Абхазия - страна души! (воздушное путешествие)

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва


Пригласили меня слетать в Абхазию на интересном самолёте – Cessna-182RG.  Конечно же, отказаться от такого приключения я никак не мог. В Абхазии я не бывал, очень хотелось посмотреть, да и нужно нарабатывать опыт международных полётов.


Наш маршрут полёта (данные со спутникового трекера InReach).


Вылетать мы решили 18 июля, но по погоде перенесли на 24 июля.  Я просчитал время – можно за один день долететь, но вылететь надо с рассветом, тогда реально до заката успеть (при условии, что стоянки и заправки у нас не займут более 1,5-2 часов).  Посоветовавшись с владельцем самолёта решили лететь в удовольствие и в расслабленном режиме. Чтобы спокойно за 1,5 дня долететь.  Тем более, что погода по маршруту обещала быть не очень.  Предыдущую неделю в центральном регионе стоял мощный циклон, подпираемый тремя антициклонами.  Поэтому мы ждали, когда он либо сдвинется, либо выльет весь свой дождь и развалится сам.  Прошла неделя и прогноз уже был более благоприятный.  Остатки циклона висели уже за Воронежем.

Погода ещё плохая


Решено – летим!
24 июля позавтракав мы запрыгнули в Cessna и вылетели на юг.  Первый участок у нас был самый протяжённый – около 900 км. Посадку я запланировал в Вёшенской. Если прижмёт погода совсем, то запасными у нас будут Кудиново или Усмань.
После взлёта мы сразу попали в сильную дымку.  Вроде на земле было видно небо, солнце, но в небе, на высоте 300м видимость была от силы пару км.  Надежда была на прогрев солнца.  Эта дымка была следствием обильных дождей накануне и наступившей тёплой погоды.  Прошли Тверскую, Московскую, Калужскую, Липецкую области, вот уже Воронежская. Позади осталась Усмань. Диспетчер Воронежа сообщает, что Бутурлиновка не работает и разрешает нам срезать по их зоне, а также предупреждает, что впереди дождь и низкая облачность.



И действительно, прошли Бутурлиновку, нижний край облачности всё ниже, ниже.  И вот мы уже летим на высоте 70 м, идёт дождь.  Правда дождь то слабый, то средний. Горизонтальная видимость в районе 1 км.  Терпимо.  Потерпели ещё чуть-чуть, прошли Калач и за 50 км от Вёшенской погода улучшилась, нижний край стал метров 400.  А вот и Вёшенская.
Садимся, нас встречает Роман.  Топливо уже подготовлено.  У Романа новая заправочная станция, которую ему подарила пилотажная группа «Первый полёт».  Заправились, Роман угостил нас чаем.  По плану у нас вылет через 1,5 часа.  Переподавать план уже поздно, раньше вылететь – диспетчер Ростова истерику устроит, остаётся только ждать нашего времени.
В Ростовской зоне, после подачи плана полёта через интернет, и изменении его статуса на «Принят», перед вылетом нужно получать условия на использование воздушного пространства. Т.е. обязательно позвонить в МДП раза два-три, они свяжутся с МДП, через которые ты планируешь лететь и выдадут условия типа «Полёт Вам разрешаем, в запретные зоны и зоны ограничений не входить, отработать на 124,0 с Парадным».  Глупейшая процедура по своей сути, как впрочем и подача плана полёта при визуальных полётах.  Но пока ничего не поделать, приходится играть в эту игру.

План полёта из Орловки в Вёшенскую

 
Разговорились с Ромой.  Спрашиваю: а чего у тебя нет Б91/115?  Ведь хороший бензин в Питере начали делать.  Брал бы его.  А то автомобильный бензин у вас здесь похоже полное дерьмо.  И я в прошлом году с ним натерпелся и другие ребята жаловались.  Роман вздохнул:  да откуда взять хороший, итак с лучшей местной заправки беру, спрашиваю каждый раз, говорю, что для самолётов.   Ну ладно, не унимаюсь я – может Б91/115 предлагать людям?  Цена хорошая, и качество гарантированное, производитель открыт и известен. И тут выясняется, что «Петрохим», поставляющий на Вёшенскую 100LL, ведёт себя, мягко говоря не порядочно – распускает слухи, что Б91/115 производства «Экотехнохим» плохого качества.  При этом фактически запугивает людей.  Вот это номер!  Роман, почитай форум REAA.RU - говорю я.  Там видно кто есть кто! Ну не можешь конкурировать по цене, думай чем ещё можно привлечь клиентов, но нельзя же так себя вести.   А Б91/115, бери.   Хороший он. Да и это лучший вариант альтернативы автомобильному.  Тем более в твоих условиях.
Подходит наше время на вылет.  Условия получены, гроза прошла. Вылетаем на Краснодар.  Следующая посадка в Белевцах.
Погода по маршруту улучшилась.  Стоят локальные грозы, но они не мешают нам.



