Порозаполнители - готовим изделие к покраске.

CS

One World — One Peace — One Love
Откуда
Moscow
Порозаполнители - это такой хитрый класс вспомогательных материалов для облегчения подготовки композитных (и деревянных тоже) изделий к грунтованию и окраске.

Из того, что можно найти у нас, я знаю только два. Это 28C1 Magna от Akzo Nobel Aerospace и наш Epoxxx Pore Filler. Они примерно одинаковые, а так как второй более доступен, для иллюстрации берём его. На всякий случай, сразу скажу, что я принимал непосредственное участие в его разработке.

Что это такое и с чем это едят - при формовании изделий неизбежно содержащиеся в смоле пузырьки воздуха образуют мелкие пустоты (поры). Часть из них сосредоточена у поверхности изделия (которая примыкает к матрице), часть находится в массиве ламината.

При лёгком шлифовании готового изделия для подготовки под грунт (чтобы убрать глянец) поверхность изделия неизбежно вскрывается и пористость становится больше. Если отшлифованное таким образом изделие просто огрунтовать, грунтовка не сможет залиться во все такие поры и на огрунтованной поверхности на этих местах возникнут характерные "кратеры".

Чтобы избежать такого эффекта можно, например, перед грунтовкой отшпаклевать поверхность "на сдир", но при шлифовании шпаклёвки есть опасность задеть поверхность композита, грунтуем, опять пузыри, шпаклюем, шлифуем и всё по новой...

Тратится время, расходуются материалы, незаметно растут слои покрытий, а с ними и вес изделий. Потом взвешиваем - расстраиваемся и удивляемся.

С порозаполнителем процесс упрощается и ускоряется: убираем глянец, шпаклюем большие дефекты (больше полумиллиметра), натираем порозаполнителем, после высыхания сухой тряпкой стираем излишки - всё, можно грунтовать и сразу всё получается и никаких пузырей.

Принципиальный вопрос — чем отличается порозаполнитель от финишной шпаклёвки? — шпаклёвку нужно смешивать (двухкомпонентные составы), требуется ждать полимеризации, полиэфирные шпаклёвки нельзя использовать в авиации, от шпателя остаются следы, которые надо сошлифовывать (см. выше), а порозаполнитель (однокомпонентный материал) наносится натиранием, после высыхания натиранием же удаляются излишки, а физико-механика определяется составом грунтовки, которая будет нанесена поверх и химически свяжется с порозаполнителем.

Сейчас я покажу, как это делается  :)
 
Вот один камрад презентовал банку с коричневой эпоксидкой,— как раз сгодится для иллюстрации. Делаем небольшую пластинку из 450-й тряпки и шлифуем её под грунт.
 

Вложения

  • IMG_9722_001.jpg
    IMG_9722_001.jpg
    178,4 КБ · Просмотры: 314
На пластинке получилось несколько глубоких дефектов, такие порозаполнитель не возьмёт, их мы отшпаклюем.
 

Вложения

  • IMG_9735.jpg
    IMG_9735.jpg
    185,2 КБ · Просмотры: 307
Что хочется отметить — пример получается несколько "притянутый за уши", что ли. 450-я тряпка всегда даёт значительные дефекты поверхности и, вообще-то, перед порозаполнителем хорошо было бы пройтись шпаклёвкой с последующим шлифованием, но мы этого делать не будем — так будет лучше видно возможности порозаполнителя и ограничения в его применении.

Берём сухую тряпку и тщательным втиранием наносим порозаполнитель на половину пластины. Чтобы не залезть на вторую половину, границу предварительно заклеиваем скотчем.

Вот так выглядит поверхность сразу после нанесения:
 

Вложения

  • IMG_9736.jpg
    IMG_9736.jpg
    181,5 КБ · Просмотры: 340
Теперь ждём высыхания состава. Нанесённый материал должен полностью побелеть. Если тепло, на это обычно требуется 10-20 минут. Если деревяшка и/или холодно, то подольше. Если погреть феном, вообще моментально :)

Вот как это выглядит:
 

Вложения

  • IMG_9744.jpg
    IMG_9744.jpg
    147,7 КБ · Просмотры: 320
Теперь берём чистую сухую тряпку и просто стираем лишнее. Работаем обязательно в респираторе! Дело это несложное, но пыли много :) Чем больше тряпка, тем быстрее получается.
Вот результат:
 

Вложения

  • IMG_9756.jpg
    IMG_9756.jpg
    199,8 КБ · Просмотры: 309
На этой стадии поверхность уже готова к грунтованию. Для дополнительной страховки можно повторить цикл "нанести-стереть", а также слегка пройтись по поверхности липкой салфеткой или продуть изделие сжатым воздухом, но это уже кому как нравится  :D

Берём пульвик, грунтуем.

