Leon CX
Будь просто - смог бы каждый...
Поскольку тема интересна для многих, предлагаю маленький обзор по экструдрованным алюминиевым роторам для автожиров и их истории.
Даный обзор носит чисто информативный характер с ознакомительной целью.
В основном я буду вести речь о Европейских лопастях и их производителях, так как они географически ближе ко мне.
Даный обзор предлагаю пополнять Вашими коментариями и материалами но по возможности не превращать ветку во флуд.
Русский язык не является родным для меня, поэтому, как говорится, извиняйте за стилистические орфографические ошибки и также опечатки (русской «клавы» также нет, и тыкаю «всоепую», поскольку тыкать предстоит много – ошибки точно будут).
Для полноты картины и лучшего понимания «почему и как» и «как к этому пришли», советую ознакомится с историческими материалами по вертолетах и эволюции лопасти как таковой.
Не вдаваясь в подробности замечу, что сегодня преимущественно эксплуатируются три типа лопастей на серийных Европейских автожирах и/или предлагаются для продажи как отдельный «продукт»:
- композитная лопасть
- композитная лопасть с екструдированым лонжероном (или же частично экструдированная лопасть с композитной оболочкой)
- алюминиевая экструдированая лопасть (обзор которой и планируется в даном опусе)
Итак, в первую очередь, что такое экструзия ? Смотрим Википедию http://ru.wikipedia.org/wiki/Экструзия_(технологический_процесс) : «Экстру[ch769]зия (от позднелат. extrusio — выталкивание) — технология получения изделий путем продавливания расплава материала через формующее отверстие.» Тоесть расплавоеный сплав продавливается сквозь формирующее отверствие (фильеру) для получения необходимого профиля.
Кому интересно, может ознакомится с часто задаваемымы вопросами о екструдировании ал. профиля - http://www.azkom.ru/main.mhtml?Part=99
Единственное преимущество экструдированных лопастей по сравнении с композитными, это цена., по всем остальным характеристикам алюминиевые лопасти уступают композитным
и имеют ряд ограничений (например замена по регламенту, а не по состоянию, практически невозможность сделать крутку (хотя и это делают американцы)).
Именно цена стала решающим фактором для ряда изготовителей автожиров перейти на дешевые экструдированные лопасти (даже еслы Вы увидите в сети аргументы в пользу качеств алюминиевых роторов – это скорее всего лишь реклама).
Не каждий алюминиевий сплав получается экструдировать в силу его физико-механических и химических свойств, поэтому чаще всего в качестве материала лопасти используют те же материалы, из которых изготавливают «станочный» (или индустриальный) профиль. Это также экономически обосновано – необходимый материал уже есть на предприятии и цена екструзии будет дешевле.
Многие предприятия предлагают термообработку, финишную обработку, уплотнение поверхности и тот или иной вид покрытия – естественно все эти дополнительные сервисы стоят денег (иногда не малых).
Известные мне серийные производителей экструдированных алюминиевых лопастей в Европе на сегодня:
- Ксавье Аверсо - Франция - Averso Xavier http://www.averso.info/ (используются на DF-02, BRAKO Gyro)
- Жан-Пьер Долеак – Франция - http://www.aircopter.fr (использовались на ранних МТО и Хенон)
- HTC (MTO-03, MTO-Sport, Calidus) Германия http://www.auto-gyro.com/
- AIRBET (GIRABET) Испания http://www.airbet.net/ (пока очень мало информации по ним к сожелению...)
Также есть изготовители лопастей, использующих алюминиевый экструдат как основу своих композитных лопастей, это:
- ELA http://www.elaaviacion.com/
Полностью композитные лопасти представлены:
- Витторио Магни http://www.magnigyro.it/
Интересно, что полностью экструдированная лопасть появилась не просто так, а в процессе эволюции, и как ни странно эта еволюци имела место быть во франции – приблизительно в одно время два французких производителя лопастей отказались от композитной лопасти с екструдированным носиком в пользу полностью экструдированной лопасти (наверное под влиянием своих американских коллег ?).
Прародителем же лопастей (как и автожира) в Европе принято считать Юка Тервамаки (Jukka Tervamaki - http://home.icon.fi/~jtki/index.html ).
Такие метры как Аверсо, Магни и Далеук являются его последователями и уже они за 30 лет превратили композитные лопасти Юка в cовременные композитные лопасти Магни , ЕЛА и эксрудированные Аверсо, Делаук, HTC.
Владеть экструзией – это не значит, владеть лопастью: превращение экструзии в лопасть и последуюшая балансировка ротора есть процес достаточно трудоемкий и имеет много подводных камней, которые изготовители стараются держать в тайне (и есть тому основания). Также требуется кой какая оснастка, измерительня аппаратура и станки мех обработки.
Поэтому новичкам советуют покупать готовый ротор, а не заморачиватся с покупкой экструзии.
