Выбор недорогого неавиационного навигатора

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Нужны-то нужны, не спорю. Только вот лично у меня, особенно в болтанку, обе руки как-то заняты управлением дельталёта.  :) Из-за этого, кстати, газ, в отличие от самолётов, переведён на педаль.  :) Нет, сектор газа-то он есть, иногда даже успеваю выставлять обороты (ловко так! Отпустив одну руку.). И ещё ловко меняю частоты на радиостанции! И давление на высотомере, когда диспетчер просит (в "G") или приказывает (в "С"). А у Вас не так? Тут уж не до разворота карты 2-х километровки, да на 600 км аж на двух сгибах. Поэтому и "мучаюсь" с планшетом  :)
Всю ветку пересказать сначала?  :D
 

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Нужны-то нужны, не спорю. Только вот лично у меня, особенно в болтанку, обе руки как-то заняты управлением дельталёта. Из-за этого, кстати, газ, в отличие от самолётов, переведён на педаль. Нет, сектор газа-то он есть, иногда даже успеваю выставлять обороты (ловко так! Отпустив одну руку.). И ещё ловко меняю частоты на радиостанции! И давление на высотомере, когда диспетчер просит (в "G") или приказывает (в "С"). А у Вас не так? Тут уж не до разворота карты 2-х километровки, да на 600 км аж на двух сгибах
Аналогично.
Конечно же на 600 км нужен GPS-навигатор. Но карта в качестве запасного варианта быть должна. МЛМ.
Мы все, почему-то, постоянно думаем о том, как продублировать то или иное устройство или систему. И, при этом, дублировать пытаемся тем же самым, или даже более сложным устройством, чем основное рабочее, забывая о том, что чем сложнее - тем менее надёжно.
Так зачем же нам дублирующее устройство, степень надёжности которого равноценно степени надёжности основного устройства? (В конкретном случае - GPS-навигатор).
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Вот и я также думаю.
Но тут "ветка" начала диалог, а я оказался в роли оправдывающегося.
Мой вариант такой:
1. планшет Самсунг с симкой. На колене. Использовать вместо карты/навигатора/компьтера (на земле для подачи планов).
2. Карту на колене. Или хотя бы на борту. Если надо -- можно подсесть и привести её в рабочее положение. Карта подготовлена по всем правилам воздушной навигации.
3. Компас МКВ. Он большой, удобный, хорошая шкала, с демпфером, то есть не крутится, как ненормальный на вираже.
4. Запасной навигатор. Рекомендую айфон ("Он же Гоша, он же Жора" :)). Потому что в дополнение к рации рекомендую иметь телефон, подключенный к гарнитуре через инетрком. Это опять же повышает существенно безопасность в полёте. Существенно!

Так по минимуму всё имеем и всё дублировано.

Пересказать все мои посты на этой ветке?  :D
 

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
Спасибо за Ваше мнение, друзья!
Очень интересно как эти проблемы решают другие, т.к. сначала маршрут в 50 км кажется трудновыполнимой задачей, а, спустя какое-то время, и 200 - как прогулка. Стараешься держать себя в тонусе, твердить (себе же) прописные истины, но тенденция к менее ответственному отношению к подготовке такого полета прослеживается. У Вас не так?
 

vbnz

Я люблю дельталеты!
Член команды
тенденция к менее ответственному отношению к подготовке такого полета прослеживается.
Да, Володя. Именно так и есть. Я вот, ты знаешь, начинающий. Чуть больше двух лет как вылетел сам. И то, так как по своей округе летаю и вокруг "типа всё знаю" и могу летать без навигатора, то особо не заморачиваюсь, чем прививаю сам себе совершенно неправильный навык. Как открою сезон, буду исправляться и сделаю себе наколенный планшет и буду летать с картой, чтобы это было правилом, а не "только когда понадобится"...
 

