AcroBatMan
Погиб в полете
- Откуда
- en route
Нашел где-то в недрах Интернета:
=======================================
«Человек который не мог не летать …»
Друзья и знакомые меня часто спрашивают: «Нина, ты летаешь? Ты же девочка, ты должна быть женственной и красивой, а тебе лишь бы в небо. И вообще что там хорошего? На земле безопасней». Я всегда говорю: «Кто единожды в своей жизни поднялся в воздух (не на большом самолете – на маленьком, спортивном), кто увидел с высоты птичьего полета, как красива наша Земля, увидел квадратики полей, ленточки дорог, домики-кубики, тот никогда не подумает, что так можно сказать». Меня очень хорошо понимал и поддерживал Анатолий Агафонович Балуев. Сегодня я хочу рассказать вам об этом удивительном человеке, которого знали и любили очень много людей, и не только в нашей стране, который выучил летать сотни пилотов, а скольким людям он просто помог по жизни – и посчитать невозможно!
А началось все очень просто. Как-то мы со старшей сестрой немного запустили учебу, нахватали «троек». И папа вроде бы в шутку сказал: «Девчонки, будете учиться хорошо, - покатаю на самолете!». Мы постарались, и вскоре поехали летать в п. Зарю на АН-2 - это был мой первый полёт. С тех пор я просто влюбилась в небо. Мне было 8 лет, когда я познакомилась с Анатолием Агафоновичем Балуевым. И в этом же возрасте села за штурвал. Теперь небо для меня - всё.
Сейчас, когда Агафоныча нет, я все равно продолжаю летать с его старшей дочерью - Жанной Анатольевной, так же, как и тогда, привязана к небу. Вся семья Балуевых – ЛЁТЧИКИ. Жанна Анатольевна – лётчик инструктор, мастер спорта по воздушной акробатике, двукратный чемпион Украины. Её муж Сергей Слесарев – авиационный техник и пилот. Жена А.А. Балуева – Валентина Михайловна – профессиональный лётчик-планерист. Младшая дочь Элла тоже летает. И даже маленькие внучки – Даша 11 лет, Саша 6 лет любят летать с мамой Жанной.
Анатолий Агафонович Балуев родился 3 сентября в 1938 году в Перми. Семья жила тогда возле местного аэродрома. Наверное, это и определило его дальнейшую судьбу. Если Анатолия не было дома, то родители знали, что он гуляет где-то около самолетов. Окончив аэроклуб в 20 лет, Балуев был уже инструктором и членом сборной СССР по высшему пилотажу. В 1962 году молодой пилот сдал экстернатом все экзамены в лётной школе Саранска, получил диплом по специальностям авиатехника и лётчика-инструктора.
Очарованный небом он старался летать больше всех. Отличная техника пилотирования, прекрасное знание спортивных самолетов позволили Анатолию на год раньше поступить в спецшколу летчиков (после войны были такие летные школы типа ремесленных училищ). Здесь он освоил военный самолет, получил звание летчика запаса и познал армейское братство, первые потери, будни летной жизни. Один из полетов Анатолия мог бы завершиться трагически. Разогнав в отвесном пикировании свой ЯК-11 до максимальной скорости, он с огромным трудом вывел машину из пике с помощью триммера руля высоты (только благодаря смекалке Балуев спас самолет и курсанта). Случилось так, что с помощью ручки управления два молодых пилота не могли вытянуть самолет из пикирования, так велики были нагрузки на руль высоты.
Открытость характера, призвание к классическому пилотажу, педагогические навыки были учтены при направлении А.Балуева летчиком-инструктором Ярославского аэроклуба. Его принимают в сборную команду СССР по высшему пилотажу. Почти ровесник курсантов, Анатолий для них друг и наставник. В первом же полете, он внушает им уверенность в их исключительных способностях, развивая любовь к небу. Он хороший психолог и для каждого курсанта придумывает новый способ воздушного крещения. С курсантом, который впервые поднимается в небо, он взлетает с восходом солнца, показывая ему неповторимую красоту утреннего неба, которую можно наблюдать только в полете. Другого он убеждает в одушевленности воздуха, в свойствах его доброты и разумности.