Вот что получилось:
 

Вложения

  • IMG_9774.jpg
    IMG_9774.jpg
    151,1 КБ · Просмотры: 325
Слева одни пузыри, там порозаполнитель не наносился. Справа — сплошная плёнка грунта, без дырок.

Это, собственно, к чему я вёл. А теперь об ограничениях в применении порозаполнителей. Давайте внимательно посмотрим на фотографию поверхности, огрунтованной поверх нанесённого порозаполнителя (фотки кликабельны). В некоторых местах явно видны участки повышенной матовости, это как раз большие дырки, которые по-правильному было бы предварительно пройти шпаклёвкой.

Физика процесса такова: порозаполнитель, находящийся в полости поверхности, старается по максимуму "насосать" в себя связующее вместе с растворителем из слоя наносимого грунта, а если размеры этой полости около 0,5-1 мм хотя бы по одному из измерений, а толщина плёнки грунта около 0,1-0,2 мм, у него это успешно получается. Значительная часть связующего уходит в полость, на поверхности остаётся почти один наполнитель, образуется повышенная матовость. В данном случае в качестве грунта была взята обычная шпаклёвка 0010, разбавленная растворителем Р4, а в ней и так, как известно, связующего котэ наплакал :) Если взять не такой "притянутый за уши" пример и/или качественный эпоксидный грунт, эффект локальной матовости нивелируется.

В качестве итога: вот есть порозаполнители такие прямо порозаполнители  :) При грамотном применении позволяют снизить вес и себестоимость изделий, значительно снижают трудозатраты. Чудес не совершают, за нас работу не делают, но помогают мммм... обалденно )) Пользуюсь постоянно, мне нравится, а как вам — не знаю :D
 
Паша, подскажи плиз. Я попробовал после порозаполнителя пройтись не грунтом, а краской из баллончика  ::) Короче пробовал, что было под рукой. 2 тонких слоя глянцевой краски.
Надеялся, что все будет абсолютно гладким. Однако на глянце было видно фактуру всех царапин, затертых порозаполнителем. До покраски эти царапины от грубой шкурки были белые, заполненные составом.
Потом прошелся меленькой шкуркой, все вполне сгладилось естественно вместе с глянцем.
Это я сам дурак и надо именно грунтом поверх или ожидать идеального чуда не следует?
 
возьми после этого пасту мелко - десперстную типа G-4 и фетровую тряпочку. Отполируй, должно получиться, глянец проявиться.
С Ув. Максим.
 
@ Хboct

Основная задача порозаполнителя — забить дырки. Царапины он сглаживает, но полностью не удаляет. То есть, на стадии удаления излишков тряпка в мелкие дырки залезть не может, а из верхней части больших дырок и царапин состав вытирает легко.

Поверх порозаполнителя без грунта хорошо ложатся краски типа интерьерных, которые сразу дают толщину плёнки, превышающую глубину царапин.

Вероятно, в твоём случае краске именно не хватило толщины плёнки, чтобы правильно растечься.

А по поводу баллончиков — может, тогда попробовать и грунт в баллончике?..  :) Или вот ты говоришь, что пошкурил и всё ок, но нет глянца — может, просто дать ещё слой краски?..  :)
 
Ну как потом красоту наводить это понятно. Порозаполнитель, как я это понимаю - это попытка уменьшить объем нудной работы простыми способами без последствий  :IMHO
 
Для этих целей автомаляры пользубт нитрошпатлёвку,но её шкурить нужно.Тряпочкой это круто.
Про поразаполнитель не знал,спасибо за инфу.Подскажите где можно почитать поподробней и заказать.
 
Для этих целей автомаляры пользубт нитрошпатлёвку,но её шкурить нужно.Тряпочкой это круто.
Про поразаполнитель не знал,спасибо за инфу.Подскажите где можно почитать поподробней и заказать.
http://www.epoxxx.ru/prod_07.html
 
Перед тем как что-то выкладывать, задуваешь разделителем, сушиш и задуваешь грунтом с поразополнителем, типа акриловым 4+1 и т.д., поверх клеишь и все нормально.
И пор нет и деталь грунтованная выходит.
С Ув. Максим.
 