К слову сказать некоторые именитые производители автожиров так и не научились балансировать свои роторы как следует и это объяснимо - мастерство требует опыта и времени....
Даный обзор носит чисто информативный характер с ознакомительной целью.
В основном я буду вести речь о Европейских лопастях и их производителях, так как они географически ближе ко мне.
Даный обзор предлагаю пополнять Вашими коментариями и материалами но по возможности не превращать ветку во флуд.
Русский язык не является родным для меня, поэтому, как говорится, извиняйте за стилистические орфографические ошибки и также опечатки (русской «клавы» также нет, и тыкаю «всоепую», поскольку тыкать предстоит много – ошибки точно будут).
Для полноты картины и лучшего понимания «почему и как» и «как к этому пришли», советую ознакомится с историческими материалами по вертолетах и эволюции лопасти как таковой.
Не вдаваясь в подробности замечу, что сегодня преимущественно эксплуатируются три типа лопастей на серийных Европейских автожирах и/или предлагаются для продажи как отдельный «продукт»:
- композитная лопасть
- композитная лопасть с екструдированым лонжероном (или же частично экструдированная лопасть с композитной оболочкой)
- алюминиевая экструдированая лопасть (обзор которой и планируется в даном опусе)
Итак, в первую очередь, что такое экструзия ? Смотрим Википедию http://ru.wikipedia.org/wiki/Экструзия_(технологический_процесс) : «Экстру[ch769]зия (от позднелат. extrusio — выталкивание) — технология получения изделий путем продавливания расплава материала через формующее отверстие.» Тоесть расплавоеный сплав продавливается сквозь формирующее отверствие (фильеру) для получения необходимого профиля.
Кому интересно, может ознакомится с часто задаваемымы вопросами о екструдировании ал. профиля - http://www.azkom.ru/main.mhtml?Part=99
Единственное преимущество экструдированных лопастей по сравнении с композитными, это цена., по всем остальным характеристикам алюминиевые лопасти уступают композитным
и имеют ряд ограничений (например замена по регламенту, а не по состоянию, практически невозможность сделать крутку (хотя и это делают американцы)).
Именно цена стала решающим фактором для ряда изготовителей автожиров перейти на дешевые экструдированные лопасти (даже еслы Вы увидите в сети аргументы в пользу качеств алюминиевых роторов – это скорее всего лишь реклама).
Не каждий алюминиевий сплав получается экструдировать в силу его физико-механических и химических свойств, поэтому чаще всего в качестве материала лопасти используют те же материалы, из которых изготавливают «станочный» (или индустриальный) профиль. Это также экономически обосновано – необходимый материал уже есть на предприятии и цена екструзии будет дешевле.
Многие предприятия предлагают термообработку, финишную обработку, уплотнение поверхности и тот или иной вид покрытия – естественно все эти дополнительные сервисы стоят денег (иногда не малых).
Известные мне серийные производителей экструдированных алюминиевых лопастей в Европе на сегодня:
- Ксавье Аверсо - Франция - Averso Xavier http://www.averso.info/ (используются на DF-02, BRAKO Gyro)
- Жан-Пьер Долеак – Франция - http://www.aircopter.fr (использовались на ранних МТО и Хенон)
- HTC (MTO-03, MTO-Sport, Calidus) Германия http://www.auto-gyro.com/
- AIRBET (GIRABET) Испания http://www.airbet.net/ (пока очень мало информации по ним к сожелению...)
Также есть изготовители лопастей, использующих алюминиевый экструдат как основу своих композитных лопастей, это:
- ELA http://www.elaaviacion.com/
Полностью композитные лопасти представлены:
- Витторио Магни http://www.magnigyro.it/
Интересно, что полностью экструдированная лопасть появилась не просто так, а в процессе эволюции, и как ни странно эта еволюци имела место быть во франции – приблизительно в одно время два французких производителя лопастей отказались от композитной лопасти с екструдированным носиком в пользу полностью экструдированной лопасти (наверное под влиянием своих американских коллег ?).
Прародителем же лопастей (как и автожира) в Европе принято считать Юка Тервамаки (Jukka Tervamaki - http://home.icon.fi/~jtki/index.html ).
Такие метры как Аверсо, Магни и Далеук являются его последователями и уже они за 30 лет превратили композитные лопасти Юка в cовременные композитные лопасти Магни , ЕЛА и эксрудированные Аверсо, Делаук, HTC.
Владеть экструзией – это не значит, владеть лопастью: превращение экструзии в лопасть и последуюшая балансировка ротора есть процес достаточно трудоемкий и имеет много подводных камней, которые изготовители стараются держать в тайне (и есть тому основания). Также требуется кой какая оснастка, измерительня аппаратура и станки мех обработки.
Поэтому новичкам советуют покупать готовый ротор, а не заморачиватся с покупкой экструзии.
К слову сказать некоторые именитые производители автожиров так и не научились балансировать свои роторы как следует и это объяснимо - мастерство требует опыта и времени....