Планер Schneider Grunau Baby IIb.

Как все знакомо  :). Успехов вам во всех предприятиях!

Ну а планер надо двигать, планомерно. Поставить себе задачу работать над ним хотябы час в день, ну а дальше  само пойдет.
 

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
Как я писал немного выше занимался я (и занимаюсь)отбором и заготовкой древесины для
строительства планера и различных водоплавающих аппаратов.В результате зтого процесса,
а также чтения книжек накопились различные мыслишки,которые хотел бы изложить.
В соответствующем разделе ничего подходящего не увидел,поэтому пишу здесь.Все написанное
относится к единственному в наших краях авиационному дереву - сосне,но большая часть может быть отнесена и к ели.
Итак,первое,о косослое.
Как известно дерево это природный композит и если очень упрощенно,то строение дрревесины
можно представить как набор прочных нитей-волокон,довольно слабо соединенных между собой.
Прочность древесины вдоль волокон в разы больше чем поперек.Поэтому очень важно чтобы
волокна были нужным образом направлены в деревянных деталях.Возникает такой вопрос-а как
направлены волокна в стволе дерева?Наверное многие скажут,что чего тут непонятно,они расположены
вдоль оси ствола.Как бы не так.Смотрим на первую фотографию.На ней три сосны засохших на корню
и покрытые трещинами.По этим трещинам хорошо видно что волокна расположены по ВИНТОВОЙ ЛИНИИ.
Бывает винт левый и правый и только у 5-10 процентов деревьев волокна идут вдоль ствола,как
на средней сосне.Цифры эти очень условны ибо непонятно с какой точностью считать прямослойное
дерево или нет.Если подходить совсем строго,то абсолютно прямослойного дерева практически нет.
Создается такое впечатление,что правый винт встречается заметно чаще,хотя возможно это просто
мне кажется.Очень часто сильно косослойное дерево встречается в болотистых лесах.Есть породы
у которых в течении жизни направление и величина винта меняется.У сосны же направление и
величина косослоя примерно сохраняются по всему диаметру и по всей длине ствола,хотя бывают
и исключения.То есть если в двух-трех местах бревна или доски косослой есть,то он будет и в
остальных.
Теперь очень важный момент.Для многих понятие косослой обозначает косое расположение ГОДОВЫХ
СЛОЕВ.Само слово способствует этому-косоСЛОЙ.На самом же деле слово косослой обозначает
косое направление ВОЛОКОН.Это две совершенно разные вещи,хотя и связанные между собой.
Видя на доске или бруске годовые слои ровные и паралельные боковым граням многие считают
что это и есть прямослойный брусок.Смотрим на вторую фотографию.В левой ее части вид на
брусок со стороны радиального(то есть проходящего через ось ствола)разреза.Как видим годовые
слои ровные и паралельные друг другу и боковым сторонам.То есть вроде бы вполне прямослойная
себе елка,хотя и немного гниловатая(такая попалась под руку).В правой части этот же брусок
повернутый на 90 градусов(фактически немного больше).И мы видим по сколу в верхней части и по вырывам волокон что имеет место быть очень большой косослой,процентов 30.Нарисованные линии
на обоих сторонах показывают как будет колоться эта деревяшка с каждой из сторон.
То есть еще раз подчеркиваю,косое расположение слоев и косое расположение волокон(а именно
это и есть косослой) это разные вещи,не надо путать.Если ствол дерева прямой,в данном месте
нет сучков или других дефектов то годовые слои обязаны быть ровными и паралельными,но в
пределах каждого слоя волокна могут располагаться вдоль ствола,а могут располагаться по
винту.Наверно путанно,но понять можно.Может быть и такое что ствол был изогнут,доска выпилена
не вдоль боковой поверхности,а вдоль оси(так пилят почти всегда),и если имеются сучки ,то
годовые слои будут непаралельны боковым сторонам или изогнуты.В таком случае если не было
косослоя,то он появляется,если был,то усугубляется.Из всего этого вывод-если видите что
годовые слои расположены сикось-накось,то понятно что такое дерево не годится.Но если
годовые слои расположены вполне благопристойно то это лишь малая часть требуемого.Теперь
нужно определить наличие и величину собственно косослоя.Он определяется так,смотрим на третью
фотографию.Из бруска выпиливается тонкая(чем тоньше тем достоверней результат)пластина,плоскость
которой расположена по касателльной к годовым кольцам.Затем она раскалывается,раскол в этом
случае будет проходить по радиальной плоскости(через центр бревна).Отношение А к В умноженное
на 100 даст величину косослоя в процентах.По нормам косослой не должен превышать 8 процентов.
Лучше если будет немного меньше ,с запасом,ибо он немного меняется по длине.
При превышении указанной величины прочность дерева заметно,а потом очень сильно снижается,
особенно на растяжение.В полевых так сказать условиях,когда нет возможности выпилить,можно
кончиком ножа вырвать несколько волокон,или расколоть,важно чтобы плоскость раскола была
радиальной.Еще одно неприятное последствие косослоя то что усыхая косослойная древесина
начинает коробиться.Так как волокна расположены под углом к оси бруска,то силы возникающие
при усыхании не будут перпендикулярны боковым сторонам,появляется проекция на ось,то есть
сила направленная воль бруска,чего в прямослойном  быть не должно.Из за этой силы брусок
скручивает винтом или изгибает как саблю.Причем при изменении влажности этот изгиб будет
меняться.
Косослой дело очень серьезное и после сучков большая часть деревяшек отсеиваются именно
из-за косослоя.
 

