
9.2.10. Оборудование, специально разработанное для производства БЛА и взаимосвязанных систем, оборудования  и компонентов, определенных в пункте 9.1.12
9.4.  Программное обеспечение
9.4.4.5.  Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для применения БЛА и взаимосвязанных, оборудования и компонентов, определенных в пункте 9.1.12;

РАЗДЕЛ 5
ТОВАРЫ, ВВОЗ КОТОРЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛИРУЕТСЯ ПО СООБРАЖЕНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАТЕГОРИЯ 2. ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
2.1. Беспилотные летательные аппараты
2.1.1.  Беспилотные (воздушные) летательные  аппараты (БЛА) и специально разработанные компоненты (блоки) и комплектующие, а также программное обеспечение для них
Примечание.
Пункт 2.1.1 не применяется к БЛА, удовлетворяющим любому из следующих требований:
а) специально разработанным или модифицированным для военного применения; или
б) доступным для приобретения населением без ограничений в местах розничной продажи

ПРИМЕЧАНИЯ К СПИСКУ
I. Общее примечание
Принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" настоящего Списка.
Коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем Списке, носят справочный характер.
Примечания:
IV. Определение терминов, используемых в Списке <*>, и расшифровка их сокращений:
8) беспилотный (воздушный) летательный аппарат (БЛА) - любой летательный аппарат, способный взлетать и поддерживать контролируемый полет и аэронавигацию без какого-либо присутствия человека на борту (категория 9, а также категория 2 раздела 5);
10) БЛА - беспилотный воздушный летательный аппарат (категория 9, а также категория 2 раздела 5);

КАТЕГОРИИ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О ПОСТАВКАХ (ОСНОВАНЫ НА КАТЕГОРИЯХ РЕГИСТРА ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЙ ООН) (Приложение N 21 к Инструкции по формированию сводного объема экспорта продукции военного назначения, экспортной (импортной) части государственного оборонного заказа и представлению отчетности о внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения): http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_56920.html
4. Военные самолеты и беспилотные летательные аппараты
4.1. Военные самолеты.
Самолеты с неизменяемой и изменяемой геометрией крыла, сконструированные, оснащенные или модифицированные:
4.1.1. для поражения целей путем использования управляемых ракет, неуправляемых ракет, бомб, пулеметов, пушек или других средств поражения;
4.1.2. для выполнения задач разведки, управления войсками, радиоэлектронной борьбы, электронного и огневого подавления систем противовоздушной обороны, дозаправки или высадки / выгрузки с воздуха.
4.2. Беспилотные летательные аппараты (БЛА).
Беспилотные летательные аппараты, специально сконструированные, модифицированные и оснащенные для использования в военных целях, в том числе для выполнения задач радиоэлектронной борьбы, подавления систем противовоздушной обороны или разведки, а также комплексы управления и приема информации с БЛА.
Термин "военные самолеты" не включает учебно-тренировочные самолеты для основной летной подготовки, за исключением тех, которые сконструированы, оснащены или модифицированы как указано выше.
Тем, кто хочет заняться производством БЛА:

Принято и введено в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22.11.2007 N 329-ст

Дата введения - 2008-01-01

Вводится в действие на период
с 2008-01-01 до 2011-01-01

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
http://www.okvad.ru/
35.30.42  Производство   пилотируемых   и беспилотных  космических кораблей и станций, включая орбитальные,   межпланетные, многоразового использования и др.
(в ред. Изменения 1/2007 ОКВЭД,  утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст)
35.30.43  Производство средств выведения  космических  объектов  в космическое пространство
Эта группировка включает:
- производство   ракет-носителей,    ступеней     ракет-носителей,  разгонных    блоков    и   ускорителей   для космических транспортных средств
- производство   межступенных   и   переходных  отсеков, механизмов   сочленения     и     разделения    ступеней ракет-носителей и беспилотных летательных аппаратов
- производство  головных  обтекателей, сборочно-защитных блоков и т.п.
- производство транспортно-пусковых и транспортировочных контейнеров
(в ред. Изменения 1/2007 ОКВЭД,  утв. Приказом Ростехрегулирования
от 22.11.2007 N 329-ст)
35.30.43  Производство средств выведения  космических  объектов  в космическое пространство
Эта группировка включает:
- производство   ракет-носителей,    ступеней     ракет-носителей,  разгонных    блоков    и   ускорителей   для космических транспортных средств
- производство   межступенных   и   переходных  отсеков, механизмов сочленения и разделения ступеней ракет-носителей и беспилотных летательных аппаратов
 

