Ну вот. Разобрался я с круговым калькулятором. И получил очень неожиданный результат - пользоваться им бессмысленно. Поясняю. Круговой калькулятор позволяет установить оптимальную скорость на переходах в зависимости от величины низходящих потоков. Для этого пилот должен установить кольцо на деление соответствующее скороподьемности восходящих потоков, и потом, на переходе держать скорость планирования такой, что бы вертикальная и горизонтальная скорости совпали со шкалой на кольце калькулятора. Недостаток такого способа, как отмечает и сам Евгений Гаврилович Руденский, в том. что пилот постоянно следит за бортовыми приборами. Для наблюдения за местностью, метеообстановкой, картой, за другими планерами, у него просто не остается времени. Да и сам полет превращается в "Дунайские волны", так как величина низходящих потоков на переходе не постоянна. И вообще, в соответствии с калькулятором, при попадании в восходящий поток на переходе, надо будет уменьшать скорость, что противоречит здравому смыслу. Я попытался математически точно определить, насколько нужно увязывать скорость на переходе со скоростью низходящих потоков. Для расчетов взял случаи, когда величина низходящих потоков равна 0, 10, 20, 30 процентов от скороподъемности восходящих. (По Е Руденскому, реальные низходящие потоки составляют 10 - 30 процентов). В первой таблице приведены оптимальные параметры перехода, в том числе и средняя скорость на маршруте, при различных скороподъемностях восходящих потоков и при различных низходящих потоках. Во второй таблице я рассчитал параметры перехода и среднюю скорость на маршруте, если придерживаться скорости перехода рассчитанной для 20% низходящих потоков, а также разницу в средней скорости на маршруте с оптимальной скоростью для этих же условий. Оказалось, что если придерживаться скорости переходов рассчитанной для 20% низходящих потоков, то в диапазоне 10 - 30 % низходящих потоков средняя скорость на маршруте ухудшается в сотых долях км/час. И даже при полном отсутствии низходящих потоков, максимальный проигрыш в средней скорости на маршруте меньше 0,3 км/час, и то при скороподъемностях потоков 5 м/с. Таким образом, следить за вертикальной скоростью на переходе совершенно бессмысленно. Достаточно установить скорость на переходе в соответствии с графиком 2 приведенном в ответе #34 для двух пилотов или в ответе #29 для одного пилота, и выдерживать эту скорость весь переход. Для Бланика с двумя пилотами, можно также воспользоваться таблицей 1 для случая 20% низходящих потоков. Ну а на долетах все равно надо пользоваться линейкой долета В.П. Вачасова. Вот такие вот выводы!!!