Вложения

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
О мелкослойности.
Из всех широкораспространенных сведений о том какая должна быть авиадревесина одно встречается
наверно чаще всех- она должна быть мелкослойной.Чем меньше слой тем лучше.Нашел такую и вопрос
решен,все остальное неважно.Очень часто можно видеть фото на котором деревяшка с линейкой.
Вот мол какую качественную,мелкослойную достал.На самом деле все не совсем так.Некоторые
исследования вообще отрицают какую то заметную связь между количеством слоев на сантиметр и
прочностью древесины.Но большинство всеже считают-качественная сосна дожна иметь от3 до 25
слоев на сантиметр,при этом существует не очень явный максимум качества при ширине слоя 1,2-1,5мм.
Наверное зто ближе всего к истине.За пределами этого интервала то есть от3 до 25 прочность
дерева снижается.Очень широкие слои говорят о том что дерево росло слишком быстро,при этом
древесина получается рыхлой,непрочной.Слишком мелкие слои наоборот свидетельствуют об обратном.
На фото(как положено с линейкой)показан срез очень старой сосны.В правой части,хотя и плохо
видно,годовые слои мельче некуда,но это от того что дерево было больно,сердцевина начала гнить,
и годовой прирост был очень маленький.При этом древесина была белая ,годовые слои плохо
различимы потому что  почти отсутствовала поздняя древесина(о ней потом,она представляет из себя
более темную полоску в годовом слое и от ее количества зависит прочность).При испытании древесина
оказалась очень слабой,вот тебе и мелкослой.Хотя встречается иногда и прочная очень мелкослойная
древесина.То есть принцип чем мельче,тем лучше надо применять очень осторожно.
Но если  сечения реек очень невелики лучше использовать более мелкослойное дерево,или располагать
слои перпендикулярно длинной стороне.Например если рейка сечением 4 на 8 мм,а ширина слоя 2мм,то
вариант когда на рейке 8 делить на 2 = 4слоя будет лучше чем 4 делить на 2 =2слоя.Это от того
что существует такая зависимость-если размер (например толщина)детали сопоставим с шириной
годового слоя то прочность детали снижается.Выход-применять более мелкослойное дерево или
распологать слои так чтобы их было больше.Когда размер детали во много раз больше толщины
годового слоя эта зависимость перестает действовать.

