Ссылка из Большой Воронежский Форум
http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=745474
И стали известны их имена
Завтра – День Победы
С места события | Через 72 года на месте рядовой драмы военного времени встал на бобровской земле ещё один гранитный знак Победы
Мечётка – в дальнем углу Бобровского района. Накануне над селом висели тучи, шёл ледяной дождь, но 6 мая небо засинело просветами, и солнце стало проглядывать сквозь облака. К 11 утра люди потянулись на окраину села. Шли взрослые и школьники, ветераны, опираясь на палочки, на пиджаках и военных мундирах участников Великой Отечественной войны позвякивали награды. Легковые машины привезли гостей из райцентра, а из небольшого автобуса вышла группа военнослужащих с карабинами в руках – почётный караул прибыл с военного аэродрома в Бутурлиновке.
Борис ВАУЛИН
с.Мечётка, Бобровский район Воронежской области
Недалеко от крайних домов Мечётки, на лугу, небольшая площадка была огорожена невысоким чугунным заборчиком и выложена тротуарной плиткой. Под покрывалом угадывалось что-то объёмное. Возле площадки, на скамеечках, сидели пожилые женщины. Из динамиков раздавались всенародно известные и любимые песни военных лет. Когда зазвучала «Вставай, страна огромная…», многие начали вытирать слёзы, вспоминая горестное лихолетье сороковых годов. Но зазвучал «День Победы», и настроение изменилось.
Митинг по случаю открытия памятного знака открыла глава Мечётской сельской администрации Нина Панова. Она предоставила слово Александру Кожеурову, который родился и жил в этом селе, был свидетелем того памятного трагического события, потом он подростком ушёл в Действующую армию, стал сыном полка, служил в военной разведке и в звании полковника вышел в отставку.
Статный пожилой человек сказал несколько слов, подошел к знаку и снял покрывало. Динамики разнесли по округе торжественные звуки Гимна России.
На гранитной глыбе – черная мраморная доска, на которой значатся четыре фамилии воинов Красной Армии. Экипаж бомбардировщика, возвращавшегося с боевого задания 8 июля 1942 года, на линии фронта был подбит немецким истребителем, загорелся в воздухе и упал. Вот имена погибших. Штурман, младший лейтенант Ишуков Александр Иванович, 1920 года рождения; стрелок, старшина Каменский Виталий Григорьевич, 1917 г.р.; радист, младший сержант Маценко Николай Григорьевич, 1916 г.р.; пилот, старший сержант Падалка Степан Семёнович, 1920 г.р.
Семьдесят два года они числились пропавшими без вести, и вот теперь, накануне светлого майского праздника, обрели имена.
Живые отдали долг павшим.
Рассказывает очевидец тех давних событий Павел Бельков: «Помню каким ясным был тот июльский день. Я был на улице вместе с другими деревенскими мальчишками и вдруг услышал какой-то надсадный звенящий звук. Посмотрел вокруг и увидел, как изза леса, с другой стороны речки, прямо на деревню летит большой самолёт, а хвост его объят пламенем. Он быстро снижался, зацепил крылом угол сарая, его тряхнуло, оторвалась фугасная бомба, полетела вперёд, выбила дверь в хате и влетела в неё. Самое удивительное, что взрыва не произошло. Самолёт тут же рухнул и стал гореть черным пламенем».
Дополняют картину военной трагедии местные жительницы Анастасия Лоторева и Елена Мельникова. Нынешнее торжественно-траурное событие возвратило их память в детскую пору. Им было по 12 лет, и они помнят весь ужас гибели молодых лётчиков: «На следующий день приехали сапёры, разрядили упавшую бомбу, а мы собирали косточки наших ребят и складывали их в ящик».
Останки пилотов захоронили тут же, рядом с местом, где упал самолёт. Полтора десятка лет они так и пролежали под бугорком земли на месте своей гибели.
