Матчасть самолёта:что Вам нужно знать.
При постройке необходимо применять материалы, комплектующие и крепеж с характеристиками не хуже указанных на чертежах. В противном случае летно- технические характеристики в части допустимых эксплуатационных перегрузок а также срок службы не гарантируется.
Болты.
Автор применил авиационные «AN standard steel bolts». Часто спрашивают, «возможно ли заменить болты серии AN на стандартные класса 8»? Отвечаю: не рекомендуется потому, что у авиационных болтов показатель усталостной прочности выше на 40 % по сравнению с аналогичным же промышленным болтом класса 8.
Авиационный крепеж должен быть не только прочным, но и долговечным. Например, болты крепления пропеллера испытывают миллионы циклов сжатия-растяжения, тогда как болты используемые в строительчстве испытывают постоянную нагрузку будучи однажды затянуты.
1. На 40% большая усталостная прочность. В самолетах обычно применяются резьбовые крепления с профилем резьбы UNJ, тогда как в обще промышленный крепеж имеет профиль резьбы UNC или UNF. UNJF называют резьбой «J». Выглядят они одинаково и совместимы с резьбой UNF, но угол профиля резьбы на UNJ больше.
• Виток резьбы J повышает усталостную прочность на 40%.
• Виток резьбы J повышает прочность на сдвиг на 10% (площадь нагрузки на растяжения 110,765 по сравнению с 103,20 mm2 для резьбы 1/2-20).
2. Большая прочность на растяжение при тех же самых размерахэ
• резьбовые крепления J имеют немного большую площадь напряжения растяжения, поэтому имеют большую прочность на расяжение.
3. Большая прочность резьбы на сдвиг .
Большинство авиационного крепежа имеет допуск резьбы класса 3 (UNJF-3B), в то время как большинство коммерческих аппаратных средств имеет допуск резьбы класса 2 (UNF-2B). Более высокий класс точности обеспечивает к лучшему качеству количеству резьбового зацепления между внешней резьбой и внутренней резьбой. Пойдите в хозяйственный магазин и завинтите гайку на болт и заметьте, как Вы можете шатать гайку на резьбе. Теперь попробуйте проделать это с авиационным болтом и гайкой - никакое колебание гайки, потому что зазор между внешней резьбой и внутренней резьбой меньше.
4. Лучшая коррозионная стойкость
Большинство авиационного крепежа кадмируется, тогда как большинство коммерческих аппаратных средств имеет цинковое покрытие. Кадмий дает большую защиту от коррозии и менее склонен создать водородную хрупкость в высокопрочном крепеже.
5. Различные величины крутящего момента
Кадмирование имеет превосходную смазочную способность (низкий K-фактор) так, чтобы при требуемом моменте затяжки Вашего динамометрического ключа, произодилось большее усилие затягивания, чем при использовании оцинкованного крепежа. Если бы Вы заменили болт на оцинкованый, Вам пришлось быувеличить установку динамометрического ключа для достижения того же момента силы затягивания. Существуют диаграммы пересчета момента затягивания для кадмированного крепежа, но они не точны.
6. Более строгий стандарт контроля
Вот один пример: обычную коническую трубную резьбу называют «NPT». Для авиационных применений является «ANPT» или авиационная NPT. Единственное отличие - требование двух дополнительных метрологических проверок. Формально, это та же резьба, но с большей гарантией, что резьба точна.
Вопрос не только «насколько прочный крепеж ?» но и «сколько времени крепеж будет работать?» (усталостная прочность), это важный вопрос при эксплуатации парка воздушных судов. Имеет ремонт, продлившийся 12 317 полетов, доказанных себя? Не были пассажиром на Рейсе 123 Японии (авиакатастрофа во время взлета). Авиационный крепеж и наряду с правильной техникой ремонта, разработаны для получения максимальной усталостной прочности.