Часть 1
По сравнению с 2014 годом импортозамещение сегодня воспринимается уже как устойчивая тенденция в дальнейшем экономическом развитии России. Особенно ярко она проявилась в такой консервативной области знаний, как двигателестроение, в котором против нас была применена тактика жёстких запретов на технологии, которых у нас пока нет. Основной удар был нанесён по кооперации в авиационном и судовом двигателестроении. Об этом даже начали открыто говорить с высоких трибун, а также с некоторых пор выделяются немалые государственные ресурсы на их возрождение и развитие, а точнее на «создание заново компетенций». Возможно, благодаря этому, уже сегодня начинают проявляться первые признаки оживления в разработках новых технологий у таких российских флагманов как, например, ЦИАМ – авиа, Коломенский завод – море (Д500).В этой связи предлагается начать обсуждение новых разработок на примере авиационного двигателя для малой авиации, которую ЦИАМ представил в прошлом году на «МАКС-2019».
Это 1-секционный РПД Ванкеля рабочим объёмом – 386 см3 и максимальной мощностью – 100 л.с.(при 6600 об/мин). На его основе по программе импортозамещения предусматривается разработка авиационного РПД в полтора раза большей максимальной мощностью для замены австрийского двигателя «Ротакс 912», который сегодня преимущественно эксплуатируется в российской легкомоторной авиации.
После развала в прошлом веке ВАЗовской лаборатории РПД это, пожалуй, первое достойное отечественное воплощение роторной тематики. Двигатель получился внешне аккуратный и лаконичный. Его появление вселяет надежду, что и в 21-м веке мы ещё способны обладать собственными компетенциями в роторной технологии ДВС, вдобавок теперь уже и при активизации применения новых современных материалов, по которым мы никому, по меньшей мере, не уступали и прежде.
Часть 2
Однако, как говорится, «в каждой ложке мёда, всегда есть своя бочка дёгтя».Во-первых, по сравнению с поршневым ДВС, первые создатели механизма которого давно затерялись в веках, у молодого (64-летнего) РПД имени Феликса Ванкеля за границами России наверняка есть официальные правопреемники, которые в очередной раз хотели бы заработать на продаже лицензии по использованию РПД в исследовательских либо коммерческих целях. А если, как теперь водится, не продадут? Поэтому подобное «импортозамещение» уместно было бы поставить в кавычки. Кроме того, без наличия данной лицензии у любого импортнозамещения сразу пропадает экспортный потенциал, который всегда желателен для подобно рода технологических решений.
Во-вторых, использование турбонаддува в комбинированном двигателе – это тоже уже давно известный приём, который применялся в авиационных ДВС ещё до появления на свет первого РПД Ванкеля. Как, впрочем, и применение редуктора в приводе воздушного винта.
В то же время программа импортозамещения – это, наверное, не просто копирование, с некоторыми собственными вариациями, чего-то, кем-то и когда-то изобретённого. Скорее всего, это должен быть творческий процесс создания нового технического решения, определяющего собой не то чтобы прошлый, но даже и не современный взгляд на развитие чего-то уже известного. Прежде всего, импортозамещение видится, как практическое действие, направленное в перспективу существования и развития рассматриваемой технологии.
В связи с этим, предложил бы коллегам начать обсуждение с вопроса: не похоже ли такого рода импортозамещение на обычное копирование?