А.Балуев как член сборной Советского Союза попадает на международный чемпионат мира по высшему пилотажу в Бильбао (Испания) на большой авиационный праздник. Здесь пилот демонстрирует во время тренировок старую авиационную шутку. Он штопорит почти до самой земли. На выходе из штопора ему не хватает высоты, и он не успевает выйти из пикирования до границы аэродрома. Автомобили, зрители мчатся к месту падения самолета. А на краю аэродрома расположен глубокий склон. Пилот проходит часть маршрута в низине, садится с противоположной стороны и сам спешит к месту "падения" своего самолета. Жизнерадостность, общительность и высокая профессиональная компетентность А.Балуева, двадцатидвухлетнего мастера парашютного спорта, спортсмена-подводника и мастера спорта по высшему пилотажу определяют его дружеские отношения с чемпионом Мира Де Костом, спортсменом из США.
Де Кост с увлечением летает на советском самолете Як-18П. Балуев в восторге от биплана "Питтс Спешиал" Де Коста. Де Кост дарит Анатолию фотографию, на которой он в перевернутом полете на высоте четырех метров над землей левым колесом биплана сбивает футбольный мяч, подвешенный на шнурке к перекладине между двумя столбами.
- Замечательно, - говорит советский друг Де Коста, - но я бы смог точно так же. Даже, наверное, сбил бы два мяча. Один левым колесом, а другой - правым.
Они смеются и, хлопая друг друга по плечу, начинают бороться.
Де Кост предлагает: "Давай устроим воздушный бой. Ты на "Питтсе", а я на "Яке". Анатолий соглашается и бежит к красно-белому биплану американца. Его догоняет начальник по режиму советской команды и запрещает ему лететь на американском самолете.
После чемпионата в Испании сотрудник органов безопасности написал на Балуева плохую характеристику. И Анатолия, самого молодого члена сборной Союза по высшему пилотажу, не взяли в следующую заграничную командировку. Ему сказали, что у него анализы плохие, что врачи Балуева вывели из состава сборной команды и направили пилотом-инструктором в аэроклуб ДОСААФ в г.Енакиево Донецкой области.
– С того времени у него начались конфликты с лётным начальством, - рассказывает жена Анатолия Валентина Михайловна. – Я с ним познакомилась, когда выступала на чемпионате СССР по планеризму. Он уже бывал за границей, видел, какое там отношение к нашему виду спорта. Например, американские спортсмены к 18 годам имели больше тысячи часов налёта. А у нас в этом возрасте можно было выступать только в ДОСААФ и начинать летать. Толик предлагал снизить возрастной ценз до 14 лет. Единственно, никто его не хотел слушать.
В том же 1962 году Балуев увлёкся любительской авиацией, начал облётывать самоделки. В США давно проводились слёты авиаторов- любителей, вокруг этого дела начинали крутиться большие деньги. Хобби превращалось в прибыльный бизнес. А в СССР самоделки были запрещены: никто, кроме государственных конструкторских бюро, не имел права строить и испытывать самолёты. КГБ рассматривал самоделки как средство, чтобы сбежать за границу: « Если не ты, то кто-то другой обязательно убежит! » К контролю подключали милицию. Как только объявлялся «незаконный» инструктор, к его детищу наведывались незваные гости и курочили аппарат до неузнаваемости. Балуев отыскивал самоделки, которые не успели разрушить, облётывал их и пытался сохранить. – Как-то Толя узнал, что директор судоремонтного завода в Волгоградской области сам построил самолёт, - продолжает Валентина Михайловна. – Старик сам не знал, что он соорудил. Балуев прилетел к нему, проверил самолёт в воздухе, а потом выучил летать и конструктора. И таких случаев десятки…
Балуев стал одним из неформальных лидеров любительской авиации. Его знали и уважали Герой Советского Союза Валентина Гризодубова, авиаконструктор Олег Антонов, ветеран авиации Александр Иванович Жуков, который учил летать Чкалова. Несмотря на авторитет, ему сильно доставалось. Песочили в ДОСААФе на всех уровнях. Предлагали работу гражданским лётчиком и даже приписали к аэродрому в Донецке - там Балуев разругался с начальством. Потом устроили военным вертолётчиком палубной авиации - строптивый пилот недолго прослужил в учебно-тренировочном авиаполку на Дальнем Востоке. Наконец в 1964 году, видя, что разъяснительная работа не приносит результатов, специальное собрание исключило Балуева из ДОСААФ.
В начале 60-х Союз закупил у Чехословакии около семисот учебных самолетов Super Aero – довольно качественных и надежных, по отзывам профессионалов. Однако в СССР этим машинам не нашлось применения. Заброшенные, они стояли практически на каждом аэродроме и ржавели. Потом Super Aero стали пачками списывать в качестве экспонатов для школ. Балуеву удалось раздобыть два самолета. После капитального ремонта они были готовы для использования на полную катушку. А поскольку официально создать организацию авиаторов-любителей не получилось, упрямый Анатолий решил сделать это неофициально.
