Попытка Узбекистана возродить авиастроение
Сегодня
1970
3 мин
В Узбекистане начнут выпускать самолеты СП-30, разработанные российским ООО «Первое опытно-конструкторское бюро». Производственную линию разместят в современном комплексе площадью 6 тыс. м² в Навои. Здесь будут создавать как пилотируемые, так и беспилотные аппараты этого проекта. Соглашение о сотрудничестве заключили 30 апреля 2025 года между АО «Дирекция Свободной экономической зоны „Навои“» и российским разработчиком. Детали можно найти на сайте ООО.
На выставке MSITF-2025 в Ташкенте, которая проходит с 29 мая по 1 июня, представили гражданский самолет СП-30. Издание Event.uz сообщает, что он предназначен для обучения, туризма, сельского хозяйства и мониторинга. Благодаря возможности взлетать с коротких и неподготовленных полос, самолет идеально подходит для регионов с неразвитой авиацией.
«В ближайшее время планируется выход на рынок самолёта, доступного каждому», — считает Event.uz. Неясно, смогут ли жители Узбекистана позволить себе покупку СП-30 за 120 тыс. долларов. Презентация самолета стала важным шагом в развитии малой авиации в стране. Это расширит авиационную инфраструктуру и улучшит транспортную доступность в удаленных регионах.
По словам генерального директора СЭЗ «Навои», Хабиба Абдуллаева, проект оценивается в 30 млн долларов и рассчитан на три года. К третьему году планируется выпустить 100 самолетов. Первый СП-30 должен взлететь в октябре 2025 года.
СП-30 — это легкий двухместный цельнометаллический самолет, разработанный Таганрогским ОКБ. Он относится к сверхлегким воздушным судам и весит около 495 кг. Максимальная скорость — 150 км/ч, крейсерская — 120 км/ч. Минимальная скорость — 58 км/ч. Самолет может летать только днем и при хороших погодных условиях при температуре от -10 до +30 градусов.
На СП-30 установлен четырехцилиндровый поршневой двигатель Zongshen из Китая. Шасси оснащено гидравлическими тормозами, цельнометаллическими рессорами и управляемой передней стойкой. Система управления включает тяговое управление элеронами, рулем высоты и рулем направления. Самолет может перевозить до 220 кг груза и расходует от 17 до 22 литров топлива в час.
СП-30
Выбор двигателя связан с несколькими факторами. Во-первых, он сделан в Китае, что снижает риски санкций и обеспечивает надежность производства. Во-вторых, использование обычного бензина уменьшает эксплуатационные расходы. Наконец, простая конструкция упрощает обслуживание и ремонт.
Двигатель мощностью 100 лошадиных сил приводит в движение трехлопастной винт диаметром 1850 мм. Охлаждение осуществляется воздухом на цилиндрах и жидкостью на головках. Двигатель работает на бензине АИ-95, что делает его доступным и снижает расходы.
В Узбекистане самолет будет стоить около 9,6 млн рублей (122 тыс. долларов), включая регистрацию и доставку. Это делает СП-30 доступным для состоятельных граждан и бизнеса, сохраняя конкурентоспособные цены.
В советское время авиастроение Узбекистана стремительно развивалось благодаря крупным предприятиям и научно-техническим центрам. Одним из ключевых игроков был Ташкентский авиационный завод № 84 имени Чкалова, эвакуированный в Ташкент в 1941-1942 годах из Химок под Москвой. На предприятии выпускали военные и гражданские самолеты: Ли-2, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22 "Антей", а также модификации Ил-76 и Ил-114.
После распада СССР ТАПОиЧ столкнулся с серьезными трудностями. Независимому Узбекистану не требовалась его продукция, что привело к сокращению заказов, финансовым проблемам и потере связей с другими предприятиями.
Закрытие авиационного производства вызвало уменьшение производственных мощностей. В результате появился Ташкентский механический завод (ТМЗ), который занялся ремонтом, металлообработкой и выпуском неавиационной продукции. Узбекистан утратил статус авиационной державы, а ТАПОиЧ стал символом прошлого величия.