Подскажите, а что будет, если содрать peel-ply и закатать поверхность жидкой шпатлевкой, потом отшлифовать, загрунтовать и покрасить? Какие проблемы можно ожидать?
 
Подскажите, а что будет, если содрать peel-ply и закатать поверхность жидкой шпатлевкой, потом отшлифовать, загрунтовать и покрасить? Какие проблемы можно ожидать? 
Проблем четыре:

1. Обычно все используют полиэфирную шпаклёвку, она даёт сильную усадку, даже если дать тонкий слой, со временем (месяц, год, два, ... - как повезёт) она локально подсъёживается и поверхность, покрытая дорогой хорошей краской, которая изначально была гладенькой, как яечко, становится волнистой.

2. Нанесение доп. слоя даёт лишний вес, который на самолёте нам не нужен.

3. Смешивание шпаклёвки, нанесение, промывка инструмента, время её отверждения, шлифование и т.п. - это затраты труда и средств.

4. Ключевые слова в указанной технологии:
потом отшлифовать
Даже если деталь из-под вакуума, в композите неизбежно есть мелкие пузырьки воздуха. При шлифовании шпаклёвки есть большая вероятность задеть поверхность, в результате чего эти пузырьки вскроются и станут той проблемой, ради которой шпаклёвка наносилась  :)

Кстати, по матричной технологии порозаполнитель обычно наносится на поверхность, которая с матрицы (peel-ply с другой стороны), где peel-ply, это обычно внутренняя часть самолёта, там дают просто барьерный грунт, без шпаклёвки, и интерьерную эмаль, если это салон. Если безматричная технология, тогда peel-ply - небольшая шлифовка (при необходимости) - эпоксидная шпаклёвка (при необходимости) - порозаполнитель (при необходимости) - грунт - эмаль.

Секретное комбо порозаполнителя в том, что он легко и быстро наносится, а излишки стираются тряпкой без шлифования поверхности. Поверхность готова, пузырей нет  :)
 
Вроде понял...
Да, технология безматричная, но с вакуумом.
Пил плай снимаю - шлифую уступы - шпатлюю (micro + смола) - шлифую - затираю порозаполнителем - грунтую и крашу.
А какой грунт лучше использовать?
 
Грунт лучше эпоксидный или эпоксиуретановый, с хорошими барьерными свойствами. По марке не подскажу, т.к. мы переползли на Акзо Нобель Аэроспейс, их советовать, наверное, не очень умно  :)

Думается, имеет смысл что-то подобрать из автомобильной линейки Дюпон или Акзо Нобель.
 
Товарищи, прошу совета.

Делаю сейчас модель по технологии близкой к Рутановской гаражной. Крылья - из Стиродура 35г/м3, обшивки очень тонкие, формованные вакуумом, из 2 слоев стекла - 80г/м2 + 25г/м2. Местами 2 слоя 80г/м2, местами 1 слой 80г/м2.

Вопрос как сделать финиш? Грубые неровности уже зашпатлеваны микросферой с эпоксидкой и вышкурены. Среди материалов имееться жидкая шпатлевка NOVOL SPRAY и нитрошпалтевка для мелких царапин. Красить собираюсь недорогой двухкомпонентной акриловой краской.

Собственно проблема в том, что жидкая шпатлевка, а точнее стирол, который в ней содержится, проникает сквозь тонкую обшивку и подрастворяет пенопласт. В итоге при попытке отслоить пробную обшивку, везле кроме зашпатлеванного места тонкое стекло открывалось, оставляя поверхность пенопласта , заполненную микросферами, целой, а там где была шпатлевка - оторвался даже слой пенопласта, заполненный микросферами.

Можно ли заменить жидкую шпатлевку каким-то заполняющим грунтом, который не так химически активен, или как защитить пенопласт от действия стирола?

Замечу, что визуальных изменений в форме изделия не произошло, и обшивка не отслоилась сама по себе, никаких усадок заметно не было, но заметно уменьшилась прочность на отслаивание, что было доказано при попытке отодрать обишивку. Поверхность под жидкую шпатлевку была шершавой от жертвенной ткани.

Плюсы жидкой шпатлевки - хорошо шлифуется, на серой поверхности легко видеть неровности.
 
Назад
Вверх