===========================
Продолжение следует.
=======================================
«Человек который не мог не летать …»
Друзья и знакомые меня часто спрашивают: «Нина, ты летаешь? Ты же девочка, ты должна быть женственной и красивой, а тебе лишь бы в небо. И вообще что там хорошего? На земле безопасней». Я всегда говорю: «Кто единожды в своей жизни поднялся в воздух (не на большом самолете – на маленьком, спортивном), кто увидел с высоты птичьего полета, как красива наша Земля, увидел квадратики полей, ленточки дорог, домики-кубики, тот никогда не подумает, что так можно сказать». Меня очень хорошо понимал и поддерживал Анатолий Агафонович Балуев. Сегодня я хочу рассказать вам об этом удивительном человеке, которого знали и любили очень много людей, и не только в нашей стране, который выучил летать сотни пилотов, а скольким людям он просто помог по жизни – и посчитать невозможно!
А началось все очень просто. Как-то мы со старшей сестрой немного запустили учебу, нахватали «троек». И папа вроде бы в шутку сказал: «Девчонки, будете учиться хорошо, - покатаю на самолете!». Мы постарались, и вскоре поехали летать в п. Зарю на АН-2 - это был мой первый полёт. С тех пор я просто влюбилась в небо. Мне было 8 лет, когда я познакомилась с Анатолием Агафоновичем Балуевым. И в этом же возрасте села за штурвал. Теперь небо для меня - всё.
Сейчас, когда Агафоныча нет, я все равно продолжаю летать с его старшей дочерью - Жанной Анатольевной, так же, как и тогда, привязана к небу. Вся семья Балуевых – ЛЁТЧИКИ. Жанна Анатольевна – лётчик инструктор, мастер спорта по воздушной акробатике, двукратный чемпион Украины. Её муж Сергей Слесарев – авиационный техник и пилот. Жена А.А. Балуева – Валентина Михайловна – профессиональный лётчик-планерист. Младшая дочь Элла тоже летает. И даже маленькие внучки – Даша 11 лет, Саша 6 лет любят летать с мамой Жанной.
Анатолий Агафонович Балуев родился 3 сентября в 1938 году в Перми. Семья жила тогда возле местного аэродрома. Наверное, это и определило его дальнейшую судьбу. Если Анатолия не было дома, то родители знали, что он гуляет где-то около самолетов. Окончив аэроклуб в 20 лет, Балуев был уже инструктором и членом сборной СССР по высшему пилотажу. В 1962 году молодой пилот сдал экстернатом все экзамены в лётной школе Саранска, получил диплом по специальностям авиатехника и лётчика-инструктора.
Очарованный небом он старался летать больше всех. Отличная техника пилотирования, прекрасное знание спортивных самолетов позволили Анатолию на год раньше поступить в спецшколу летчиков (после войны были такие летные школы типа ремесленных училищ). Здесь он освоил военный самолет, получил звание летчика запаса и познал армейское братство, первые потери, будни летной жизни. Один из полетов Анатолия мог бы завершиться трагически. Разогнав в отвесном пикировании свой ЯК-11 до максимальной скорости, он с огромным трудом вывел машину из пике с помощью триммера руля высоты (только благодаря смекалке Балуев спас самолет и курсанта). Случилось так, что с помощью ручки управления два молодых пилота не могли вытянуть самолет из пикирования, так велики были нагрузки на руль высоты.
Открытость характера, призвание к классическому пилотажу, педагогические навыки были учтены при направлении А.Балуева летчиком-инструктором Ярославского аэроклуба. Его принимают в сборную команду СССР по высшему пилотажу. Почти ровесник курсантов, Анатолий для них друг и наставник. В первом же полете, он внушает им уверенность в их исключительных способностях, развивая любовь к небу. Он хороший психолог и для каждого курсанта придумывает новый способ воздушного крещения. С курсантом, который впервые поднимается в небо, он взлетает с восходом солнца, показывая ему неповторимую красоту утреннего неба, которую можно наблюдать только в полете. Другого он убеждает в одушевленности воздуха, в свойствах его доброты и разумности.
А.Балуев как член сборной Советского Союза попадает на международный чемпионат мира по высшему пилотажу в Бильбао (Испания) на большой авиационный праздник. Здесь пилот демонстрирует во время тренировок старую авиационную шутку. Он штопорит почти до самой земли. На выходе из штопора ему не хватает высоты, и он не успевает выйти из пикирования до границы аэродрома. Автомобили, зрители мчатся к месту падения самолета. А на краю аэродрома расположен глубокий склон. Пилот проходит часть маршрута в низине, садится с противоположной стороны и сам спешит к месту "падения" своего самолета. Жизнерадостность, общительность и высокая профессиональная компетентность А.Балуева, двадцатидвухлетнего мастера парашютного спорта, спортсмена-подводника и мастера спорта по высшему пилотажу определяют его дружеские отношения с чемпионом Мира Де Костом, спортсменом из США.
