Яковлев, Александр Сергеевич

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Внимательно прочитав документ приведённый в #135,и вспомнив историю И-153,и пришёл к парадоксальному выводу:
Поликарпов,создав [highlight]по своей инициативе[/highlight] удачный и совершенный истребитель-биплан И-153,нанёс этим большой вред и себе лично,и нашим ВВС.Учитывая очень большой объём работ проводимый его КБ, этот бесперспективный самолёт делался наверняка в ущерб И-180 и ВИТам. Не отвлекайся он и наша авиапромышленность на "Чайку",глядишь И-180 раньше бы вышел на испытания и был реально запущен в пр-во!
Печально,что Поликарпов начав свою деятельность Главного Конструктора со скоростного истребителя-моноплана (ИЛ-400),и однажды опередив всех на этом пути (И-16),похоже долго не имел СВОЕГО представления ,каким будет самолёт этого типа в будущем. :(
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
и однажды опередив всех на этом пути (И-16),похоже долго не имел СВОЕГО представления ,каким будет самолёт этого типа в будущем.
Ну, это бывает- все же люди, не роботы какие...
Вот у нынешних вообще никаких мыслей нет- и не только про истребители...
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
Пунктиком" Поликарпова была маневренность.
Тов. Поликарпов в 1940-м году явно не понимал главного, что при прочих равных скоростной истребитель выигрывает у маневренного. Это просто приговор ему как конструктору.
Да. И такие верткие тихоходы как И-17, И-200, ИТП, ТИС, И-180, И-185 недвусмысленно свидетельствуют в поддержку Вашей точки зрения.
:p
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
[
Внимательно прочитав документ приведённый в #135,и вспомнив историю И-153,и пришёл к парадоксальному выводу:
Поликарпов,создав [highlight]по своей инициативе[/highlight] удачный и совершенный истребитель-биплан И-153,нанёс этим большой вред и себе лично,и нашим ВВС.
Думаю, пародаксальность значительно снизится, если разобраться с тем, можно ли считать удачным и совершенным самолет, не попавший в свое время, опаздавший. Да, сегодня можно, используя накопленный опыт и современные технологии, создать совершенное кремневое ружье, вопрос зачем.

Учитывая очень большой объём работ проводимый его КБ, этот бесперспективный самолёт делался наверняка в ущерб И-180 и ВИТам. Не отвлекайся он и наша авиапромышленность на "Чайку",глядишь И-180 раньше бы вышел на испытания и был реально запущен в пр-во!
А еще стоит учесть силы и средства, потраченные на производство 3,5 тыс. "Чаек".

Печально,что Поликарпов начав свою деятельность Главного Конструктора со скоростного истребителя-моноплана (ИЛ-400),и однажды опередив всех на этом пути (И-16),похоже долго не имел СВОЕГО представления ,каким будет самолёт этого типа в будущем. :(
Ну, то, что, по моему мнению, И-16 тоже был негодным истребителем я уже говорил неоднократно.
А то, что Поликарпов плохо ориентировался в тогдашней мировой ситуации с авиацией, на мой взгляд, очевидно. И это, в общем, понятно: закрытость страны, ее чрезвычайная идеалогизированность, попытки выдавать поражения за победы, а неудачи за достижения свою роль тоже сыграли, думаю. Например, вместо того, чтобы бить тревогу по поводу того, как проявили себя И-16 в чужих войнах, что средние летчики на них воевать не могут, посадили на эти самолеты асов и затрубили о победах "чудо-ястребков", не проанализировав толком ситуацию.
Конечно, и тюремный срок не добавил Николаю Николаевичу ни сил, ни энергии, ни интереса к жизни.
А вот у Яковлева этого было в избытке, включая значительно лучшую информированность о мировых авиационных тенденциях. Подозреваю, не в последнюю очередь потому, что он просто был моложе и любопытнее. И в том же 40-м году, когда Поликарпов рассуждая о маневренности П-36 и Харрикейна, строил биплан И-195, у него полетел Як-1.

Кстати, очень интересно, откуда взят скан текста в сообщении #135. Я бы с удовольствием приобрел источник.
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Да. И такие верткие тихоходы как И-17, И-200, ИТП, ТИС, И-180, И-185 недвусмысленно свидетельствуют в поддержку Вашей точки зрения.
:p
В поддержку моей точки зрения, прежде всего, свидетельствуют все серийные истребители Поликарпова.
 

Pimenov

Volksflugzeug Macht Frei!
Откуда
Москва
Как интересно!