Ядро и заболонь.
Сосна,как известно,порода ядровая,то есть на поперечном срезе ствола ясно видна наружная более
светлая область-заболонь,а в центре более темное ядро.Например на фото светлая заболонь справа,красное ядро слева.Часто возникает вопрос что лучше применять для строительства самолетов.
Вопрос и простой и сложный.Столяра не любили заболонь,в старых книгах пишут что иногда при сушке
бревен заболонь просто стесывали,чтобы быстрее сохло ядро,которое и использовали.Но и заболонь
вполне подходит для самолетостроения.Есть у нее свои достоинства и недостатки,как и у ядра.
Каждый год к заболони с внешней стороны добавляется годовое кольцо,и примерно стакой же скоростью
внутренняя часть заболони превращается в ядро.Клетки отмирают,полости,по которым шло движение
питательных веществ и воды закупориваются и заполняются смолой,дубильными веществами и т. п.
Дерево как бы само себя консервирует.Поэтому ядро намного более стойко ко всяким грибкам,чем
заболонь.Особенно быстро заболонь поражается грибком синевы.Но высушенная заболонь прекрасно
хранится на улице под навесом и ничего с ней не происходит.При переходе древесины заболони я ядро
никаких волшебных превращений в смысле прочности не происходит.Просто полости заполняются,
отдельные элементы как бы склеиваются и в результате прочность на сжатие увеличивается процентов
на 10,прочность при статическом изгибе остается примерно той же,а прочность при растяжении вдоль
волокон даже незначительно уменьшается.Так что каких то особых преимуществ в смысле прочности
ядро не имеет,к тому же обьемный вес его чуть больше.Незащищенная заболонь очень быстро впитывает
влагу из воздуха при избыточной влажности,при этом сильно разбухая,и наоборот быстрее сохнет и
сильнее чем ядро уменьшается в размерах,усыхает.Если дерево сушили в бревнах то заболонь почти всегда покрыта трещинами,иногда довольно значительными и глубокими.Но если сушить ствол распиленный
на части,так чтобы по дуге окружности было несколько сантиметров,не более,то никаких трещин практически не бывает,что то вроде радиального распила.
Как то  на форуме был небольшой спор-можно ли обрабатывать дерево перед склейкой наждачкой.
Дескать при этом забиваются поры в древесине,клей в них не проникает и качество склейки падает.
Ну наверное да,резон в этом есть,хотя с нынешными клеями наверное не так актуально.Что же тогда
говорить о склейке ядра,поры которого заполнены смолой и другими веществами,к которым клей
прилипает очень плохо,здесь явный плюс на стороне заболони.
И о сучках.Если сосна выросла на открытом месте,то она сохраняет значительную часть своих веток.Из такого ствола ничего годного не выпилишь-одни сучки.Но если сосна выросла в высоком,темном лесу
То в раннем возрасте ее нижние ветки,лишенные света,теряют иголки.засыхают и отваливаются,
потому что сосна светолюбива.Нижняя часть ствола остается без веток,обломанные сучки зарастают
и дальше уже нарастает древесина без сучков.Но даже в таком стволе после распиловки есть те самые
заросшие сучки у самого центра ствола.И даже на некотором расстоянии от этих сучков встречается
местный косослой,волокна отклоняются,как бы обтекая сучки даже на расстоянии от них.Такие места
тоже нельзя использовать.Поэтому,если дерево имеет небольшой диаметр то из ядра выпилить что либо длинное не получается,приходится использовать заболонь.
И ядро и заболонь можно и нужно использовать,а уж кому что нравится решать самим.
 

