Лазерная глиссада

В самарском аэропорту Курумоч проходит испытания инновационной системы посадки самолётов. Воздушные суда направляют к взлетно-посадочной полосе лазерами. Точность приземления — пятьдесят сантиметров.

Система была опробована даже в Антарктиде в условиях полярной ночи, и Ил-76 успешно сел именно там, где и должен был. Разработку российских учёных уже заказали многие иностранные аэропорты. Самолет держит курс на красный лазер. Идут испытания новой системы посадки. Три лазерных луча — один глиссадный и два курсовых — должны вывести авиалайнер точно на посадочную полосу. Эти лучи прекрасно видны и в туман, и в проливной дождь, и в пургу.

«Мы садились на темный аэродром. Оставались только огни, которые обозначали полосу. Огни высокой интенсивности, остальные — все выключалось. По лазерной глиссаде все четко, прекрасно видно. Чувствительность потрясающая!», — поделился впечатлениями инженер-разработчик системы лазерной глиссады Григорий Жуков.

Если летчик на подходе к аэродрому видит букву «Т», нарисованную красным лазером, значит, он точно идет к месту приземления. Верхняя перекладина буквы ломается, поднимая крылья вверх. Это знак того, что самолет идет ниже курса. Боковые лучи смотрят в землю, значит, машина выше курса посадки.

Для того чтобы оценить степень точности лазерной глиссады достаточно сделать всего один шаг. Вот мы видим красный лазерный луч, уходящий резко влево. Всего один шаг, и он уже точно над нами. Еще один шаг, и луч уходит вправо. Погрешность при посадке самолета по такой системе составляет всего 50 сантиметров.

Установка лазерной глиссады позволит сделать аэропорт всепогодным. Ведь чем хуже метеоусловия, тем лучше видно лазерные лучи.

«Нелетная погода- это задержки рейсов, это уход на запасные аэродромы. Разумеется, это плохо и для авиакомпаний, и для аэропортов, и для пассажиров. Установка этой системы даст возможность аэропортам первой категории повысить категорию. А для тех аэропортов, где светосигнальных систем нет, принимать самолеты и вертолеты и в ночное время», отметил генеральный директор международного аэропорта «Курумоч» Леонид Шварц.

Лазерная глиссада, разработанная самарскими учеными, прошла испытания и в Антарктиде на станции «Новолазаревская». На этом континенте вообще нет ни одного стационарного аэродрома. На несколько месяцев полярной ночи Антарктида остается без авиасообщения. Летчик-испытатель Рубен Есаян стал первым на планете, кто посадил тяжелый ИЛ-76 в условиях антарктической ночи.

«Видимость ухудшилась меньше 2 000 метров. Ночь. Но мы четко видели лучи и заходили на посадку по ним. На этом аэродроме нет никаких специальных систем, мы заходили на посадку только по этим лучам», — рассказал летчик-испытатель Государственного НИИ гражданской авиации Рубен Есаян.

Эту систему начали создавать еще четверть века назад. Был сделан первый образец, который был настолько громоздким, что для его перевозки нужно было сделать три рейса грузового АН-26. Из-за этого разработка лазерной глиссады была признана бесперспективной. Современные лазеры и материалы позволили сделать новую установку максимально компактной.

«Характерной ее особенностью является низкое энергопотребление. Вот весь комплекс из трех излучателей потребляет энергии меньше, чем утюг», — отметил генеральный директор научно-производственной фирмы «Кантегир» (Саратов) Борис Свердлов.

На последнем авиасалоне в Женеве этот образец получил золотую медаль. Немедленно приобрести самарско-саратовскую глиссаду хотят аэропорты Дании, Франции, Австрии, Чехии. Но пробивающие туманы и метели лазерные лучи над аэропортами зажгутся еще нескоро: уже три года продолжаются испытания, и конца им пока не видно. Получить промышленный сертификат на установку, аналогов которой нет — дело сложное и невероятно долгое.

http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/63/6119735/
 
Целесообразно ли применение подобной лазерной глиссады в АОН?
Про СМУ я конечно молчу, но вот при обучении или при ночных полетах, например, может пригодиться?
И еще - понятно, что технология не из дешевых и частным площадкам недоступна - отсюда вопрос..
Можно ли сделать нечто подобное, используя менее дорогие устройства?
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Я в 81-82 году уже летал по такой системе в том же самом Курумоче на учебно-тренировочных полётах БЛУ ГА на ЯК-40.

В снегопаде и при интенсивном дожде эффективность резко падает. А через некоторое время на ВЛЭК-е у пилотов были отмечены случаи отслоения сетчатки у глазного дна.

Выводы делайте сами. :cool:
 

Евгений.

Хочу летать на СВОЁМ!
Как насчет попадания луча в глаз? Уж лучше по приводам. Или на запасной. :eek:
Изобретать велосипед незачем. GPS с V-NAV рулит на любой площадке. Безо всякого наземного оборудования. :IMHO
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Целесообразно ли применение подобной лазерной глиссады в АОН?
Про СМУ я конечно молчу, но вот при обучении или при ночных полетах, например, может пригодиться?
И еще - понятно, что технология не из дешевых и частным площадкам недоступна - отсюда вопрос..
Можно ли сделать нечто подобное, используя менее дорогие устройства?
Не вижу, почему эта технология может быть дорогой. Сделать возможно, это просто 3 отстроенных по направлению и углу лазера. Засада в том, что можно получить им в глаз при проваливании ниже глиссады, находясь точно по центру полосы, а также где-то между третьим и четвертым разворотом получить от боковых лучей. Все наверное помнят совсем свежую историю про ростовский борт, в который светили лазером при посадке. Пилоты были сильно недовольны  :IMHO.