Тут многие ругают Поликарпова? Но ведь это он создал прототипы всех новых истребителей: и Ла-5, и МиГ-3 и по ним работал, и провел самые тяжелые и трагичные испытания-погиб Чкалов. Просто в декабре 40-года группа товарищей от Сухого написала письмо, что Поликарпов "зажимает" работу по Су-2 (Иванов). Поликарпова сняли, и назначили Микояна и Гуревича вести проект И-200 - МиГа, хотя Микоян был заместителем Поликарпова. Это я знаю не понаслышке, мой дед тогда испытывал МиГ на Ходынке. Поликарпов довел также и свой И-185 (очень похож на Ла-5) в 42 году до такого великолепного состояния, что была даже сформирована секретная эскадрилья из них, которая перемещалась по фронту, создавая видимость массовости, и летчики сбивали на 1 вылет столько немцев, кто никто и никогда из наших не сбивал! Но в серию самолет не пошел.
А Яковлев был "любимчик" - он сделал Як, на котором летчики отказывались летать (хотя трибунал за это как минимум грозил) - прочтите книгу Архипенко - "видишь горящие в небе Яки каждый раз, заходя на посадку"-тысячи летчиков сгорели живьем в нем. Ведь Яковлев не прошел всю школу самолетостроения, как Поликарпов, который был нач. производства у Сикорского. Яковлев начинал конструирование с легких авиеток и его Яки поначалу вообще не могли выполнить боевого задания- был перегрев мотора и деформация крыльев. И лично Яковлев был спесив и ни разу не ездил на фронт, и отказался встретиться в 1943 году с Покрышкиным сказав : "меня не интересует мнение летчика-не испытателя". А когда Лавочкин наконец-то в 43 году довел Ла-5 до приличного состояния и наши асы написали Сталину письмо с просьбой пересадить их на Ла с Яков, Яковлев бросил знаменитое: "это не сталинские соколы, это говно".
А бипланы очень хорошо показали себя в начале войны в качестве штурмовиков, немцы даже использовали аналогичные Хеншели-123 тоже. А потом даже и старые бипланы Арадо-66, Хенкель-46. Покрышкин часто летал на ЛаГГе прикрывать штурмовку "Чаек" и считал, что на эскадрилью штурмовиков для прикрытия вполне хватало 2 скоростных истребителя - почитайте книгу "Познай себя в бою".
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
А то, что Поликарпов плохо ориентировался в тогдашней мировой ситуации с авиацией, на мой взгляд, очевидно. И это, в общем, понятно: закрытость страны,
А вот у Яковлева этого было в избытке, включая значительно лучшую информированность о мировых авиационных тенденциях.

Кстати, очень интересно, откуда взят скан текста в сообщении #135. Я бы с удовольствием приобрел источник. 
Текст- из книги В.П.Иванова "Самолёты Н.Н.Поликарпова".
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1913453/

По поводу "не ориентировался"- Николай Николаич вполне себе выезжал и на авиавыставки, и на предприятия, скажем в Англию(а в 1940 и в Германии побывал):
 

Вложения

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
до такого великолепного состояния, что была даже сформирована секретная эскадрилья из них, которая перемещалась по фронту, создавая видимость массовости, и летчики сбивали на 1 вылет столько немцев, кто никто и никогда из наших не сбивал! Но в серию самолет не пошел.
О сбивании самолётов на И-185 есть ровно одно упоминание- http://www.airpages.ru/dc/i185front.shtml
"...Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 г., последний - 12 января 1943 г. Летали в двух парах, причем ведущим обычно являлся офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым - сержант (Боровых, Томильченко). Истребители часто выпускали в полет, когда над нашей территорией шел воздушный бой. На полной скорости проносились И-185 сквозь строй фашистских самолетов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полета выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 «Киттихаук». Один полет был осуществлен на «свободную охоту» над нашей территорией. По воспоминаниям Н.П.Игнатьева А.Е.Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолет. "
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Текст- из книги В.П.Иванова "Самолёты Н.Н.Поликарпова".
Уп-с, она у меня есть, спасибо. Упустил этот фрагмент, а Вы им, конечно, мне ежа под череп запустили...