И вот мы уже заходим на посадку в Белевцы. 





Диспетчеру Краснодара доложили с земли по телефону нашу посадку.  А на аэродроме тишина.  Никто не летает, диспетчера нет.  Огромный частный аэродром спит.  Вот те на.  5 вечера воскресенья. 



Приехал Юра, нас заправил, разрешил оставить Cessna-182 на ночёвку в ангаре.
По пути к КПП встречаем владельца аэродрома и руководителя Краснодарского отделения АОПА-Россия – Семёна Мнояна.  Семён – диллер Пайпера в России.  Также в Белевцах работает АТБ по обслуживанию и ремонту ВС АОН.
Семён нас подвёз до Краснодара, где мы остановились на ночь. 
Утром ранний подъём. Оценка погоды.  Так, перевал мы должны пройти с зазором между горами и облаками метров 100-200.
 
Зазорчик над перевалом.


Такси нас уже ждёт у гостиницы.  Через 30 минут мы уже на аэродроме. Снова получаю условия на ИВП.  Обязательно нужно отработать с «Волокном».  Это позывной военного аэродрома Краснодар-Центральный.  Он находится в центре города.
Одеваем спасжилеты, т.к. лететь придётся над морем и взлетаем точно по расписанию. С Волокном отработал, перехожу на частоту Краснодар-района, и меня сразу переводят на Краснодар-круг.  Я рассчитывал от Белевцов пройти через Краснодар сразу на Агой, но диспетчер Круга мне командует следовать на Динскую, а далее через Сортировочную на Смоленскую.  Понял, выполняю. Динская рядом.  Но вот где эта Сортировочная?  Роюсь в карте.


Вот точка SORTI – ну наверное это Сортировочная.   Хорошо, значит нас хотят обвести вокруг города и аэропорт Краснодара мы обойдём с севера.  Прохожу торец ВПП, и уже над Краснодарским водохранилищем  диспетчер круга спрашивает – где мы.  «над водным» - отвечаю. «Как над водным?» - удивляется он.  А Сортировочную визуально прошли?  «Да, визуально».  «А где относительно вас аэродром?  Справа или слева»?   - снова спрашивает диспетчер.     Справа – отвечаю.  Следую на Смоленскую вдоль береговой черты.  Так Вы севернее прошли? – удивляется он.  Да, как сказали, так и прошли.
Если честно, то где эта Сортировочная в Краснодаре, я так и не понял.  Обратно мне снова дали маршрут через неё, и подозревая, что это будет какая-то грузовая ж/д станция, которая лежит южнее аэропорта, мы пошли напрямую через Краснодар.  В итоге, когда опять возникли непонятки, мне надоело и я просто попросил диспетчера отвекторить меня. Что и было, к удовольствию обоих сторон, сделано. 
Со Смоленской Краснодарский диспетчер дал нам курс на Джубгу. Высоту сказал занять 1100м  и доложить середину перевала.

Прогноз погоды полностью соответствовал Gramet и данным программы MeteoEarth – в этом перелёте это были наши основные источники информации.

И вот она Джубга! 


Море!  Наше самое родное Чёрное море.  Любимое с детства!  Радуемся как дети.  Чуть не забыв о том, что надо бы доложить, что мы над Джубгой! Именно в этой точке прощаюсь с диспетчером Краснодара и здороваюсь с Сочинским диспетчером.  Теперь наш маршрут лежит вдоль береговой черты, до аэропорта Сочи.



По пути встречаем дождь в море.


Мимо нас проплывает военный аэродром Агой, Туапсе, Ларазервское.


Обходим запретные зоны в районе Сочи (дачи руководства нашей страны) и вот уже Адлер. 


Аэропорт.  Диспетчер района передаёт нас под управление Круга. И нас тут же заводят на ВПП 06.


 
В Сочи две ВПП, расположенные под небольшим углом.  Большие самолёты садятся только с моря, и взлетают только в сторону моря.
Освободив ВПП нас отправляют на стоянку № 13. Она находится южнее основного терминала. Там мы никому не мешаем.   



