По обсуждению на http://samlib.ru/comment/s/sawin_wlad/morvolk941?PAGE=8
Нас интересует аэродинамика, потому немного справочного материала:
Из Вики: Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (англ. National Advisory Committee for Aeronautics, сокр. NACA, сокр. рус. НАКА) — федеральное агентство США, занимавшееся проведением исследований в области авиации
NACA было создано в 1915 году в связи с необходимостью координации авиационной отрасли в условиях участия США в Первой Мировой войне. Прообразом для американского ведомства послужил Консультативный комитет по воздухоплаванию Великобритании, а также аналогичные агентства других европейских держав. В учреждающем Акте Конгресса от 3 марта говорилось, что «обязанностями консультативного комитета по воздухоплаванию должны стать контроль и управление научными работами по проблеме полёта с целью их практического решения» (не сами работы, а контроль!)
В 1922 году число сотрудников NACA достигло 100 человек,
Aeronautics' wind tunnel in 1922
в 1938 году — 426. Их усилиями в NACA были разработаны собственные модели обтекателя, аэродинамических труб, воздухозаборников»
Понятно, что НАСА не была первой, передовой или самой успешной организацией по аэродинамике. Скорее, она создавалась для координации перевода стандартов качества из европейских систем в удобные для американской промышленности (европейцы заказывали промпродукцию в США, и требовали качества), потому в её невеликом штате так было мало аэродинамиков, и так много юристов.. Напомню, что в это самое время, на фоне ПМВ, европейские страны размещали в США заказы на огромное множество тогдашнего хайтека- оружие, боеприпасы, моторы, автомобили, корабли, самолёты. Собственная промышленность США произвести это всё не могла, потому из Европы везли технологии, разработки, передовые идеи и стандарты производства. Сами США одели свою армию в «импортную» форму, пехота получила английские «тарельчатые» шлемы и винтовки на основе Маузер-98, артиллерия перевооружилась на французские орудия калибров 75 и 155 мм. Самолёты тоже производились по европейским образцам, вроде «Хрупкой Дженни». Высокотехнологичная промышленность США, до войны представленная немногими направлениями (вроде производства массовых, примитивных и дешевых автомобилей Фордом), или одиночными разработками (вроде мотопланера братьев Райт, выдаваемого за первый в мире самолёт, была, по европейским меркам, слабой и отсталой.
[/img]http://ribalych.ru/wp-content/uploads/2014/12/1222.jpg[/img]
Главное отличие самолёта - способность к самостоятельному взлёту.
Мотопланер бр. Райт взлетал посредством тросовой катапульты с деревянного рельса с блоком на конце, в котором был проложен трос, прикреплённый к большому камню, подвешенному в треугольной вышке за хвостом самолёта. В 1901 году братья построили собственную аэродинамическую трубу.
https://www.awesomestories.com/asset/view/Wright-Brother-s-Wind-Tunnel/1
В итоге, по их словам, в этой трубе было испытано около 200 летательных аппаратов и отдельные корпуса прототипов различной формы. На то чтобы построить свой аппарат потребовалось еще несколько лет. В 1903 году бр. Райт провели испытание аппарата, который будучи подкинут в воздух катапультой и тарахтя моторчиком продержался в воздухе 12 секунд. Otto Liliental на планере летал дальше и дольше.
http://www.peoples.ru/technics/engineer/otto_liliental/
Но за время Первой Мировой в США, «под пустое место», было построено множество заводов, развёрнуто производство передовой техники, созданы передовые методы организации научно-технических работ (первая в мире «шарашка»- КБ закрытого типа с ограничением свободы персонала - создавалась в США под разработку авиамотора «Либерти» в 400 л.с.). В то же время Европа была разорена войной. После завершения её США, выполняя «экспорт инфляции», просто скупили всё, что их интересовало, на инфляционные доллары, вывозимые из США. Тем самым ликвидировав своё отставание, и, одновременно, тормозя развитие конкурентов.
-Первые в мире аэродинамические трубы были построены 1871 году членом Совета Королевского авиационного общества Великобритании Фрэнсисом Гербертом Уэнхемом (Francis Herbert Wenham) и русским военным инженером В. А. Пашкевичем. Уэнхем использовал свою аэродинамическую трубу для исследований несущих свойств крыла, тогда как труба Пашкевича предназначалась для определения аэродинамических характеристик артиллерийских снарядов.