bokr

OGN tracker on board
Мужики, я конечно же не буду перечитывать все ФАП
Если вы не в состоянии осилить 3-4 документа, хоть по диагонали-забейте. И не пудрите мозги свим друзьям вроде-бы помощью.
Помочь вам всегда с удовольствием помогут. Но помочь, а не делать работу за вас. Ваш вопрос ни чем не отличается от :
-как построить, купить, летать на (самолете, вертолете планере и тд)?
Вы обоснование своих хотелок будете из цитат форума создавать? А виноватых, потом, по никам разыскивать?
 

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Приложение 1
ТИПОВОЙ СПИСОК ПОДЛЕЖАЩИХ ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ МИКРООРГАНИЗМОВ, ТОКСИНОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ (утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 21 сентября 2004 г. N 190): http://www.tsouz.ru/db/exportcontrol/tpek/Documents/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.pdf
КАТЕГОРИЯ I
Раздел 1. Законченные средства доставки
1.1.2.  Атмосферные беспилотные летательные аппараты  (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг  на дальность не менее 300 км (в ред. решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 12.12.2008 N 406, от 19.11.2010 N 520)
10.5. Технология
10.5.1. Технология сборки фюзеляжа, силовой установки и несущих плоскостей, разработанная или модифицированная для средств доставки, указанных в позиции 1.1 или 19.1.2, в целях оптимизации аэродинамических характеристик на всех режимах полета атмосферного беспилотного летательного аппарата
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
12.1.5.1. Системы слежения, использующие трансляторы (ответчики) кодированного сигнала, установленные на ракете или атмосферном беспилотном летательном аппарате в сочетании с наземной, воздушной или спутниковой навигационными системами, позволяющие производить измерения текущих координат и скорости полета в реальном масштабе времени;
18.1.1. Радиационно стойкие микросхемы, используемые в системах защиты ракет и атмосферных беспилотных летательных аппаратов от поражающих факторов ядерного оружия (например, электромагнитного импульса (ЭМИ), рентгеновского излучения, совместного ударного и теплового воздействия)и используемые для средств доставки, указанных в позиции 1.1
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
18.1.2. Детекторы, специально разработанные или модифицированные для защиты ракет и атмосферных беспилотных летательных аппаратов от поражающих факторов ядерного оружия (например, электромагнитного импульса (ЭМИ), рентгеновского излучения, совместного ударного и теплового воздействия), и используемые для средств доставки, указанных в позиции 1.1
18.1.3. Обтекатели, противостоять комбинированному термическому удару свыше 4,184 x 10  Дж/м2 (100 кал/см2), в сочетании с максимальным избыточным давлением более 50 кПа, используемые в системах защиты ракет и атмосферных беспилотных летательных аппаратов от поражающих факторов ядерного оружия (например, электромагнитного импульса (ЭМИ), рентгеновского излучения, совместного ударного и теплового воздействия), и используемые для средств доставки, указанных в позиции 1.1
19.1.2.      Атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты), не указанные в позиции 1.1.2, с максимальной дальностью 300 км и более                                    
19.1.3. Атмосферные беспилотные летательные аппараты, не указанные в позициях 1.1.2 или 19.1.2, имеющие:
1) любую из следующих характеристик:
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
а) наличие функций автономного управления полетом и навигации; или
б) наличие дистанционного управления полетом за пределами прямой видимости; или
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
2) любую из следующих характеристик:
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
а) оборудованные системой распыления аэрозолей объемом более 20 литров; или
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
б) разработанные или модифицированные для присоединения системы распыления аэрозолей объемом более 20 литров
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
(в ред. решений Межгосударственного  Совета  ЕврАзЭС  от 27.10.2006 N 320,
от 12.12.2008 N 406, от 19.11.2010 N 520)