Вылет в Абхазию у нас через 2 часа, а пока нам надо пройти таможню и границу.  Т.к. полёт международный.  Вначале таможня и граница собирались к нам придти за 15 минут до вылета, но потом зовут к себе.  Мы с собой взяли сигнальные жилетки, чтобы была возможность передвигаться по перрону пешком.  Но всё-равно нас подбрасывают на автобусе.  На обратную дорогу мы от него отказываемся (знаем, сколько стоит такой автобус). ;-)

Пограничники сказали, что посмотрят нас у самолёта, а пока заходим на оформление к таможне.  Оформляем декларации:
1.Таможенная декларация на транспортное средство (скачать бланк)
2.Генеральная декларация (скачать бланк)

Я их заранее распечатал штук по 10.   Оформляется по 2-3 экземпляра, часть которых остаются у таможни с  Российской стороны, а оставшуюся часть отдаём таможне Абхазии.
Всё оформлено, время уже на вылет, спешим к самолёту.  Таможенники и пограничники идут вместе с нами.  Осмотр самолёта, пожелания удачи.

Для полёта в Абхазию загранпаспорт не нужен.  Достаточно Российского паспорта.
Все формальности выполнены, прошу запуск и руление.  А в ответ:  запрещаем. На вас нет условий!
Как? Почему?    Незнаю – отвечает руление.  Свяжитесь с ПДСП.  Прошу телефон. (862) 241-98-21.
Звоню, представляюсь.  И оказывается, что на нас нет ПЛН (Разрешения на использование воздушного пространства). Ростовский зональный центр не прислал. Звоню в Ростов, а там меня радует, что нас Абхазия не принимает.  Как?   Что за ерунда! Звоним в Абхазию – там нас ждут. План полёта подан в Главный центр (ГЦ) ещё в пятницу, мне на электронную почту пришло АСК – подтверждение о приёме плана.  Звонил в пятницу в ГЦ, с просьбой переслать ПЛН в Ростов,  они побещали это сделать за 20 часов до нашего вылета.  Начинаю звонить по кругу:  Ростовский ЗЦ, Главный центр.  Итого:  40 минут звонков сидя в самолёте под неусыпной охраной пограничников.  ;-)
Оказалось, что в ГЦ просто забыли про нас.   В ручном режиме ПЛН из ГЦ проходит в Ростовский ЗЦ, а оттуда в Сочи.  Мы можем лететь.  Выдыхаем.

Сайт EUROFPL.EU - используется для подачи международных планов полёта.


Кстати, чтобы совершить международный полёт, Вы должны в Главный центр заранее отправить на электронную почту permit@matfmc.ru  документы на самолёт:

1.      Свидетельство о регистрации  (формат файла RA-ХХХХХ_reg.pdf)
2.      Сертификат лётной годности (формат файла RA-ХХХХХ_caa.pdf)
3.      Страховку от ущерба третьим лицам (формат файла RA-ХХХХХ_ins.pdf)

Да, чтобы международный аэропорт Вас принял, тоже должна быть договорённость.  Плюс оплата аэропортовых сборов тоже ложится на Вас.  В нашем случае нам очень помогли вертолётчики – Евгений Кабанов и Татьяна Фетисова, которые все договорённости с Сочи и Сухум взяли на себя.  А также оплату аэропортовых сборов провели через себя. Иначе бы нам пришлось бежать в службу сборов, потом в кассу и терять достаточно много времени на это.  Помимо этого, огромная помощь была оказана во время пробивания маршрута возвращения на родину.  ;-)  Но об этом далее. (Если Вы решите полететь в Абхазию и Вам потребуется помощь – пишите Татьяне на knt.intnl@gmail.com )

Диспетчер руления спрашивает нас – готовы ли мы взлететь с половины ВПП-06 в сторону гор, развернуться над перекрестием ВПП и по предгорью выйти из зоны аэродрома.  Да, для нас это будет легко сделать – места море и ветер с суши.



Взлетели, обошли горушку, полюбовались Олимпийским парком и вот уже граница.


Прощаемся с Сочи, немного слукавив, что далее связь установили.  На самом деле – связи там нет.  Гудаута молчит, Сухум ещё не слышит.
Но для нас счастье!  Мы уже над  Абхазией!   Солнце, море, красота.
Но людей на пляжах Абхазии в разы меньше, чем по пути к Сочи.