По поводу "не ориентировался"- Николай Николаич вполне себе выезжал и на авиавыставки, и на предприятия, скажем в Англию(а в 1940 и в Германии побывал):
Я знаю, что выезжал, тем хуже, поскольку истолковать ничем иным, нежели потерей ориентации, текст из сообщения #135 я не могу. Может мало выезжал, может забывал быстро, не знаю... Да и по другой информации такое же впечатление складывается.
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
Я знаю, что выезжал, но истолковать иначе текст из сообщения #135 я не могу. Да и по другой информации такое же впечатление складывается. 
Упускаете очень важным момент- Поликарпов был не в том положении, когда можно "гнуть свою линию", Вы сами же писали: "Конечно, и тюремный срок не добавил Николаю Николаевичу ни сил, ни энергии, ни интереса к жизни."
Более того, "расстрельный" приговор до 1956г. никто не отменял.
И-153 это далеко не "с листа" самолёт, это развитие И-15. Если конструктор видит резервы для развития конструкции, то, разумеется, предлагает это сделать.
Считаю, что Поликарпов был весьма осведомлённым в вопросах развития авиации, вышеприведённые И-17 и т.п. машины говорят об этом, а ему в вину "благодарные потомки" вменяют естественное доведение до совершенства ОДНОЙ из спроектированной им машин.
Считаю это неправильным.
Т.к. "маневренный истребитель" это один из "классов"(маневренный, скоростной, высотный, фронтовой и т.п.), то Поликарпов совершенно справедливо писал о отсутствии у Германии таких машин и наличии таковых у Франции и Англии(Франция в те годы очень развитая и в промышленном , и в военном смысле страна. Кто ж знал, что Французы, несмотря на все козыри, так быстро сдадутся?). Было бы интересно почитать что он же писал о скоростных истребителях.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Тут многие ругают Поликарпова? Но ведь это он создал прототипы всех новых истребителей: и Ла-5, и МиГ-3
Да уж, Ла-5 особенно! ;D
А насчёт МиГ-3,интересный вопрос-вооружение из 2 ШКАС и 1 БС предусмотрел ещё Поликарпов? Похоже на это,ибо сначала на И-185 стояли 2 БС+2 ШКАС. Т.е. явно видно непонимание современных тенденций вооружения истребителей.
Ведь Яковлев не прошел всю школу самолетостроения, как Поликарпов, который был нач. производства у Сикорского. Яковлев начинал конструирование с легких авиеток 
Сикорский тож не отличался конструкторской прозоливостью (в самолётостроении),компенсируя это работоспособностью.
В.Мессершмитт (как и АСЯ) начинал с авиеток,и Ме-109 был первым его истребителем. Вторым стал менее удачный Ме-110,3-й вообще провальный Ме-210.Так что накопление опыта не всегда работает...Впору говорить об некоем озарении
Поликарпов довел также и свой И-185 (очень похож на Ла-5) в 42 году до такого великолепного состояния
И-185-М82 по ЛТХ примерно соответствовал Ла-5Ф,при более сильном вооружении. И выдай его Поликарпов годом ранее,цены б ему не было.Но не надо было распыляться на ТИС,ИТП,И-195 итд...Яковлев,Микоян и все другие констркторы работали более целенаправленно.
он сделал Як, на котором летчики отказывались летать 
Я же читал немало мемуаров (Луганский,Каберов),в которых лётчики восхищаются ЯКом.Да и ныне,реплики Яков получили высокую оценку пилотажных качеств современных пилотов.Темы качества качества изготовления самолётов в период войны я пока не касаюсь.
По поводу "не ориентировался"- Николай Николаич вполне себе выезжал и на авиавыставки, и на предприятия, скажем в Англию(а в 1940 и в Германии побывал):
Т.е видел и "Спитфайр"и Ме-109Е,и знал про новые американские истребители,но продолжал рисовать фюзеляжи из берёзового шпона,фонари с плохим обзором,и вооружение из 3-4-х пулемётов... ;)
По-моему авторитет Н.Н.Поликарпова у высшего руководства был велик,практически все его предложения по разработке новых самолётов поддерживались и средства выделялись,и имей он ПРАВИЛЬНОЕ представление об истребителях,многое было бы по-другому.
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
Т.е видел и "Спитфайр"и Ме-109Е,и знал про новые американские истребители,но продолжал рисовать фюзеляжи из берёзового шпона,фонари с плохим обзором,и вооружение из 3-4-х пулемётов...
И "мессеры" и "спиты" не сразу выкатывались из ворот завода в виде вундерваффе...



По-моему авторитет Н.Н.Поликарпова у высшего руководства был велик,практически все его предложения по разработке новых самолётов поддерживались и средства выделялись,и имей он ПРАВИЛЬНОЕ представление об истребителях,многое было бы по-другому.
Ну зачем Вы лукавите? Какой такой авторитет? Какая поддержка? Постоянное перебрасывание с одного завода на другой, выделение несуществующего 51 завода в качестве базы, постоянные перетасовки коллектива...
По поводу авиатехники он имел правильное представление, а то, что не всё удалось... Ну чтож, вот Вы и покажите класс- научите этих бездарей из ОАК что такое истребитель 5 и, не побоюсь этого слова, 6 поколения! ;)
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Упускаете очень важным момент- Поликарпов был не в том положении, когда можно "гнуть свою линию", Вы сами же писали: "Конечно, и тюремный срок не добавил Николаю Николаевичу ни сил, ни энергии, ни интереса к жизни."
Более того, "расстрельный" приговор до 1956г. никто не отменял.
Но это однако не мешало ему "гнуть" эту самую линию (в виде инициативных разработок, постройки опытных образцов и продвижения в серию) в отношении И-153/195/180/185. И в случае И-153 догнуть ее до крупной серии в самое неподходящее время, в 1939 году...

