Давайте обсудим какие основные требования к профилю планера, известные профили дающие хороший или удовлетворительный результат и какие технологии требуются чтобы достичь каких либо характеристик?
Начну пожалуй с момента, на сколько критичен момент профиля? Если профиль высокомоментен, требует ли он особого подхода к ГО, чтобы постоянная компенсация не вызывала повышенного сопротивления? Например не плоское ГО, а профилированное, без щелей между половинками стабилизатора? Имеет ли смысл использовать низкомоментные ламинарные профили при гаражных технологиях (пенопласт, проволка, стеклоткань)?
Для планера, момент профиля не столь критичен из-за того что типичные углы атаки (наивыгоднейшая и экономическая скорость полета) достаточно большие. При увеличении угла атаки, центр давления профиля смещается вперёд, приближаясь к точке аэродинамического фокуса профиля (крыла). Для скорости (малых углов атаки), закрылки (при наличии) бывает отклоняют вверх для понижения момента и потерь на балансировку. Ещё, где то читал что отклонение закрылка смещает ламинарную "корзину" (зону ламинарного обтекания / минимального сопротивления) по углам атаки.
Выбор профиля зависит от назначения планера.
-1) Гоночные планеры должны иметь низкий Cx на режимах перехода - это Cy ~= 0,2-0,3. Обычно как критерий берут Cx на скорости 200км/ч по прибору в двух вариантах - с балластом и без. Подбирают профиль с ламинарной зоной на Су, соответствующих этой скорости . Будет оправдано применение профиля с закрылком. Отклонение закрылка действительно двигает ламинарную зону по углам атаки. Отклонение закрылка вверх сдвигает ламинарную зону вниз, на Cy, характерные для высоких скоростей, что приводит с снижению Cx, ради чего это и делается. Если делать закрылок - то по всему размаху.
В наше время применяют тонкие профили (12...13%) с малой кривизной и закрылками, например:
-2) Планеры учебные, тренировочные, а также те, что для удовольствия от полета, быстро бегать не обязаны. Им можно ставить профили, адаптированные на режим парения (Cy ~=1). Эти будут будут кривые, с большим моментом. Можно толстые. Даже лучше толстые -сваливаться будут мягче, со штопором проблем не будет. Закрылки делать необязательно. Но если хочется - пожалуйста.
-3) Особого подхода к ГО высокомоментный профиль не предполагает - хорда крыла маленькая, а плечо оперения - большое - этак от 5*САХ, к тому же планер обычно летает на задних центровках, когда балансировочная сила на оперении направлена вверх. Наиболее критичен для размера оперения режим захода на посадку с полностью отклоненными закрылками, если они есть. Обычного статического момента Aго = 0,5 обычно хватает. Оперение лучше профилированное. Есть специальные профили для оперения (FX-71, FX-76 например)
-4) Потребная жесткость крыла на кручение обычно определяется из условия отсутствия флаттера. Требования к жесткости по флаттеру выше требований по статической жесткости на кручение до порядка, т.е. этак до 10 раз. Не шучу. Т.е. нет флаттера - не сломается от кручения и не закрутится лишнего.
т. обр. в силу 3) и 4) момент профиля некритичен для планера, а ламинарные низкомоментные профили в общем случае не оправданы. В каком-либо специфическом - может быть.