Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Уже на подступах к зоне наткнулся на капитально сделанный пулеметный пост.
Стены и опоры для пулеметов сделаны из толстенных бревен. Доходили до меня слухи об интересных событиях связанных с работой этих расчетов у Хабарово, но об этом, совсем не рядовом событии в другой раз.

Поднялся к своим спутникам в домик.
Устал как собака и думал, что ребята меня не дождутся, все таки у них скоро смена, а ходил я с осмотром больше трех часов.
Дождались, молодцы!
Уж не помню пили чай или нет, но к 16 часам мы вышли обратно.
Натруженные ноги требовали отдыха и все мы вооружились прочными палками, прилично помогавшими при ходьбе.
Шли и обменивались мыслями по поводу увиденного.

Только к 19 30 берег, медленно подвернул к юго-западу и начались живописные бухты.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Решили идти берегом через мыс Лосева с памятным знаком - мы говорили недавно выше об этом замечательном человеке, гидрографе.

Теперь же, Саша с Наташей показали мне массивные сооружения дальнобойной артиллерии, траншеи и окопы на береговых подступах.
Представляю, сколько тут было работы и насколько напряженная была обстановка в то время.

Еще ближе к морю ЗК добывали скальный камень для строительства различных сооружений.
Видны огромные складированные кучи. Наверху одной из горушек я и увидел остатки здоровенной деревянной тачки для перевозки грузов. Другой тачки тут и не могло быть. Несмотря на восьмидесятилетнюю историю ее рама еще целая и прочная. Огромные поручни поражают - неужели ее мог таскать или катить человек!?

Что же, иду дальше и немного поодаль вижу кость человека, одиноко лежащую на открытой тундре.
Стоял как вкопанный без слов. Да и не было их..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В 19 30 пришли на станцию.

Сейчас пока пишу эти строчки, по-новой переживаю все события.
Вскоре и по Белому Носу появилась интересная информация.

Друзья, жду ваших отзывов по заметке.
Продолжение следует!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
- Волна искрит и камень гладит, на вид покатый гладкий бок.
А с моря Баренца уходит, Полярной авиации проказник
- неугомонный Северок ))
https://vk.com/video70256984_456239041

(к новому отчету)
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В Ю туб смысла нет ставить. Качество слабое, да и не мое видео. Думаю вскоре будет еще ))

Насколько уставшие были мы с дороги, даже не передать. Смутно помню что еще ходил и приводил себя в порядок в классную станционную баньку, пил поздно за разговорами чай.
Ночевал без задних ног в старейшем здании на полярке.
Окна выходят на море, которое совсем рядом и душа во сне отдыхает, погружаясь в колыбель всего живого.

С раннего утра вышел с фотоаппаратом и натянув сапоги химзащиты перешел речку - смотрю, отмечаю и фиксирую моменты по исторической части станции.
Если не лениться и слушать, что расскажут полярники, не останавливаться и искать истину самому, то можно и нужно найти массу интереснейших историй вокруг.
К обеду был готов на вылет.

От полярной станции, самолет_Северок в наборе и далее следовал по береговой линии моря.
Огромный низменный полуостров Белькова маршрутом срезал по одноименной реке.

Оленьи стада по левому крылу, трусили неспешно на уже чистый от гнуса и прохладный юг. Туда, где зимой сочный кустарник и много корма.
Путевая скорость составила от 100 до 126 км/час на всем протяжении.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Посадка в Каратайке для отдыха, спасибо нач. площадки, Алексей Вехорев.

У Эдуарда и Беллы Нефедовых дома перекусил, пили чай. Никогда не оставит его семья голодного путника.

Огород у Нефедовых далеко за Полярным кругом и радовал листочками картофеля. Несмотря на это, похвастаться особо нечем. Из-за холодного лета картоха решила не казать нос на улицу и осталась в земле ))
Провожали на вылет всей семьей.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
20 00.
Уставший от сложного полета, от прошедших непростых экспедиционных дней, подхожу к Воркуте с севера.
Посадка.

Встретили и Григорий Бегали и Сергей Берстнев на базе.
Александр Абганеев следил и отзвонился, увидев по треку со спутника мое прибытие.

Воркута.
Славный город с непростой судьбой и друзьями, которые помогают всем чем могут, хотя жизнь, ох, какая у нас всех непростая..
Еще несколько дней я у Геннадия в Воргашоре с восстановлением старенькой машинки. Здесь же зашел пожать руку Джалилу и лишний раз поблагодарить за помощь с эвакуацией самолета из тундры в недавний год.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
После уже с Вадимом Повонским встретились  в Воргашоре и ехали вместе. Хоть мы в небе, хоть на земле, он постоянно на связи и готов помочь.