Технические примечания.
1. Аэрозоль, являющаяся частью полезной нагрузки, которая рассеивается в атмосфере, состоит из порошков или жидкостей, отличающихся от компонентов топлива, продуктов сгорания или добавок. Примером аэрозолей могут служить жидкие пестициды для опыления полей или сухие химикаты для принудительного выделения дождевых осадков из облаков.
2. Система распыления аэрозолей содержит механические, электрические, гидравлические и другие устройства, необходимые для хранения и распыления аэрозолей в атмосфере, а также дающие возможность введения аэрозолей в выхлопную струю сгоревшего топлива или в поток вращающегося пропеллера.
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
(технические примечания в ред. решения Межгосударственного Совета  ЕврАзЭС
от 27.10.2006 N 320)

Примечание.
По позиции 19.1.3 не контролируются авиамодели, специально разработанные для досуга или спортивных соревнований
(примечание в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.10.2006 N 320)

Примечания к Типовому списку
1. Настоящий Типовой список состоит из двух категорий технических средств, под которыми понимаются оборудование, материалы, программное обеспечение и технология. В категорию I включены технические средства, являющиеся наиболее значимыми для создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Если оборудование, включенное в категорию I Типового списка, является частью какой-либо системы, то такая система также будет относиться к категории I, за исключением случаев, когда такое оборудование не может быть отделено, удалено или заменено.
2. В отношении законченных ракет и беспилотных летательных аппаратов, перечисленных в разделах 1 и 19 настоящего Типового списка, а также оборудования, материалов, программного обеспечения или технологий, перечисленных в настоящем Типовом списке, предназначенных для использования в таких ракетах и летательных аппаратах, должна учитываться возможность размена дальности за вес полезной нагрузки.
(в ред. решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 N 520)
5. Для целей настоящего Типового списка используемые определения означают:
1) "в общественной сфере" - применительно к технологии или программному обеспечению означает, что они были сделаны доступными для неопределенного круга лиц без ограничений на дальнейшее распространение.
Примечание. Ограничения, накладываемые авторским или издательским правом, не выводят технологию или программное обеспечение из нахождения в общественной сфере;
2) "дальность" – максимальное расстояние, которое конкретные ракета или атмосферный беспилотный летательный аппарат способны преодолеть в режиме устойчивого полета, измеренное по проекции их траектории на земную поверхность.
Технические примечания.
1. При определении дальности должны учитываться максимальные возможности, основанные на проектных характеристиках ракеты или атмосферного беспилотного летательного аппарата при полной заправке ракетным топливом или горючим.
2. Дальность для ракет и атмосферных беспилотных летательных аппаратов должна определяться независимо от каких-либо внешних ограничивающих факторов, например связанных с условиями применения (эксплуатации), характеристиками телеметрии и линий связи или другими внешними факторами.
3. Для ракет дальность следует определять, используя наиболее оптимальную траекторию полета в условиях стандартной атмосферы, принятой Международной организацией гражданской авиации, при нулевом ветре.
4. Для атмосферных беспилотных летательных аппаратов дальность следует определять как расстояние при полете в одном направлении на наиболее экономичном по расходу топлива режиме (на оптимальной скорости и высоте) в условиях стандартной атмосферы, принятой Международной организацией гражданской авиации, при нулевом ветре;
5.8.1. Распыливающее или туманообразующее оборудование, специально сконструированное или модифицированное для установки на самолеты, летательные аппараты легче воздуха или беспилотные летательные аппараты, способное образовывать из жидких суспензий инфекционные аэрозоли  со  средним  массовым диаметром  частиц меньше 50 мкм и скоростью образования больше, чем два литра в минуту
5.8.2. Распыливающие штанги или наборы распыливающих узлов, специально сконструированные или модифицированные для установки на самолеты, летательные аппараты легче воздуха или беспилотные летательные аппараты, способные производить из жидких суспензий первоначальный аэрозоль со средним массовым  диаметром частиц меньше 50 мкм и производительностью более двух литров в минуту
        Техническое примечание:
         Размеры частиц, образованных распыливающим оборудованием или распыливающими узлами, предназначенными для использования на  самолетах, летательных аппаратах или беспилотных летательных аппаратах,  должны  измеряться  с  использованием следующего:
         а) лазерного доплеровского метода;
         б) метода прямой лазерной дифракци
 
Вверх