Только в сентябре 1957 года исполком Воронежского областного Совета депутатов трудящихся принял решение «О мерах по дальнейшему благоустройству братских могил и исторических памятников»
По всей области начали искать и расспрашивать жителей сел и деревень, находившихся в прифронтовой полосе, где могут быть временные захоронения павших воинов. Вспомнили и о сгоревшем на окраине Мечётки самолёте и погибших пилотах. Решено было срочно «завершить строительство капитального обелиска в парке пос. Хреновое и произвести к нему перезахоронение останков погибших из одиночных могил».
Павла Белькова судьба ещё раз заставила прикоснуться к этой военной драме. В октябре того же года парню пришла повестка на службу в армию.
20-го числа он поехал в военкомат, в райцентр Хреновое, но отправился на грузовой машине не один. Комсомольцу дали ответственное поручение: доставить в район ящик с останками воинов погибшего самолёта.
Вот что писала 23 октября 1957 года районная газета «Путь Ильича»: «На гражданских похоронах не бывает строя. Не было его и при перезахоронении останков погибших воинов. Но люди были объединены чувством любви к Родине, к тем, кого они сегодня хоронят у памятника. Имена многих погибших не знает и не узнает никто. Но эти неизвестные солдаты, защитники Отечества, в равной степени близки нам. И мы, оставшиеся в живых, будем чтить их светлую память».
Возможно, безымянные так и остались бы навсегда таковыми – сколько тысяч их лежит в братских могилах! Однако живут в Боброве неравнодушные люди, которые уверены, что перед защищавшими и погибшими за независимость нашей Родины мы все в неоплатном долгу.
– Сегодня слова «честь», «совесть», «патриотизм», «любовь к Родине» многие воспринимают не так, как раньше, – сказал на открытии памятного знака заместитель главы администрации Бобровского района Юрий Шашкин. – Но все мы, жители бобровской земли – и пожилые люди, и та молодёжь, которая собралась здесь, на этом печальном месте, не должны быть иванами, не помнящими родства. Герои-пилоты погибли, чтобы мы жили, и мы должны сделать всё, чтобы павшие не оставались безымянными. Нам удалось поднять из забвения их имена, и это наша маленькая победа. Спасибо всем за неё.
Когда Юрий Шашкин узнал об этой истории военного времени, то она не давала ему покоя, и он при каждом удобном случае старался хоть что-то разузнать: встречался с жителями Мечётки, увлёк поиском главу села Нину Панову, посылал запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ, познакомился с поисковиком из Новой Усмани Николаем Хомяковым и тот предоставил немало данных, связанных с последним полётом самолёта.
В поиск включились директор районного музея Елена Степанова, военком Анатолий Буйлов, сотрудники отдела молодежной политики, отдела образования. Нашли не только протоколы заседаний советских органов полувековой давности, но и удалось добыть документы, в которых упоминалось о сгоревшем самолёте «Бостон» американского производства и его экипаже.
Это было огромной удачей.
Общие усилия и привели в конце концов к радостному для всех результату: выяснились фамилии всех лётчиков. 9 мая мраморная доска с их именами будет установлена и на месте захоронения в Хреновом.
…Сухо треснул тройной залп почётного караула. Звучат стихи о военных годах в исполнении учеников местной школы. Торжественно-печально льётся песня в исполнении ансамбля самодеятельности местного Дома культуры:
Горят над могилами павших
Победные звёзды страны,
Сужается круг прошагавших
Дорогами прошлой войны…
Звенят молодые голоса, вытирают слёзы пожилые женщины, вспоминающие горестные годы войны, ветер треплет седые волосы и позвякивает тремя десятками наград на пиджаке 90-летнего рядового солдата-пулемётчика Ивана Козловцева.
Старый воин, как и две молодые берёзки, высаженные по краям гранитного камня, стоят под порывами майского ветра и слушают песню памяти.
Источник: газета «Коммуна» № 62-63 (26278-26279), 08.05.2014 г.
Фото Михаила Вязового;
Фото военной поры: экипаж подбитого под Мечёткой самолёта «Бостон-3»