Через несколько дней, самолет Северок поднялся в солнечное раннее утро.
Я очень рад, что в промежутке между регулярными транспортными и экспедиционными полетами в кабине самолета занял место мой друг, путешественник и фотохудожник, Сергей Щербак.
Еще несколько лет назад в кабине нашего самолета с пассажирской стороны появилось сдвижное окно по предложению Сергея.
Вот теперь для нового проекта пригодилось окно и Северок неотрывно к этому окну ))
  Надеюсь вскоре, Сергей снова порадует нас новым рассказом и новым сюжетом, в котором принял участие и наш самолет.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
P.S. Поезд уносил навстречу подмосковным осенним холодам и с чувством выполненного долга, я следил за меняющейся картинкой за окном.

Не смолкают и взмахом рук уже несколько месяцев встречают и провожают наш поезд активисты на пролетающей станции Шиес, протестующие против мусорной свалки.
И уважения заслуживают.

Приехал домой и полностью погрузился в домашние заботы, еще не зная, как долго придется пробыть дома.

Но все как обычно.
Неожиданно что-то тренькнуло в компе, я открыл сообщение и  маховик истории под названием "План полета - Север", снова начал медленно раскручиваться..

Продолжение следует..
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
План полета - Север.
Северок летит в становище Хабарово!

Часть 1

Осенью обычные дела.
Дети идут в садик и школу, а родители готовят свой окружающий мир к нервным потрясениям от домашних заданий и соплей связанных с ослаблением мелких организмов )

Меня вернувшегося домой после непростой экспедиции на #Вайгач с посадкой у Белого Носа и пешим походом к Хабарово, также завертело в домашней кутерьме.

Обычный день.
В компе неожиданно тренькнуло и я получил письмо от ПОРА (Проектного офиса развития Арктики) https://porarctic.ru/
в который еще пару месяц назад отправлял проект нашей экспедиции.
- Виктор если вы готовы развернуть наш флаг и снять фото и видео в основной точке экспедиции, мы вас поддержим!

Ого! Значит появилась возможность организовать новый экспедиционный полет с посадкой в историческом месте и тем самым начать новую страничку в истории становища Хабарово и увидеть как работает Малая Полярная авиация в Арктике!

Помню, также в 2016 году нас с Северком поддержало Общество Друзей Воздушного Флота во главе с Олегом Бондаревым и Северок благополучно прошел впервые зимой по окружности остров Вайгач - с посадкой в исторических местах.

Так и получается, что поддерживают друзья, кто видит опыт и старания маленького самолета. Только одно наше государство в стороне.
Так и не приняты до сих пор, не облегчены новые правила получения сертификата летной годности для Авиации Общего Назначения. Прохождение летной медкомиссии ВЛЭК для пилотов лёгкой и сверхлегкой авиации остается космической подготовкой с изрядной суммой в кошельке.
Ничего не изменилось - по прежнему учиться на частного пилота безумно дорого.

За окном ноябрь 2019 год.
Весь мир летает и развивается полным ходом. Малая авиация перевозит массу имеющего к ней отношения народа в своих странах и выполняет кучу работы от перевозки почты до заброски туристов к высокогорным стартам и на удаленные круглогодичные пляжи.

Россия.
Часть "маленьких" пилотов уже избавилось от своих ВС или сняли их с регистрации из-за непомерных налогов.
Их лётный опыт, который должен постоянно совершенствоваться в полетах и которым любая прогрессивная страна гордится и всячески его приветствует, у нас в России выброшен в мусор.

Ничего удивительного, что небо Арктики пустынно. Оно даже из-за расстояния и сложности полетов всегда было доступно далеко не каждому.
Насколько сложно, знаем из отчетов наших отцов и дедов - Полярных летчиков. Они учились летать десятилетиями, многие из них передавали опыт будущим пилотам своими жизнями и разбитыми машинами.
Теперь у нас все это впереди?
Или будущий маленький самолет с людьми поведет безаварийный робот. Но где он?
Мы до сих пор даже дроны с посылками не научились безаварийно запускать.

Штрафы же за использование воздушного пространства, наоборот для пилотов недавно выросли. Кстати, с принятием новых штрафов никаких вопросов ни в Думе, ни в руководстве страны.И никаких проволочек не возникло. Приняли быстро.