Вложения

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
О прочности.
Какими же свойствами должна обладать древесина для строительства самолетов.Можно ответить очень
просто-деревянная деталь должна выдерживать те нагрузки,на которые она рассчитана.Для этого
первое-древесина должна иметь прочность не ниже той которая принималась при расчете и второе-
деталь не должна иметь дефектов,ослабляющих ее.Остальное не важно,пусть эта древесина будет в клеточку,пусть будет в горошек,пусть куплена за океаном за большие деньги или найдена чуть ли
не в дровах.Ну еще ,по возможности, чтобы как можно дольше не гнила.Требования простые,но если
отсутствие дефектов вещь трудновыполнимая,но зато совершенно понятная-не должно быть и все.
Ни сучков,ни косослоя,ничего другого.Но как определить какую прочность имеет какой то конкретный
брусок,достаточную или нет.На деревьях нет сертификатов соответствия,нет и никаких штампов.
Наверное есть три способа определить прочность дерева для самодельщика.Прочность эта должна
соответствовать или быть выше тех значений,которые принимаются при расчете.В наших книгах
чаще всего встречаются такие значения,в старых единицах кг/см.кв.-при сжатии-350,при растяжении
-830 и при статическом изгибе-650.При этом обьемный вес принимался 0.52.В других странах были
(наверное) свои стандарты.
Итак первый способ определения прочности древесины.Это непосредственное измерение всех трех
параметров.Как на фото 5 и 6.Дает очень точные результаты,по сравнению с другими способами,но
для самодельщика очень сложен и граничит где то с фанатизмом.Очень сложно и долго делать
образцы на растяжение,только для того что бы их порвать.Проще не получается-образец разрушается
не в самом стержне,а в бобышке за которую зажимается.Со сжатием и изгибом намного проще,но
все равно мороки много.Зато результат того стоит.В сети встречаются варианты испытания древесины
путем нагружения рейки,установленной на опорах,разнесенных на определенное растояние,какой то
силой и замера стрелы прогиба при этом.Способ вполне разумный,но конкретные цифры,которые
приводятся это на совести тех кто их публикует.
Второй способ.Это тоже измерение,но не прямое а косвенное.Прочность древесины зависит от
многих факторов,в том числе от трех которые можно измерить.Они расположены по степени важности
и надежности.
Обьемный вес.
Это понятие тоже из книг середины прошлого века и обозначает,понятно,вес единицы обьема.
Зависимость прочности от обьемного веса установлена большим количеством опытов,выведены примерные
формулы для этой зависимости,как например на последней картинке вверху,там же приведены результаты
испытаний образцов сосны на сжатие.На этом графике мы видим множество точек,каждая из них это
конкретный образец.Видно что зависимость прочности от обьемного веса(прямая линия) выполняется,
но выполняется так сказать для среднестатистического образца.Для реальных же разброс значений
очень велик.Так для стандартного обьемного веса-0.52 прочность от300 до почти 500.То есть
измерив обьемный вес и получив 0.52 не будешь знать какое же значение прочности имеет место быть,
больше или меньше нормы.Но все же такие крайние результаты встречаются редко,способ достаточно
надежен и главное прост.Линейка,штангель,китайские цифровые весы грамм где нибудь до тысячи и
знание арифметики,вот и все.Есть правда одно но.Обьемный вес определяется при стандартной влажности
-15 процентов,измерить точно влажность очень трудно,но 15 процентов это влажность воздушно-сухой
древесины,тоесть высушенной и хранящейся затем в неотапливаемом помещении или под навесом.Не высушенную древесину измерять нет смысла-погрешность будет очень большая.
Соотношение содержания поздней и ранней древесины.
В годовом слое имеются две различные зоны - ранняя и поздняя древесина.Поздняя имеет более темный
цвет,почти в три раза тяжелее и прочнее чем ранняя.От ее содержания зависит обьемный вес и прочность древесины.Определение соотношения поздней и ранней это примерно из той же оперы,что и
определение обьемного веса.Но невооруженным глазом много не намеряешь.Но показатель этот очень
важный и им следует пользоваться ,хотя бы не количественно а качественно.Есть сомнения в прочности-посмотрел на торец,если поздней древесины много все хорошо и наоборот.
Количество годовых колец на сантиметр.
Это самый недостоверный показатель из трех и о нем уже было сказано выше.
Ну и третий способ определения прочности,самый ненаучный и даже попахивающий шарлатанством,но
работающий хотя для него нужна одна вещь -опыт.Дело в том что можно просто подержав деревяшку
в руке без всяких весов определить тяжелее она чем обычно или легче,вот и обьемный вес.Сколько
поздней древесины тоже видно,не говоря уже о количестве годовых колец.Когда обрабатываешь
дерево,хоть вручную,хоть на станке чуствуется когда имеешь дело с твердым,прочным деревом и
наоборот.Просто проведя ногтем поперек волокон,по глубине следа можно много сказать о прочности.
При изгибе рейки чувствуется усилие с которым она сопротивляется и при котором она сломается,это
тоже о многом говорит.Излом не должен быть ровным,как бы отпиленным а должен быть защепистым
с отдельно торчащими волокнами.И даже такое-если щелкнуть по деревяшке пальцем звук должен
быть звонким,как бы металлическим,а не глухим,ватным.
Вот из таких мелочей тоже можно сделать заключение о пригодности дерева,но нужен опыт
Никоим образом написанным не хочу никого поучать,я сам всю жизнь чему нибудь учусь,может
кому нибудь и пригодится.
 

