Да, вопрос в целесообразности. То что при разбеге и пробеге амортизация вообще не нужна-это бесспорно.
Это только кажется так: например, ВСЕ, лично мною наблюдаемые повреждения шасси (кроме одного, о котором умолчу) происходили на пробеге, или при рулежке по неровным поверхностям.
Она нужна лишь в момент удара об землю. В этот момент всегда(закон природы) сначала обжимается до возможного предела пневматик, потом амортизатор. Конечно эта пара позволяет достичь больших вертикальных скоростей при посадке.
Неодновременность обжатия пневматика и амортизатора (рессоры, торсиона) обусловлена лишь тем, что стойка шасси имеет собственную инертную массу, которая при ударном приложении нагрузки перераспределяет силу, догружая первое звено (пневматик). Если нагрузку прикладывают статически - все строго пропорционально жесткостям.
Но также бесспорно, что для легкого самолета или планера в 200-250 кг, с посадочной не более 80-90 км/ч, можно рассчитать ту максимально возможно вертикальную скорость удара , ниже которой вполне справятся дутики 300х125 и 400х150 и конструкция не развалится.
Только это совершенно бессмысленно: делать конструкцию всего самолета, для которого посадочный случай и будет критическим (перегрузка при расчетной посадке окажется выше максимальной эксплуатационной) - и тратить вес на это, вряд ли можно считать адекватным решением. Хотя сделать это можно и на бОльших весах самолета - так, Авиатика на стоянке не продавливает ненакаченные колеса 300х125: они, кстати, стоят и на носовой стойке 3.5-тонного Ми-2 - и легко выдержали бы посадку при абсолютно жестких ногах.
Конечно за постоянные жесткие посадки конструкция спасибо не скажет, но ведь все таки выравнивать надо перед касанием.
Мне вообще не приходилось присутствовать в самолете, вертикальная скорость которого в момент касания была бы на уровне 2.5 м/с, но Правил это не меняет никак: хотите ограничиться полуметром в секунду - флаг в руки, на свой страх и риск.
Вопрос в том, какая допустимая вертикальная скорость будет и какая перегрузка. Это даже интересно. Кто поможет?
Помогут Авиационные Правила, соответствующие классу аппарата : там присутствует вся необходимая и достаточная информация - и по вертикальным скоростям в зависимости от нагрузки на крыло, и по воспринимаемой шасси энергии,- да и по всем остальным аспектам тоже.