Неправда-ли есть повод поразмыслить на досуге о компетентности тех, кто занимает должности и от кого зависит развитие авиаотрасли страны.
-----------------------------------
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Что же. Продолжим.
Благодаря выделенному гранту от ПОРА, мне удалось приобрести новый аккумулятор в самолет, расходные жидкости и масла, видеокамеру, маленькую надувную лодку, ну и конечно провести все немалые дорожные расходы.
Испытания маленькой надувной лодочки проходили в небольшом подмосковном пруду под восхищенные крики детворы))

Мой друг, Владимир Богданов узнав о поездке, вручил классный широкий и легкий тент от Bask
Теперь и кабина и моторный отсек самолета Северок будут полностью защищены от дождя и снега.

В неблизкой осенней железной дороге, теплой вехой стал Котлас. Мой коллега авиатор, Геннадий Андреев отложил дела и приехал на часовую стоянку поезда. Мы отлично провели это время в общении уютного привокзального кафе.

Кропотливая сборка и подготовка самолета к непростому полету заняла несколько дней. Спасибо Григорию, уже не первый раз Северок приобретает свой полный летающий вид с его помощью.
В хвостовом отсеке изготовил и установил рамку для нового маленького аккумулятора. В связи с тем, что его вес значительно меньше прежнего, часть полезного груза самолета можно переместить ближе к хвосту, в соответствии с центровкой.

Несмотря на ответственную часть работы, с благодарностью принял предложения и рванул с Вадимом на Полярный Урал проведать производственную базу. Ехали с опытным водителем и нашим товарищем, Сергеем Дерюгиным на его Трэколе. Расстояние в одну сторону 80 километров. По раскисшей тундре вездеход шел до базы с утра до обеда, а вернулись мы уже глубокой ночью под летящим мокрым снегом.

Если вспомнить, что наш Северок закрывает этот маршрут напрямую через кряж за 40 минут, максимум час, то понимаете мое состояние.
 

Вложения

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
красавцы! ))) а батарею новую в хвосте уточните что за тип и вес?
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Сергей, приветствую.
что за тип и вес?
Долго выбирал между весом и емкостью. Для северных морозов она точно должна быть больше родного аккумулятора BMW R-1200.
У меня на самолете, после его покупки и сборки стоял 19 амперный и я его сразу заменил на более мощный и перенес в хвост, поскольку редуктор Александра Чернова значительно сместил ЦТ вперед.
Дальше и этот аккумулятор заменил. Все годы полетов на севере в хвосте стояла мощная 55ка, отличный корейский Медалист.   
Сменил его сейчас на Дельту. Емкость как заявляют 24 а/ч, а вес меньше 8 кг. Минус 5 кг от прежнего. Результат замены сравним и увидим по работе вскоре.
https://www.delta-battery.ru/catalog/eps/delta-eps-1220/
 

FANTOM

Первым делом мы испортим самолёты...
Откуда
Сибирь
Это гелиевый аккум. Для его зарядки нужно специальное импульсное зарядное. Генератор двигателя его плохо подзаряжает. Я на таком прокололся. Сначала не нарадовался - крутил как бешеный, через год начал умирать. Постоянно пытался подзаряжать его, но безрезультатно. Его раздуло и он умер. 
Понёс к аккумуляторщику на проверку, тут то мне и рассказали его особенности.
Имейте ввиду, если подсядет в глухомани, двигатель заводить будете за винт.
Кстати, он мало теряет ёмкость при минусовых температурах, если поддерживать его в "тонусе" - хорош.
 

cap850

Вертолёт - лучший транспорт
Откуда
ULAD
Не все так страшно с гелиевым аккумулятором, на многих мотоциклах и снегоходах стоят и заряжаются от генераторов прекрасно, только не любят глубокого разряда.
Как то так...
С уважением...
 

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
Прошу прощения Виктор,  а как относится народ к литий-ферум-полимерному  акумулятору больно интересная штука легонький и мощный!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо, друзья за комментарии!
По новому аккумулятору, как говорится- будем посмотреть.
Сергей, по литий-ферум-полимерному, если будет оказия, то спрошу у пользователей на местах


План полета - Север.
Северок летит в становище Хабарово!
Часть 2


Осенние погоды за Полярным кругом, это отдельная тема для рассказов пилотов авиации общего назначения..  Нередко седых волос прибавляется.
Благо, что в этот мой экспедиционный вылет еще не было перехода через ноль. Температура в раннее утро, одного из дней октября составила +7 градусов. 

Несмотря на достаточно объективные современные прогнозы по высотам, местная информация, опыт пилотирования и своевременное решение о продолжении полета для легкой и сверхлегкой авиации имеет жизненно-важное значение.
Но, ни один современный прогноз не даст вам точной информации о плотности и расположении тумана встреченного на маршруте длиной в несколько сот километров или же нижнего края дымки, вольготно раскинувшейся в пяти-десяти метрах над поверхностью.
Прогнозы-же, в лучшем случае вас просто предупредят.

Как же быть в нашем случае, если самолет попадает в такие условия на колесном шасси и над безлюдной тундрой, где нет возможности безопасно сесть с подбором, а точки посадки единичны?
Вот почему одним из важнейших показателей  благополучных полетов по ПВП в любое время года в Арктике должен быть постоянный и регулярный опыт!

А у нас же в стране все через ##пу, вместо массы опытных пилотов, мы имеем мертвое небо.
Политика дохлого страуса под названием росавиация - нет полетов, значит нет происшествий, а значит статистика на высоте!
Теперь вместо полетов, где подготовленный пилот АОН должен быть максимально собран и уверен, он, летая по-партизански не может ни выйти на радиосвязь и не стремится получать официальную информацию с зонами, ограничениями и запретами.

Теперь мы летаем на свой страх и риск , а если и сгинул где, так у чиновников за это голова не болит.
----

Юго-восточный ветер, около 6 м/сек добавлял прыти и уже после старта с Воркуты и набора высоты, полностью груженный экспедиционный самолет шел со скоростью 125 км/час.
Через 20 минут началось серьезное испытание погодой. Впереди высоты увала.
Еще имея ориентир в виде вездеходной дороги шел постепенно прижимаемый нижней кромкой, но совсем скоро такой полет стал опасен!
P.S. Запомним один раз и на всю жизнь, у нас очень мало времени на принятие решения! Самолет - не авто. Он не остановится как вкопанный, а влетит вместе с вами очень скоро туда, где все решения могут быть катастрофически запоздалыми!

Пока есть надежная связь с видимой поверхностью и безопасная высота, закладываю самолет в плотный крен, но без критических нагрузок. Всегда не просто принимать такое решение, ибо запас топлива, время и длина маршрута начинают стремительно менять расчетные значения.
Обратное возвращение и иду на запад - туда, где перед ухудшением погоды определил четкую линию горизонта.

Через несколько минут убеждаюсь в правильности. Чуть развиднелось и тут-же снова ложусь на ген. курс.  Расслабляться рано, иду на минимуме по видимости.

Через 15 минут снова ситуация осложнилась до критической. Был вынужден  опять уходить на запад и выручило то, что вывалился в  границу реки. Уже по ее фарватеру, зная что нет тут гарантированно препятствий, пошел на север.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо, что с трекера остался памятный трек о моей нервотрепке.

Прошел Каратайку в отличной видимости и удивляться нечего - поселок в низине, почти на уровне моря.
А вот через 10 минут начинаю заходить на возвышенности Югорского полуострова и тут же очередное испытание- впереди клубится и постепенно уплотняется туман. Он напоминает, что расслабляться нельзя и нынешний полет не из простых. Воткнулся вскоре на полном скаку в серую плесень.

Вираж!
И по реке Брюшина-Ю снова посыпался на запад, быстрее к Баренцеву морю! 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Ну, а далее, меня измотанного проверкой на выносливость, боги тундры неожиданно наградили погодой.
Хмарь взлетела вверх и я пошел вновь к хребту. Перевалил его благополучно и вышел к реке Тарапатаяха.
Северок продолжает движение со скоростью 123 км/час.


Через 15 минут долгожданная Амдерма и посадка на геоточке на колесном шасси. Хоть и сильно потрепанным пришел наш самолетик, но не побежденным!
Найден небольшой ровный участок на грунтовой дороге, вот там я аккуратно и сел.
Конечно, всегда Северок старается привезти, что нибудь из свежестей для поселка.

Костя встретил меня и пока мы ездили в Амдерму, чуть отошел от полета. Прошел погран проверку (всегда заранее готовлю документы для полетов в погран.зоне) и пока возвращался к самолету, еще немного пришел в себя.

И вот теперь мне остается впереди самый сложный и непредсказуемый участок.
Используя встречный западный ветер, посадить Северок в безлюдной тундре, на том кусочке дороги, построенной заключенными ЮГОРЛАГ который я занес себе в карты.
 

Вложения

Вверх