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
буду летать с картой, чтобы это было правилом
Поскольку приходится постоянно писать всяческие руководства, инструкции, программы и пр. (по работе), анализ деятельности, постоянная оптимизация процессов засели в организме. Вот и в штурманских вопросах подспудно возникает мысль: может быть карта уже не так актуальна в данный момент?
Чуть раскрою тему. Есть способы восстановления ориентировки, в том числе и "опросом местного населения", есть ориентиры, которые невозможно пропустить - реки, озера, ж/д линии, крупные автомагистрали. Может быть, достаточно знать район полетов, чтобы построить алгоритм нахождения нужной точки и осуществить это? Честно скажу, что не воспользовался картой ни разу, если только она не находилась в планшете на колене, т.е., как основное средство навигации. Хотя блуждать, теряться приходилось, методика восстановления ориентировки, которой поделились пилоты, летавшие в Красноярском крае на ан-2, ми-8 и пр., работала, выручала. Про Красноярский край я к чему сказал, там, когда не было спутниковой навигации, практически каждый полет - восстановление ориентировки, нахождение точки.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Подготовка карты -- несомненно важная часть подготовки к маршрутному полёту. Даже если Вы ею не пользуетесь в полёте, на борту иметь её надо. Хотя бы для того, чтобы сравнить результат "опроса населения". Или "обходить болота" при вынужденной посадке и выходу к людям. Всё это написано в учебниках.
Изучать район полётов тоже надо. Это делали боевые лётчики каждый раз, когда фронт перемещался на 30-40 км. Садились за карту и изучали. Это же делают наши лучшие представители, когда приезжают на соревнования.
Блуждать, теряться для уважающего себя лётчика должно быть ниже его достоинства.

Вспоминаю такой случай. Отрабатывал с курсантами-дельталётчиками упражнение "Посадка на площадку, подобранную с воздуха." Ребята уже летали неплохо, даже химичили немного.
Даю задание: слетать за 5 км, пересечь жел. дорогу, осмотреть площадку, сесть, перерулить, сорвать пучок травы для подверждения, взлететь, вернуться.

Первый слетал -- побоялся сесть.
Слетал я сам. Привёз пучок травы. Чтобы ободрить ребят.
Второй полетел. Издалека видим: сел! Потом взлетел и полетел совсем не туда! Заблудился в 5 километровой зоне! Кое-как сориентировался и вернулся! А он прожил в этой местности всю жизнь! Вот такие были для него последствия стресса от нового вида упражнения.   
 

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
Блуждать, теряться для уважающего себя лётчика должно быть ниже его достоинства. 
При всем уважении, не согласен. Человеку свойственно ошибаться. Нужно уметь находить правильное решение, правильный выход из создавшегося положения после допущенной ошибки. Делать выводы, чтобы не допускать повторения.
О Вашем примере. Вид с земли и с воздуха совершенно разный, Вы же знаете. То, что учлет не сразу нашел нужный курс на площадку - предсказуемый вариант. Думаю и Вы его предвидели заранее. Приходит это с опытом - перед промежуточной посадкой оглядеться, запомнить углы курса на подходе, направления на ориентиры.
Важен конечный результат - сумел восстановить ориентировку, нашел площадку, сел. А в полете у меня частенько бывает - Здесь должна быть дорога, за ней деревня, а их нет! Смотришь внимательней и оказывается, что все на месте, только подошел к этому месту немного под другим углом.
Сейчас я знаю, что не потеряюсь, т.к. на борту два навигатора, если маршрут больше 50-70 км, то, расчетные курс и время полета на ППМ записаны и в доступе, ориентиры помню и могу опознать. Карта... Нужна?
Я даже не о себе, что молодым пилотам советовать? То, чем сам не пользуешься? :)
 

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Я даже не о себе, что молодым пилотам советовать?
Дабы, потом, "не было больно за бесцельно...".
Советуйте, в соответствии с тем, что пишется в наставлениях по производству полётов и авиационных учебниках. А уж самодеятельностью они и без Вас займутся.