И-153 это далеко не "с листа" самолёт, это развитие И-15. Если конструктор видит резервы для развития конструкции, то, разумеется, предлагает это сделать.
Если не понимает, что эта конструкция уже совершенно не актуальна. О чем, собственно, я и говорю.

Т.к. "маневренный истребитель" это один из "классов"(маневренный, скоростной, высотный, фронтовой и т.п.), то Поликарпов совершенно справедливо писал о отсутствии у Германии таких машин и наличии таковых у Франции и Англии [...]
Не зная, что в этих странах в 40-е годы уже давно не выделяли тип "маневренный".
Англичане вынужденно попробовали вернуться к воплощению теории "двух истребителей" во время
Битвы за Британию, но делили их на "скоростные" (Спитфайры) и "тяжеловооруженные" (12-пулеметные и пушечные Харрикейны).
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
И "мессеры" и "спиты" не сразу выкатывались из ворот завода в виде вундерваффе... 
Но опытный взгляд должен был заметить явные признаки такового...
Ну чтож, вот Вы и покажите класс- научите этих бездарей из ОАК что такое истребитель 5 и, не побоюсь этого слова, 6 поколения! 
Недавно мне предлагали поучаствовать в этом процессе за 10 тыс.р/мес.  :D ;DНеинтересны мне такие истребители,потому что непонятны. А самолёты 1-й и 2-й МВ понятны,и потому интересны. ;)
Ну зачем Вы лукавите? Какой такой авторитет? Какая поддержка? Постоянное перебрасывание с одного завода на другой, выделение несуществующего 51 завода в качестве базы, постоянные перетасовки коллектива...
Я просто смотрю,какое количество новых самолётов разных типов выдало КБ Поликарпова перед и во время войны.Значительно больше,чем у любого другого КБ. Это говорит о работоспособности, профессионализме самого ГК и его коллектива,но и о серьёзном содействии руководства.
Все эти самолёты нормально летали,но ни один из них не был "прорывом"(как И-16).
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
Неинтересны мне такие истребители,потому что непонятны. А самолёты 1-й и 2-й МВ понятны,и потому интересны. 
Ну вот, видите- непонятны.
Это сейчас Вам непонятны, а через 50 лет другому форумному специалисту 5 поколение будет "как два пальца об асфальт", и будет он на все лады поражаться тупости нынешних авиаконструкторов.
В те годы истребители были таким же передним краем техники, как и сейчас пресловутое 5 поколение, и кто мог подсказать- как надо? Тем более, что в промышленно развитых странах от бипланов- истребителей не отказывались, в 1939г. например в Италии ставили в производство биплан-истребитель.
 

CINN

Я люблю вертолёты!
Откуда
Уфа, Россия.
Я просто смотрю,какое количество новых самолётов разных типов выдало КБ Поликарпова перед и во время войны.Значительно больше,чем у любого другого КБ. Это говорит о работоспособности, профессионализме самого ГК и его коллектива,но и о серьёзном содействии руководства.
Опытных машин действительно хватало, однако в серии были единицы. Ещё больше было проектов в разной степени готовности.
Руководство же- это не однородная масса, и отношение было самым разным, история КБ в те годы- тому подтверждение.
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Что мне нравится в форумах, так это лихость суждений...  ;D
А по-моему, фраза "...таким образом, Поликарпов еще в конце 1937 г. достаточно четко понимал перспективу развития маневренных истребителей-бипланов и иллюзий на этот счет у него не было" из приведенного Вами фрагмента полностью опровергается работой Поликарпова в 1939 году над И-153, а в 1940-м над И-195. Последующее оправдание появления "Чайки" тем, что "...он всегда полагал, что пока самолет строится серийно, долг конструктора состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать машину" очень слабое и противоречивое, особенно, учитывая работу Поликарпова над И-195.

...а через  50 лет другому форумному специалисту 5 поколение будет "как два пальца об асфальт", и будет он на все лады поражаться тупости нынешних авиаконструкторов.
И, возможно, этот "форумный специалист" будет прав. Кроме того, речь не тупости всех тогдашних конструкторов, а о недостаточной концентрации одного из них, Поликарпова, на актуальных направлениях.

В те годы истребители были таким же передним краем техники, как и сейчас пресловутое 5 поколение, и кто мог подсказать- как надо?
Думаю, что, прежде всего, здравый смысл и опыт использования отечественной и зарубежной техники. Яковлев-то, к примеру, находил подсказки.

Тем более, что в промышленно развитых странах от бипланов- истребителей не отказывались, в 1939г. например в Италии ставили в производство биплан-истребитель. 
Fiat CR-42 - исключение, не правило. Не говорящее ничего хорошего об итальянском авиапроме 40-х.
 
Вверх