Минут через 10 полёта, будучи уже над Пицундой мы услышали Сухум на 124,0.  Диспетчер попросил нас обойти Гудауту – всё-же военный аэродром.



Я никогда ещё не был в Абхазии, и названия Пицунда, Гагры у меня ассоциировались со словами: «-Аллo! Галoчка? Ты сейчас умрешь. Пoтрясающая нoвoсть! Якин брoсил свoю кикимoру, ну и угoвoрил меня лететь с ним в Гагры.», из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», т.е. это те места, куда стремились в советское время люди на отдых.
 
Несколько фотографии по пути полёта:






Прошли Новый Афон, а вот уже и Сухум показался. 


Абхазия небольшая по площади, но очень красивая страна!


Сделав пару кругов над городом и ряд хороших кадров запрашиваем у аэропорта Бабушары условия подхода.














Здание аэровокзала в Бабушарах


И тут диспетчер нам предлагает садиться на магистральную ВПП.   Что-то с ВПП не так?  Состояние?   Не, всё нормально – можете и на ВПП садиться, просто рулить Вам дольше.
;-)  Вот это по нашему!   Маленький самолёт, большой пустой аэропорт, места для посадки много.  Но мы всё же решили в первый раз сесть на полосу.






Ну а дальше была тёплая встреча.  В Абхазии очень доброжелательно относятся к гостям. Нас поставили на лучшее место, где можно пришвартоваться. Тут же пришёл пограничник и чуть позже таможенник.  Узнав, когда мы собираемся вылетать были сразу заполнены несколько экземпляров генеральной декларации.
А дальше было знакомство с Абхазией!  Тёплое море, чистый пляж, вкусная кухня.  А какая тут природа!  Субтропический климат позволяет растениям захватывать каждый кусочек свободной земли.
За несколько дней прибывания в Абхазии я успел посетить горное озеро в Рице, Кодорское ущелье, проехать по военно-сухумской дороге, побывать в Приморском на конной прогулке, посетить Сухумский обезъянний питомник.

Сделал огромное кол-во красивых фотографий. (Фотоальбом - смотреть)


Домой мы планировали вылетать 30 июля.  За несколько дней до этой даты я начал подавать планы домой.  Маршрут : Сухум (Бабушара) -Сочи (Адлер)-Краснодар (Белевцы) – Воронеж (Усмань) – Ржев (Орловка).



Планы по России прошли без сучка и задоринки, а вот на международный сразу пришёл REJ (отказ).  При выяснении причин – оказалось, что ГЦ не хочет принимать план по МВЛ и предлагает выйти в нейтральные воды, а оттуда уже идти в Россию.  А нам ну совсем не хотелось идти в море. Полнейшая глупость – только по прихоти ГЦ уходить на 50 км в море, чтобы доложить одну точку и после этого идти обратно на сушу. На все эти переговоры с ГЦ, Ростовом ушло 2 часа времени и все деньги с телефона. Нач. смены Ростовского ЗЦ (863)272-32-87.  Межзональные перелёты в Ростовском ЗЦ (863)272-33-86.
Пришлось снова просить помощи у вертолётчиков и Тюрина В.В.   Планы я подал и через нейтральные воды и вдоль берега, но лететь решил, что буду в любом случае вдоль береговой черты.  В случае отказа двигателя – есть шанс доплыть.  А уж врать-то я ещё в школе научился.  ;-)
Прошёл ещё час. Тюрин и Кабанов помогли – убедили Ростовский ЗЦ и ГЦ, что МВЛ в районе Сочи международная и по ней можно принять план.
В общем надо чаще летать в Абхазию, чтобы не возникало таких проблем!
Заветная МВЛ-ка


Утром 30 июля мы приехали в аэропорт.  Перед нами, за полчаса до нашего вылета улетел Ан-2 на Псху с туристами.  Таможне и границе мы были не интересны, т.к. все документы были оформлены ещё по прилёту.
Подошло время вылета.  Запрашиваю вышку, а в ответ тишина.  Ну и правильно – зачем в международном аэропорту держать ради одного самолёта диспетчера.  Погоду мы сами оценим.  Взлетели в итоге с магистральной рулёжки, с которой и Ан-2 взлетел. Вначале хотели через горы пойти, Рицу посмотреть.  Но пошёл прогрев и горы начали затягиваться. Решили не рисковать.