1. Назначение карт

В авиации карты используются как при подготовке к полету, так и в процессе полета. При подготовке к полету карта необходима в целях:

1) прокладки и изучения маршрута полёта;
2) измерения путевых углов и расстояний между пунктами маршрута;
3) определения географических координат пунктов;
4) нанесения точек расположения радиотехнических средств, обеспечивающих полет;
5) получения данных о магнитном склонении района полета;
6) изучения рельефа местности и определения высоты гор и отдельных точек местности.

Еще в большей мере карта необходима в полете. В этом случае она применяется в целях:

1) ведения визуальной и радиолокационной ориентировки;
2) контроля пути и прокладки линий положения самолета;
3) определения навигационных элементов полета.
Черный М.А., Кораблин В.И. - Самолетовождение. [1973,DOC,RUS]
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2826978
 

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
Подводя итог, карту коллеги советуют иметь и пользоваться именной ей. Спасибо!
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
пишется в наставлениях по производству полётов и авиационных учебниках.
Вот и я о том же. Всё уже придумано до нас. Это азбука навигации. Это надо изучить, выполнять и совершенствовать. Но не сокращать.
Дельталёты за крайние годы серьёзно ушли вперёд:
1. Выросла крейсерская скорость
2. Улучшился комфорт.
3. За счёт экономичности четырёхтактников выросла дальность.
4. Выросла грузоподъёмность, и достаточное количество топлива на борту -- не проблема.
5. Большая территория России -- класс "Гольф". Летай -- не хочу.

Это всё привело к тому, что игнорирование классической штурманской подготовки уже становится недопустимым. Не хотелось бы, чтобы дельталётчики осваивали основы навигации путём проб и ошибок. Мне повезло, и я прослушал курс самолётовождения в своей молодости в количестве 120 часов. У хорошего преподавателя в лётном училище. И именно в приложении к "малой" авиации. Но не всем дельталётчикам так повезло. Поэтому и рекомендую изучить эту науку тщательно. Не пожалеете. Впереди должны идти глубокие теоретические знания. Для нашей же общей безопасности так лучше.
 

Happy__End

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Н. Новгород
Осталось рассказать где. С удовольствием бы прошел курсы:
- По правилам полетов в воздушном пространстве РФ.
- Правилам радиобмена.
А то приходится все по крохам собирать на форумах.
 

vbnz

Я люблю дельталеты!
Член команды

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Осталось рассказать где. С удовольствием бы прошел курсы:
- По правилам полетов в воздушном пространстве РФ.
- Правилам радиобмена.
А то приходится все по крохам собирать на форумах. 
Ты в Нижнем Новгороде один-единственный? Вокруг тебя никого нет? ;D Ещё скажи что меня не знаешь. Позвонить, спросить сложно?
 

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l

Happy__End

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Н. Новгород
Дык что бы вопросы были - нкжно сначала какую-то базу иметь, а я пока глухой партизан) За фапы спасибо, но это теория, а нужна практика. В прочем, это тема другой ветки.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Осталось рассказать где. С удовольствием бы прошел курсы: 
Тоже урывками всё изучаем.
Хорошо рассказывали в "Авиаторе", когда шла замена пилотских СЛА на СВС. Нас всех желающих собрали и провели занятия.
Потом их преподавателя я приглашал в свой Клуб, где собрал остальных СЛА-шников.
Очень хорошие семинары были в прошлом году в Уфе, на СЛА-2013.
Ну и самоподготовку ещё никто не отменял.
И при подготовке к маршрутным полётам "не слезаю" с опытных самолётчиков-СВС-ников. Тщательно готовлю, даже сидя в дельталёте провожу весь маршрут на тренаже: переключаю частоты, меняю давление на высотомере, короче "зубрю" почти. Тогда в воздухе меньше неожиданностей. Возможные варианты изменения воздушной обстановки обсуждаю "со старшими" товарищами.
Вот так потихоньку и двигаюсь.
А вот с этим Вы знакомы? http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1349202498
 
Вверх