Виршубский И.М. "Вихревые компрессоры" 1988 г. У меня книга в бумажном виде. Пытался найти её на файлообменниках, не нашёл, может плохо искал.
Это так. Я использовал вихревой нагнетатель как гомогенизатор поступающей топливо-воздушной смеси. Незначительный наддув несколько компенсирует потери во впускном тракте, а вот вращательное, тороидальное движение воздуха в рабочем канале способствует интенсивному перемешиванию смеси. Возникающий подогрев воздуха будет расходоваться на испарение топлива. Таким образом я планирую избавиться от топливной плёнки, на стенках впускного канала, в обязательном порядке возникающей во всех карбюраторных двигателях. Ну а небольшая степень повышения давления это как "приятный довесок".
Классический центробежный нагнетатель хорош только при непосредственном впрыске, при карбюраторном питании такие нагнетатели не полностью разбивают топливную плёнку. Хотя центробежный нагнетатель по своим характеристикам существенно превосходит вихревой нагнетатель. Вихревой нагнетатель я использую для улучшения смесеобразования при работе на керосине и карбюраторном смесеобразовании. Для авиации АОН с высотами полёта не более 4 км, центробежный нагнетатель наверное избыточная вещь. Для центробежного нагнетателя нужен мультипликатор с компенсирующей фрикционной муфтой. Вихревой нагнетатель устанавливается непосредственно на вал двигателя и во всех остальных прибамбасах не нуждается. Если используете L-камеру, то небольшой подпор на впуске способствует улучшению наполнения цилиндра и фактически сравнивает его с обычной 2-х клапанной верхнеклапанной схемой. L-камера является вихревой, по своей сути, и наиболее приспособлена для работы на тяжёлых топливах типа керосина. Большая степень сжатия тут не нужна, ССЖ=8 вполне достаточно. Это уже доказали бельгийцы со своим "D-мотор", да и "Вихри-30" тоже работают на авиакеросине вполне себе нормально. У нас на заводе был двигатель "Гном-4" который вполне себе хорошо работал на авиакеросине со степенью сжатия 7 и питанием от карбюратора К-60. Запуск и прогрев производился на бензине. На двигателях ЗИЛ-120 мы на Севере тоже вынужденно использовали керосин когда не было бензина. Тут главное добиться испарения топлива каким либо путём.