40 минут полёта и вот уже граница.  Вызываем Сочи.  Я готовлюсь докладывать время поворотных пунктов на этой маленькой МВЛ, но диспетчеру Адлера это не надо.  Он просто даёт курс к четвёртому развороту, ВПП-02.  И просит побыстрее.







ВПП-02



На перроне нас уже встречает таможня и граница.  Все формальности заняли 15 мин. И мы свободны!  Можем дальше лететь. Но по плану у нас вылет только через 2 часа.  Быстро с телефона подаю новый план полёта, чтобы вылететь через час.  Звоню в Ростовский ЗЦ, прошу принять и прислать условия в Сочи.  А пока вся эта машина с планами проворачивает свои шестерёнки мы сидим на перроне в Сочи, любуемся большими самолётами выполняющими взлёты и посадки прям перед нами и уплетаем шашлыки, которые нам дали с собой в Абхазии.






 
Подошло время вылета. Вылет разрешён.  Вперёд. 
 
Черноморское побережье








В Агое вроде как парашютные прыжки идут, но мы никого не увидели


Посадка в Белевцах, заправка, прыжок до Усмани, с обходом локальных гроз.

Проходим Кореновск.  Интересно, это для вертолётов такие навесы построили?


В Усмани ночёвка и вылет на следующий день с рассветом на Орловку.




Тула ещё спит.


Высота 100 км, смотрим как на Земле зарождается циклон. ;-)))




Маскировка посадочной площадки



Так, многим наверное будет интересно - какие планы я подавал и сколько денег с нас взяли в аэропорту Сочи и Сухум.

Цены:
Прилёт, улёт, стоянка в Сухум (5 дней) обошлась нам в 700р.
Сочи за всё – 7619 руб






Планы полёта:
Сочи-Сухум


Сочи-Белевцы


Надеюсь мой пост окажется полезным пилотам, которые тоже планируют посетить Абхазию. В Абхазии нас ждут и очень радуются, что их аэропорт начал принимать самолёты АОН из России.
 
Спасибо! Воодушевляет! Снимки дюжие! В Сочи Вам даже скидку на такси сделали: доставка экипажа судна в одну сторону за 1309 рябых. Видимо свои 🙂
 
Очень интересно-МОЛОДЦЫ! Читается как будто всё-легко и просто! Но видно геморой  был не шутейный! Борьба с терроризмом и все такое!
 
редкой красоты маршрутик пробили..! парни,вы-супер!
JC_doubleup.gif
 
Чудесная страна Апсны, прекрасное повествование!
Спасибо, прочел с удовольствием!
В Афонских пещерах были?
 
Цены:
Прилёт, улёт, стоянка в Сухум (5 дней) обошлась нам в 700р.
самая настоящая страна души.надо накатывать дорожку.. 😀
Андрей,а Евы там в этом раю красивые,кстати?)
 
Ах прям душу растравили. Отличны и познавательный рассказ. Спасибо!
 
Информация о ценах за обслуживание весьма полезна тем, кто кричит, что в любом "большом" аэропорту разденут и по миру пустят.
 
@ candid
В соответствии с победной реляцией: никто не умеет так жить, как мы не умеем! (с) 😉
 
Респектище и белая зависть!!!
Маршрут потрясающий! Рассказ и фотографии отличные!
Много ценной информации. Спасибо!
Жаль только, что наша система управления воздушным движением, как и прежде, предельно не дружелюбна по отношению к нам, АОНовцам. От описанных вами приключений со всеми этими повелителями неба - ГЦ, ЗЦ, РЦ и прочими моя нервная система бы точно задымилась...   
 
успел посетить горное озеро в Рице,                                                   
Наверное ,имелось ввиду озеро Рица.Родные места, и Пицунда, и Сухум...Отличный рассказ!
Как здорово и красиво! Как всегда - молодцы!!! А на 150-й такой маршрут можно осилить?  😉
Пилотское получи сначала! 😉А потом я с тобой, без проблем!
 
Много познавательной и очень интересной информации.
Фотографиями можно любоваться и любоваться!
 
успел посетить горное озеро в Рице,                                                   
Наверное ,имелось ввиду озеро Рица.Родные места, и Пицунда, и Сухум...Отличный рассказ!
Как здорово и красиво! Как всегда - молодцы!!! А на 150-й такой маршрут можно осилить?  😉
Пилотское получи сначала! 😉А потом я с тобой, без проблем!
;D ;D ;D в процессе получения уже!!!
 
Назад
Вверх