Андрей, я считаю Уайтхед все же полетел, ну там все логично, от создания до испытания. Пусть он не рулился, задача была ни в этом, он как и современники поставил на планер мотор, увеличив площадь до оптимальной нагрузки на крыло. Управление , понимаю , было балансирное, поэтому неэффективное для этой конструкции. С его площадью, качество поверхности профиля вообще не имело значение, ну как пример посмотрите на однослойные парапланы, это верх примитивности и гениальности . Мотор стоял цилиндрами навстречу, коленвал сразу с приводом на винт, может давление подавалось сразу на оппозитные цилиндры, что решало вопрос с синхронизацией. Это сделать было не сложно. Вообще в этом самолете очень много простоты. Первый моторный полет описывают под горку, опять же логично, как и логично , что влетели в дом, сломав самолет. И самый не маловажный фактор, действительно реплика полетела, а райтовская нет. Мысль уайтхеда ближе к дельтаплану была, райты смотрели глубже, там уже в привычном нам виде, самолет.