Однажды меня тоже зацепила эта тема) Началось с того, что авиационного навигатора у меня сначала не было. Минимально функциональный авиационный навигатор (уже по сегодняшнему моему опыту), это без сомнения Garmin 296C - он защищен по милитар стандарт, то есть не боится ударов, вибраций и воды (для амфибии это очень актуально), он надежно работает, он устойчиво держит сигнал спутников даже на встроенную антенну, он функционален с точки зрения аэронавигации и штурманской подготовки, при достаточном навыке им очень удобно работать в полете и бонусом идет очень яркий, контрасный экран и возможность подстроить интерфейс навигационных экранов под свои предпочтения. При этом он не занимает много места на приборной доске, с Рэммаунтом его удобно крепить даже на штурвале и он доступен для установки карт района полетов (при наличии специальной флэшки). Кроме 296 навигатора, из относительно доступных аиационному нищебродью есть еще гарминовские Garmin 495(6), Garmin Aera 500, 510, 560. К дорогим моделям можно отнести Garmin 695 и 796, но это уже скорее профессиональный инструмент, цены на бу которых начинаются от 85 тысяч рублей и более 200 тысяч с учетом приобретения подписки на обновления аэронавигационной информации.
В общем тогда я этого всего еще не знал и возникла необходимость получить на борт навигатор, функциональный и недорогой. Черно-белые навигаторы типа гарминов 96 и 196 я не рассматривал изначально, поскольку это уже ну скажем так, прошлый век и черно-белый экран ну явно не комильфо. Почитав глупые форумы типа форума на Авиа.ру я стал умным и понял, что мне нужен планшет с установлнной на нем авиационной программой. Сразу скажу, планшеты на Андроиде я отверг, поскольку это открытая платформа, которая подвергается гораздо большим угрозам из интернета в отличие от яблочных девайсов. В конечном итоге подсмотрев что-то у своих знакомых, я купил себе за восемь тысяч бушный Айпэд с 32 гигабайтами памяти и программу Air Nav Pro сначала бесплатный вариант, а потом и необходимые мне встроенные покупки. В сравнении с Гармином все это мне обошлось дешевле 20000 рублей и я стал счастливым обладателем вполне функционального навигационного девайса, который позволил мне и вести навигацию на маршруте, и подавать планы полетов, и контролировать погоду на авиационных сайтах, часто даже и в полете. Летишь и ловишь кайф от того, что очень приятно знать, направление ветра по высотам и текущую погоду на площадке прилета!! А заодно прямо вот сдесь-же использовать почту и давать советы жене в ватсаппе как сварить борщ.. Всем этим богатством я начал активно пользоваться в 2014 году, при этом отдавая себе отчет, что навигатор на борту нужно иметь и запасной. И этим запасным навигатором стал у меня доставшийся по случаю монохромный Garmin 196, но потом случилось событие, которое несколько сбило градус моей радости от пользования красивой и функциональной вещью. Однажды вечером, на перелете, когда я гнал самолет из благословенной средней полосы матушки России в Чукотские ебеня, сидя в номере гостиницы моя любимая программа предложила мне запустить обновление от которого (как обещалось) я стану гораздо счастливее чем до момента прочтения этого предложения.. Разумеется я повелся и после установки обновления выяснилось, что ЭйрНавПро, мой замечательный штурман, лежит как после двух литров коньяка.. в полной отключке. В смысле он пытается включится, но падает и виснет в ноль! В общем я реально испугался, поскольку заявка подана, надо лететь, но места совершенно незнакомые, бумажных карт нет, на 196 гармине устаревшая на три года информация и нет даже черно-белой примитивной карты. В общем у меня даже закралась мысль остаться и купить таки два литра коньяка, но уже для себя.. Неприятно было и то, что как оказалось, я не один попал на это обновление и на одном известном форуме уже принялись активно обсуждать тему отказа и вопрос "что делать". Самое плохое было то, что переустановка не помогала, потому что фирма уже поставила обновление в версию на Эпсторе, хотя многие написали, что они уже направили жалобы в штаб-квартиру компании-разработчика. На утро, в расстроенных чувствах я опять попытался включить программу, она конечно не включилась и тогда, перед тем как позвонить на АДП и отбить план полета, я наудачу попробовал опять установить обновление, конпка установки обновления нажалась и через какое-то время программа предложила мне ее включить.... В общем это и было то самое счастье, которое и обещали разработчики перед установкой обновления - я включил Эйр Нав и урррааа!!!! она заработала!!!! И я испытал непередаваемое ощущение, когда бьешь себя киянкой по яйцам и вдруг неожиданно промазываешь...!!!))) Собственно это я рассказываю с двумя целями, ну во-первых я понял, что на борту обязательно должен присутствовать второй полноценный дублирующий навигатор и во-вторых - с тех пор я ни разу не слышал, чтобы программа Air Nav Pro кого либо подводила, или отказывалась работать из-за сырого софта. В общем больше, ничего плохого о ней я сказать не могу и с удовольствием пользуюсь ей и по сей день и надо сказать, что так до сих пор и не изучил ее возможности полностью и надлежащим образом) На Чукотке сейчас это мой основной навигатор, я к ней привык, диагональ экрана планшета очень комфортна для зрения и сам планшет (кстати уже третий с момента начала пользования программой) выполняет дополнительно множество необходимых летчику, штурману и просто хозяину, функций.