В 1897 году К. Э. Циолковский построил прототип аэродинамической трубы собственной конструкции, использовав поток воздуха на выходе из центробежного вентилятора, и впервые в России применил этот агрегат для изучения эффектов, проявляющихся при обтекании твёрдых тел (самолётов, автомобилей, ракет) воздушным потоком.
Под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета в 1902 году была сооружена аэродинамическая труба, в которой осевым вентилятором создавался воздушный поток со скоростью до 9 м/с.
Первая аэродинамическая труба разомкнутой схемы была создана Т.Стантоном в Национальной физической лаборатории в Лондоне в 1903 году., вторая — Н. Е. Жуковским в Москве в 1906 году. (В 1890 было опубликовано первое теоретическое исследование Жуковского по авиации — «К теории летания».) В 1902 под руководством Н.Е Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых аэродинамических труб. В 1904 - 1914 под его же руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н.Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория в МВТУ. Организатор и первый руководитель (с 1918) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). http://to-name.ru/biography/nikolaj-zhukovskij.htm
Первая замкнутая аэродинамическая труба построена в 1909 году в Гёттингене Людвигом Прандтлем, вторая — в 1910 году Т. Стантоном.
Первая аэродинамическая труба со свободной струей в рабочей части была построена Гюставом Эйфелем в Париже на Марсовом поле в 1909 году.
Дальнейшее развитие шло преимущественно по пути увеличения их размеров и повышения скорости потока в рабочей части (где помещается модель).
В 1934 году в районе Берлина построена Большая аэродинамическая труба (Адлерсхоф) для аэродинамического моделирования. В трубе диаметром от 8,5 до 12 м размещались части самолётов и изучалось воздействие на них горизонтальных воздушных потоков.
***
В процессе американского финзахвата Европы множество интеллектуальной собственности из Франции, Италии, Германии, СССР-России, Австро-Венгрии и пр. были "приватизированы". Альбомы с этими "трофеями" по аэродинамике и стали теми самыми "профилями НАСА", "капотами НАСА" и пр... На деле это мешанина из геттингенов, французских «эйфелей», английских и даже русских разработок, удобно собранная в альбомах с единообразно отображёнными характеристиками и процентовками. Тогда так поступали многие - Антонов перед войной в Риге строивший аналог "Физлер- Шторьх" опознал его профиль как цаговский P-IIA, но упоминаний об этом нет в немецком описании самолёта.
Помимо того, процветала международная торговля - ТБ-3 ретивые ранне-советские чиновники пытались начать производством в Германии, американцы, после успешной "приватизации -1929 ", начали у себя выпуск французских, английских, испанских авиамоторов и пр. не слишком заботясь об авторских правах (тот же рядный Аллисон V-12 можно было без особых затруднений поменять на Испано-сюизу или М-105). Но примерно так же (по другим причинам) делали в СССР. Большевики, выставив счёт интервентам за агрессию 10 апреля 1922 года в Генуе (когда на конференции заговорили о царских долгах, советская сторона выставила встречные требования: компенсация в размере 39 миллиардов рублей за причиненный в ходе гражданской войны ущерб). Точек компромисса не нашлось, и обе стороны остались уверенны, что им должны. Позиция большевиков была понятна - они не проворовавшийся царь, и не предатели из Временного правительства. На том и заглохло с долгами. Американцы, обобравшие Старый Свет на миллиарды, тоже не вызывали безграничной любви. Чем не почва для схождения?
Разделение мира времён разгара "холодной войны" не стоит бездумно переносить на относительно тёплые советско-американские отношения середины-конца 30-х.
***
http://www.tsagi.ru/experimental_base/aerodinamicheskaya-truba-t-101/
Трубу 1934 года в California Institute of Technology? Только в 1926 г. там был создан факультет аэронавтики (на 20 лет позже, чем в МВТУ), в котором постепенно (в 1930-м) оказался Теодор фон Карман (венгр), Будапештский университет технологии и экономики, потом Университет Гёттингена
.Его научный руководитель сам Людвиг Прандтль http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/251369 - что в нём американского? Классический "уворованный мозг", как раз при "рейдерском финзахвате" 1929 года. То, что он начал строить большие трубы - не новость. Интересно другое: