• www.aviabenzin.ru ВСЕ ДЛЯ ПОРШНЕВОЙ АВИАЦИИ: масла, запчасти, бензин, оборудование.
  • www.rentaplane.ru ПЕРВЫЙ в России официальный сервис по АРЕНДЕ САМОЛЕТОВ ДЛЯ ПИЛОТОВ.

Анодирование алюминия

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
АНОДИРОВАНИЕ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

Детали и изделия из алюминия и его сплавов на воздухе окисляются, в результате чего на поверхности образуются серые пятна, которые портят внешний вид.

Дюралюминии (алюминий) станет более красивым, если его подвергнуть анодированию, в результате которого на поверхности образуется тонкий пассивный слой, препятствующий дальнейшему окислению.

Анодированная поверхность имеет приятный серый цвет. Кроме того, после анодирования алюминиевое изделие может быть легко окрашено в любой цвет обычными анилиновыми красителями.

Сначала готовят раздельно два насыщенных раствора - питьевой соды и поваренной соли - в кипяченой воде при комнатной температуре. Для получения насыщенного раствора растворение необходимо вести не менее получаса, периодически помешивая раствор. После этого растворы должны отстояться в течение 15 минут, и их нужно профильтровать.

Затем готовят электролит путем смешивания девяти объемных частей раствора питьевой соды и одной объемной части раствора соли (9:1).

Электролит хорошо перемешивают в стеклянной посуде.

Перед анодированием деталь тщательно зачищают Мелкой наждачной бумагой, обезжиривают (можно в горячем растворе стирального порошка) и промывают в проточной воде, после чего к ней не следует прикасаться руками. Затем анодируемую деталь погружают в раствор электролита, который должен находиться в алюминиевой посуде. В качестве источника тока можно использовать регулируемый выпрямитель на напряжение 12 В и ток до 2 А или автомобильный аккумулятор.

"Плюс" источника тока присоединяют к детали, "минус" - к алюминиевой емкости с электролитом. Плотность тока должна составлять около 15 мА/см2. Для выполнения этого условия требуемую плотность тока нужно умножить на площадь поверхности детали в квадратных сантиметрах. Рассчитанное таким образом значение тока поддерживают регулировкой источника тока.

Анодирование длится около 90 мин - до тех пор, пока деталь не покроется голубовато-серым налетом. Процесс анодирования можно наблюдать по выделению пузырьков воздуха и появлению легкого серого налета на поверхности анодированной детали.

После окончания анодирования деталь промывается в проточной воде и очищается хлопчатобумажным тампоном, смоченным в растворе марганцовки, от продуктов электрохимической реакции. После этого поверхность детали становится гладкой, со светло-серым оттенком Деталь еще раз промывают в проточной воде и высушивают на воздухе.

При желании деталь после анодирования можно окрасить в растворе анилинового красителя. Красящий раствор содержит 15 г красителя и 1 мл уксусной кислоты на 1 л воды.

Окрашивание производят в подогретом до 60...80°С растворе. Длительность выдержки в растворе зависит от необходимой насыщенности цвета и обычно составляет 10...15 мин. Для закрепления окраски покрашенную деталь выдерживают в кипящей дистиллированной воде в течение 1...1,5 мин.

Для предохранения детали от механических повреждений ее полезно покрасить бесцветным мебельным лаком (НЦ).

Литература
1. Плотников В. Радиолюбительская технология.-М.: Энергия, 1978. - 198 с.
2. В помощь радиолюбителю. Вып. 108. - М.: Советский патриот. - 80 с.

В.БАШКАТОВ, 338046, Украина, Донецкая обл., г.Горловка-46, ул.Кирова, 14"А" - 42.

(РЛ-5/97)

http://un7ppx.narod.ru/info/technology/working/al.htm
 

Commodore

Старейший участник
Дмитрий, это декоративное анодирование. Покрытие получается негерметичным и продолжает корродировать. Анодирование бывает разным( http://www.mexanik.ru/336/ann336.htm ).То что нам нужно - холодное анодирование ( http://www.fishgun-master.ho.com.ua/anodirovanie1.htm ).

Хочу подойти поговорить на эту тему к людям из НПП Волна, благо недалеко, но ещё время не подошло, а из пустого трёпа о намерениях толку никакого.

/me
 

samodelkin_33rus

Я люблю этот Форум!
Мы пробовали по разному защищать аллюминий , точнее дюраль. Но пока лучше грунтовки ВЛ-02 мне кажется вряд-ли что найдете. После грунтования цвет становится благородно-золотистым, и после сушки практически очень трудно даже поцарапать покрытие. И краска ложится по нему идеально. :IMHO ;D
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Спасибо Commodore!

Статья http://www.fishgun-master.ho.com.ua/anodirovanie1.htm то, что нужно. До кучи узнал как повысить адгезию композитов к алюминию. Оказывается нужно сделать холодное анодирование и адгезия будет великолепной  :eek:. Это было большой проблемой и мы бились с этой тематикой долго и решаем применением только одного типа эпоксидок, который дает хорошую адгезию к алюминию, а тут всё очень просто, обработал деталь и всё  ;D, а эпоксидка злобная подходит к концу тем временем.

Буду пробовать у себя холодное и теплое анодирование видимо теперь  ;). И схожу в аптеку за зеленкой  ;).
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Насчет грунтовки -
Есть некоторые детали, которые не хочется грунтовать, а необходимо покрыть очень тонким защитным слоем. Как выясняется всё не сложнее самогонного аппарата  ;D

А нет ли у кого случайно не нужного холодильника  с морозильной камерой :-?
 

andrey

ОКБ "Дельфин"
[highlight]А нет ли у кого случайно не нужного холодильника  с морозильной камерой[/highlight]
Дима, а чего ты раньше не сказал? Мы б тебе в нагрузку к фрезеру, холодильник подарили бы  ;D Вот только как бы ты попер его из Питера :-?
А там в конце статьи красным шрифтом про гремучий газ читал? В морозильной камере опасной концентрации достичь гораздо легче ;)
 

Verkhunoff

Новичок на форуме
Оптимальная плотность тока для разных алюминиевых сплавов колеблется в крайне широких пределах – от 0,2 до 5 А/дм. На качество покрытия эта величина оказывает очень большое влияние. По этим причинам лучше всего применить какой нибудь регулируемый, но стабилизированный источник тока и поэкспериментировать. Хотя для неответственных деталей, согласен, вполне подойдёт аккумулятор с реостатом – посчитать площадь и выставить ток около 2,5А/дм (для Д16Т). Так же очень желательно деталь вначале декапировать. Эта процедура имеет вдобавок ко всему один положительный побочный эффект – чётко проявляются места недостаточного обезжиривания. Закреплять плёнку конечно же лучше умными ГОСТовскими составами, но простого кипячения около часа обычно вполне достаточно. А вот оксидировать на морозе, как предлагает автор – любитель фишганов, - нам в голову ни разу и не пришло! Любопытно. Надо будет как нибудь попробовать.)
 

Verkhunoff

Новичок на форуме
Проще говоря - стравить окисную плёнку, которая у алюминиевых сплавов мгновенно образуется на воздухе. Ежели деталь только что выточена-выфрезерована, то её, правильнее всего - мгновенно обезжирить, промыть и положить храниться в воду. Полежит на воздухе – хоть чуть-чуть - покроется тонким слоем алунда. На качестве покрытия это отразится однозначно. Подтравить, очень хорошо промыть и потом оксидировать.
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
[highlight]А нет ли у кого случайно не нужного холодильника  с морозильной камерой[/highlight]
Дима, а чего ты раньше не сказал? Мы б тебе в нагрузку к фрезеру, холодильник подарили бы  ;D Вот только как бы ты попер его из Питера :-?
А там в конце статьи красным шрифтом про гремучий газ читал? В морозильной камере опасной концентрации достичь гораздо легче ;)
Из Питера холодильник тащить это круто. Тебе Сергей не рассказал с каким зазором входит станок в поезд? Мы его еле впихнули в вагон  :eek:.

Идея насчет холодильника следующая -
В ванну помещается пластиковая трубка в виде спирали (как в самогонном аппарате). Второй контур помещается в морозильную камеру (можно взять автомобильный радиатор и вентилятор). Обе системы заливаются тосолом и в контур вставляется насос. Эта система нужна только для обслуживания холодного процесса.
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Как стало понятно из статьи основными факторами, кроме подготовки поверхности, являются выдерживание одинакового тока во время всего процесса и одинакового времени при заданной температуре. То есть в принципе данный процесс очень легко автоматизировать. Можно сделать небольшой контроллер для управления током с функцией таймера и любой "чайник" сможет держать тех.процесс с точностью, большей, чем вручную. При этом повторяемость будет идеальной. Видимо сделаем подобную железку сразу после тестирования самого метода.
 

vas

Люблю вертолеты! В них все вращается и вибрирует!
Откуда
Москва
Идея насчет холодильника следующая -
В ванну помещается пластиковая трубка в виде спирали (как в самогонном аппарате). Второй контур помещается в морозильную камеру (можно взять автомобильный радиатор и вентилятор). Обе системы заливаются тосолом и в контур вставляется насос. Эта система нужна только для обслуживания холодного процесса.
Если уж заморачиваться, то проще выдрать из старого холодильника всю систему целиком и засунуть испаритель непосредственно в электролитическую ванну. Или - более долговечный вариант - засунуть в ванну с тосолом, а в нее вставить уже электролитическую ванну.
Или даже еще проще. Пложить холодильник на спину, законопатить эпоксидкой дырки в холодильной камере - благо она пластиковая и дырок не много- налить тосол или просто соляной раствор, и погрузить туда электролитическую ванну. А для снижения потерь накрыть куском пенопласта - оставить только дырки для отвода газов.

Но если холодное анодирование требуется лишь эпизодически, то самое простое - наморозить льда, насыпать в ведро, залить водой, вставить в этот суп электролитическую ванну. (электролит стоит тоже заранее охладитьв холодильнике, чтобы потом не ждать). Система вода+лед будет автоматически поддерживать ноль градусов пока весь лед не растает. Если лед растаил раньше, чем кончился процесс, - досыпать еще льда, а лишнюю воду слить.

И кстати, заданный ток могут поддерживать многие лабораторные источники питания. Заходишь в Чип и Дип - там такого добра...
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Я пока только думаю над конструкцей системы охлаждения. Хочется разделить холодильную часть и не регулировать мощность охлаждения в ней. Регулировку охлаждения вынести во вторичный водяной (тосольный контур). Не хочется трогать фреоновй контур.
 

Verkhunoff

Новичок на форуме
А не проще ли взять щавелевую или хромовую кислоту и не заморачиваться с девайсами? Хотя, действительно любопытно - что получится при анодировании при минусовой температуре. Ставьте нас в известность.)
 

andrey

ОКБ "Дельфин"
Идея "вода+лед" для экспериментов, пожалуй, самая "незаморочистая". А вот в случае удачного завершения эксперимента - можно подумать и о "фундаментальном подходе".
 

vas

Люблю вертолеты! В них все вращается и вибрирует!
Откуда
Москва
А не проще ли взять щавелевую или хромовую кислоту и не заморачиваться с девайсами? Хотя, действительно любопытно - что получится при анодировании при минусовой температуре. Ставьте нас в известность.)
Про хромовую кислоту понимаю - мощнейший окислитель, но какая польза от щавелевой?
Может просветите старого химика, может я от жизни отстал?
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Сегодня попробовали анодирование. Довольно легко получается твердое (холодное) анодирование, цвет алюминия становится золотистый. Источник тока должен быть довольно мощный.
 

Commodore

Старейший участник
Администратор, а нервюры 900х160х0,5 анодируете? 16 штук лежат, можно попробовать. Никаких царапин при последующем монтаже - это же классно!

/me
 
Вверх