Теперь дальше, по теме дублирующего полноценного навигатора. В этом смысле мне было проще и хозяин самолета просто купил отличный на мой взгляд Garmin 495, я обновил авиационную базу данных этого прибора с помощью отличных ребят из Навдаты (можете погуглить) по очень простым инструкциям присланным мне на почту и сегодня у меня есть полностью функциональный прибор, который работает в том числе и в режиме 3D наглядно поднимая рельеф местности цветами заливки на экране, еще в нем имеется залитая в основную память, довольно подробная карта всего Дальнего Востока. Экран прибора аналогичен гармину 276, такой же диагонали и очень яркий и контрастный, реальное отличие от 276 гармина, это более мощный процессор, который справляется с плавной прорисовкой сложных карт и режима рельефа. На Авито такой навигатор можно найти по цене от 40 тысяч рублей.
Удалось мне попользоваться и Garmin 500 Aera, могу сказать, что как и вся продукция гармин, это очень хорошая, надежная авиационная джипиэска, на нее устанавливается и русификация, и авиационная база данных, но разумеется это требует дополнительных затрат через ту же Навдату, ценники есть у них на сайте. Единственное что мне лично не понравилось, это то что в болтанке при активном пользовании навигатором порой бывает сложно попасть пальцем в нужный участок экрана, поскольку управление навигатором расположено на сенсорном экране, за исключением кнопки включения, а расстояние до навигатора, примерно вытянутая, качающаяся рука пилота с кривым пальцем и нестриженным ногтем (простите за неприятные подробности). Если руки слегка потные, то это приводит к заляпыванию экрана и он приобретает неряшливый вид. Мне приходилось держать под рукой тряпочку для протирки, хотя сам экран, надо отдать должное, не бликует на солнечном свете и удивительно, но читается при любой внешней освещенности. Старшие версии Аеры 500 - Garmin 510 и 560 обладают более мощным процессором и это реально заметно, особенно при прорисовке рельефа в полете и по движению подробной карты, а в остальном по достоинствам и недостаткам, а так же по диагонали экрана, практически аналог Garmin Aera 500. На Авито сегодня можно найти Аеры от 35 тысяч рублей, хотя например есть предложение из Тюмени от провернного продавца Аера 500 за 24000 рублей НО! без блока питания и без крепежа, кроме того нерусифицированная прошивка и нет базы данных. В общем в любом случае, нужно при покупке смотреть актуальность баз данных и комплектацию, поскольку обновления и аксессуары к гарминам стоят достаточно дорого.
Ну а теперь я подвел самых упертых читателей этого, скажем так мягко, обзора, к варианту недорогого и качественного авиационного навигатора от Гармин. Я хочу рассказать вам о том, как я помог приобрести некоторым своим друзьям и знакомым недорогой вариант полноценного Garmin 296. Все дело в том, что Гармин 296 по железу, это тоже самое, что морской и сухопутный навигатор Garmin 276С для снегоходов и квадриков, вся разница только в прошивке. Я некоторое время копал эту тему и в конечном итоге у меня появились навыки перепрошивки Гармина 276C (не путать с Сх) в авиационный Гармин 296, для этого надо: любопытство, компьютер на Windows XP, шнур USB-miniUSB, драйвер Garmin, и две прошивки в виде установочных файлов, непосредственно сам Garmin 276C и очень-очень редко, небольшое умение работать в Dos. На Авито достаточно часто продаются Гармины 276С по вменяемым ценам от 10 до 15 тысяч рублей, они пару раз просто валялись у моих авиационных знакомых как неиспользуемые устаревшие девайсы. Но оказалось, что после несложных манипуляций с прошивкой они становятся полноценно функциональными, русифицированными навигаторами Garmin 296 gps map, хотя конечно для установки базы данных АОН придется потратить дополнительные 2000 рублей, но за то у вас на руках и в кабине самолета оказывается очень надежный, функциональный, русифицированный авиационный Гармин, за вполне вменяемую сумму денег.
Вот такой рассказ из личного опыта, кого заинтересовали подробности можете написать в личку, хотя для начала можете посмотреть ссылки, которые я оставлю по этой теме. Первая, перепрошивка
Перепрошивка навигаторов Garmin - Авиационные и компьютерные заметки
Вторая, форум авиа.ру
Forumavia.ru - Garmin 296???
По русификацированной прошивке 296 гармина пишите в личку, дам бесплатно
😉