Вложения

Pkk

[1963-2016]
Позволил себе немного изменить название темы с правильным написанием названия аппарата (взял из Википедии).
Надеюсь, не будете в обиде.
Модератор.
 

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
http://aviation.stackexchange.com/questions/17437/any-info-on-very-strange-wing-endings-on-this-stemme-glider

-s drugoj opiery...
 

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
Вот и у нас потеплело.Вспомнилось написанное классиками...
«Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…»
Вот я и думаю,заколдобишься тут,опять до самых холодов почти каждый день в поте лица...
 

Вложения

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
Очень интересно как обшивается лобик ( процесс) мочится ли фанера расскажите очень интересно.
 

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
На этом планере обшивка крыла переменной толщины.От начала крыла 2,3мм,затем 2,0мм,1,5мм,1,2мм
и 1,0 на конце.Бывает фанера 2,5мм но редко да и гнуть ее проблема.Так получилось что у меня 2 слоя 1,5 плюс 1,0 в начале крыла.Это гнется легко.Есть разные способы обшивки крыла,не знаю какой лучший.Я делаю так.Замачиваю на несколько часов полосу миллиметров 200 в месте наименьшего
радиуса,из фанеры 6 мм вырезаю прямоугольные куски и в них лобзиком выпиливаю часть соответствующую
профилю нервюры до лонжерона.Получается такой контршаблон.На набор крыла через пленку чтобы не мочить этими контршаблонами зажимаю сырую фанеру и сушу.Лучше конечно сушить на чем нибудь меньшего радиуса ибо после сушки фанера частично распрямляется.Но и так получается достаточно хорошо.Эти же контршаблоны плюс ремни использую когда клею фанеру на набор,зажимает хорошо.
 

Viper

Пилим рейки,строим самолеты)
Откуда
Москва
контршаблоны на каждую нервюру (полунервюру) делаете? или же через пролет?
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Коллеги, у нас удивительным образом две темы про этот планер, совершенно одинакового названия! Только в разных разделах:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1443949568

Как кто считает, надо ли их сливать в одну?
 

Dgem

Пока вы давите клавиатуру с пеной у рта! Я строю!
Откуда
Мордар
Ну как да же продолжение?  ::)
Может видео снимете? :D
 

Vladimir S.

Вы будете смеяться,но я строю планер
Только вчера увидел предыдущее сообщение.Насчет съемки.Я уже давно почти ничего не снимаю,
по нескольким причинам.Нет желания и нет времени.Условия также не позволяют.На фото видно
что мне пришлось соорудить маленькую комнату,отделив половину крыльев перегородкой.
Потому что приходится при склейке топить и летом иногда.И тут не до съемки,даже протиснуться
между крылом и стеной бывает проблема.Да и темно очень.А главное никому это не нужно,
да и форум почти сдох.
 

Вложения

Вверх