В снегопаде и при интенсивном дожде эффективность резко падает. А через некоторое время на ВЛЭК-е у пилотов были отмечены случаи отслоения сетчатки у глазного дна.
Согласен, так и должно было быть и с эффективностью и с глазами :(
 

buddy

Я не волшебник, я только учусь...
Откуда
Казань
     Отслоения вроде не причем, хотя зрение посадить можно. Скорее появятся "битые пиксели" на сетчатке.
     Если судить по самому сообщению (http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/63/6119735/), то на левом фото видно, что луч не идет в лоб (хотя случайно получить можно!).  Лучи идут по "обочинам" полосы под углом глиссады. Пилот видит луч "сбоку", за счет рассеяния. То есть в очень хорошую погоду (прозрачный воздух, плохое рассеяние) луч тоже будет виден хуже.  Кстати, тогда, возможно, надо применять зеленый лазер, его луч вроде виден и со стороны (рассеивание большее, чем у красного).
 

buddy

Я не волшебник, я только учусь...
Откуда
Казань
        Да, на американских авианосцах для точной посадки вроде некая система с зеркалами. 
         Может для начинающих аоновцев для отработки выдерживания глиссады (при норм. видимости) реально применить что-то подобное?
 

buddy

Я не волшебник, я только учусь...
Откуда
Казань
В Курумоче в 81-82 году лучи и были :cool:ЗЕЛЁНЫМИ
      Ясно-о!
      Поэтому там система и  работала плохо в туман и снег.  Тогда как раз красный лазер больше подходит.   Глаза, конечно, жалко, в любом случае...
      Хотя, если действительно западники хотят приобрести систему, то, возможно, теперь уже проблему опасности для зрения как-то разрешили? 
            
 

buddy

Я не волшебник, я только учусь...
Откуда
Казань
    PAPI, это на авианосцах?
    Не знал, неграмотен.
    Глянул в сети, а там...PAPI, ILS, VASI, PLASI, TRCV. Много чего придумано...
Спасибо, примем к сведению.
         
              Дамир
              (если это ко мне, конечно...)
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
        Да, на американских авианосцах для точной посадки вроде некая система с зеркалами. 
         Может для начинающих аоновцев для отработки выдерживания глиссады (при норм. видимости) реально применить что-то подобное? 
Проще PAPI наверное уже нечего придумать. Это ящик с лампочками.
 
http://en.wikipedia.org/wiki/Local_Area_Augmentation_System

Возможна даже CATIII
Стоимость минимальная, собирается практически на коленке.
При этом есть возможность пользоваться уточняющим сигналом близлежащего аэропорта для глиссадного захода на малые аэродромы.
Сейчас такую для тракторов делаем, чтобы они точнее по полю ездили.

Принцип в двух словах.
GPS приемник в самолете, на земле стоит антенна, кординаты которой известны до миллиметра,
Антенна отсылает поправочные сигналы о ошибках спутников самолетам, плюс координаты ВПП.

С помощью несложных для современных компьютеров алгоритмов высчитвается положение и скорость самолета с высокой точностью.

Сигнал GPS гражданский.
 
R

rtyuiop.400

В самарском аэропорту Курумоч проходит испытания инновационной системы посадки самолётов. Воздушные суда направляют к взлетно-посадочной полосе лазерами. Точность приземления — пятьдесят сантиметров
году этак в 1997 будучи в Самарском аэрокосмическом университете,-нам рассказывали про эту систему.
В снегопаде и при интенсивном дожде эффективность резко падает.
И рассказывали как раз для примения в сплошном тумане.
 

buddy

Я не волшебник, я только учусь...
Откуда
Казань
Так Alex_520  писал вроде о более старом варианте. Луч там был зеленый, что логично при применении в отсутствии тумана.
   А в Самаре лазер красный, в тумане будет работать хорошо, зеленый при этом рассеется без следа...
   Некоторое рассеяние [highlight]необходимо[/highlight], чтобы увидеть луч. (Красный луч в чистом воздухе виден только "в лоб")
[highlight]При слишком большом рассеянии луч потеряется[/highlight].
    Короткие волны больше рассеиваются.  Поэтому наше небо ГОЛУБОЕ,
    а солнце утром и вечером - красное
 

Ротор

Сергиев-Посад
Чтобы лазер увидеть нужно чтобы он попал на сетчатку глаза. Или дыма напустить. А значит нужно летать в специальных очках. Глаза посадишь- новые не вырастут. Поэтому если уж хочется очень систему вроде авианосной то только на лампах (ну или на светодиодах). Лазер вообще вещь небезопасная- даже на коже после облучения остается жестокая лунная поверхность ( если через оптику посмотреть).
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
А если лазером светить не в глаза пилотам, а поперек?
Выстроить вдоль глиссады уменьшающиеся по высоте перекрестия из лазеров, так чтобы если снижаешься в глиссаде то видишь мелькающие перекрестия.
Таким образом увидишь отклонения и по курсу и по снижению.
Лазер же виден в тумане если смотреть на луч сбоку?
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Это же сколько тогда лазеров понадобится для такой системы хотя бы с одним курсом?

Для получения Х-образного перекрестия нужно два источника света на земле. Через каждый километр на глиссаде по паре при длине глиссады в 12 км - получаем 24 лазера. Которые ещё расположить, запитать и продублировать надо. Ну и охранять - в Рассее живём.

Не пойдёт :IMHO
 
Вверх