Де Кост с увлечением летает на советском самолете Як-18П. Балуев в восторге от биплана "Питтс Спешиал" Де Коста. Де Кост дарит Анатолию фотографию, на которой он в перевернутом полете на высоте четырех метров над землей левым колесом биплана сбивает футбольный мяч, подвешенный на шнурке к перекладине между двумя столбами.
- Замечательно, - говорит советский друг Де Коста, - но я бы смог точно так же. Даже, наверное, сбил бы два мяча. Один левым колесом, а другой - правым.
Они смеются и, хлопая друг друга по плечу, начинают бороться.
Де Кост предлагает: "Давай устроим воздушный бой. Ты на "Питтсе", а я на "Яке". Анатолий соглашается и бежит к красно-белому биплану американца. Его догоняет начальник по режиму советской команды и запрещает ему лететь на американском самолете.
После чемпионата в Испании сотрудник органов безопасности написал на Балуева плохую характеристику. И Анатолия, самого молодого члена сборной Союза по высшему пилотажу, не взяли в следующую заграничную командировку. Ему сказали, что у него анализы плохие, что врачи Балуева вывели из состава сборной команды и направили пилотом-инструктором в аэроклуб ДОСААФ в г.Енакиево Донецкой области.
– С того времени у него начались конфликты с лётным начальством, - рассказывает жена Анатолия Валентина Михайловна. – Я с ним познакомилась, когда выступала на чемпионате СССР по планеризму. Он уже бывал за границей, видел, какое там отношение к нашему виду спорта. Например, американские спортсмены к 18 годам имели больше тысячи часов налёта. А у нас в этом возрасте можно было выступать только в ДОСААФ и начинать летать. Толик предлагал снизить возрастной ценз до 14 лет. Единственно, никто его не хотел слушать.
В том же 1962 году Балуев увлёкся любительской авиацией, начал облётывать самоделки. В США давно проводились слёты авиаторов- любителей, вокруг этого дела начинали крутиться большие деньги. Хобби превращалось в прибыльный бизнес. А в СССР самоделки были запрещены: никто, кроме государственных конструкторских бюро, не имел права строить и испытывать самолёты. КГБ рассматривал самоделки как средство, чтобы сбежать за границу: « Если не ты, то кто-то другой обязательно убежит! » К контролю подключали милицию. Как только объявлялся «незаконный» инструктор, к его детищу наведывались незваные гости и курочили аппарат до неузнаваемости. Балуев отыскивал самоделки, которые не успели разрушить, облётывал их и пытался сохранить. – Как-то Толя узнал, что директор судоремонтного завода в Волгоградской области сам построил самолёт, - продолжает Валентина Михайловна. – Старик сам не знал, что он соорудил. Балуев прилетел к нему, проверил самолёт в воздухе, а потом выучил летать и конструктора. И таких случаев десятки…
Балуев стал одним из неформальных лидеров любительской авиации. Его знали и уважали Герой Советского Союза Валентина Гризодубова, авиаконструктор Олег Антонов, ветеран авиации Александр Иванович Жуков, который учил летать Чкалова. Несмотря на авторитет, ему сильно доставалось. Песочили в ДОСААФе на всех уровнях. Предлагали работу гражданским лётчиком и даже приписали к аэродрому в Донецке - там Балуев разругался с начальством. Потом устроили военным вертолётчиком палубной авиации - строптивый пилот недолго прослужил в учебно-тренировочном авиаполку на Дальнем Востоке. Наконец в 1964 году, видя, что разъяснительная работа не приносит результатов, специальное собрание исключило Балуева из ДОСААФ.
В начале 60-х Союз закупил у Чехословакии около семисот учебных самолетов Super Aero – довольно качественных и надежных, по отзывам профессионалов. Однако в СССР этим машинам не нашлось применения. Заброшенные, они стояли практически на каждом аэродроме и ржавели. Потом Super Aero стали пачками списывать в качестве экспонатов для школ. Балуеву удалось раздобыть два самолета. После капитального ремонта они были готовы для использования на полную катушку. А поскольку официально создать организацию авиаторов-любителей не получилось, упрямый Анатолий решил сделать это неофициально.
===========================
Продолжение следует.