Как изготовить матрицу крыла и ХО

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
          Добрый день.
               Стоит вопрос выбора технологии изготовления матрицы для крыльев и хвостового оперения.
               1. Первая версия более прогнозируемая. Из Автокада - Арткам - управляющая программа. Из плотного пенопласта фрезеруются фрагменты для последующей сборки на базовой плоскости. Каждый фрагмент изготавливается по следующему циклу : черновая фрезеровка - шпаклевка - чистовая фрезеровка - тонкая шпаклевка - чистовая фрезеровка - шлифовка. Не снимая заготовки со стола. На стол лягут две детали 1000 х 1000. На два фрагмента уйдут пусть двое суток. 90 % времени на сушку. Сужение крыла впоследствии позволит класть четыре фрагмента. Человеческий фактор только на этапе финишной шлифовки и сборке фрагментов в собственно матрицу.
            Минус - пенопластовой пыли будет море.На крыло размахом 12,2 м. нужно 26 фрагментов. Это порядка двух недель. К моменту готовности последних фрагментов матрицы уже можно собрать. Плюс - максимальная точность и минимум человеческого фактора. Большая часть времени - станочное.
            2. Вырезать лазером шаблоны сечений - струной по шаблонам вырезать фрагменты - собрать. Дальше бесконечный субъективный процесс шпаклевки и шкурения.
            Точность под большим сомнением. При резке струной мусора не много. Процесс шпаклевки и шкурения по времени,  100%  растянется прилично. Свинарник при этом приличный. Гарантировать параллельную сборку тяжело.
             Есть у кого какие идеи или уже набитые шишки????
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Кто ж позволит шкурить болван на фрезерном станке!? :eek:
1. Фрезеруете болван (пенопласт, дерево, МДФ), затем пропитываете смолой, шкурите, шпаклюете и опять шкурите (с проверкой контура по шаблонам).
2. Фрезеруете болван из специального модельного пластика (весьма дорогого), шкурите, шпаклюeте и шкурите.
Впрочем, изготовление матричной оснастки достаточно подробно освещено в теме Intruder.
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Мне как-то делали сторонние производители по схеме: фрезерование МДФ - пропитка и покрытие поверхности тонким слоем смолы - финишное фрезерование. В тех случаях, когда им удавалось не стесать наружный слой, а сохранить хоть несколько десяток толщину сплошной смолы на поверхности, выходили весьма долговечные МАТРИЦЫ. Я прямо с них формовал приличные серии изделий, многие десятки. Пришедшие с фрезера матрицы иногда просто дошкуривались очень мелкими номерами, потом воск и на выклейку. Это для изделий без покрасок и покрытий. А иногда подшкуривалсь, заливались автомобильным лаком и полировались до блеска. Это под изделия, покрашенные автоэмалью в матрице.
 

Михаил-Нск

Мне сверху виднее!
Откуда
Новосибирск
 Есть у кого какие идеи или уже набитые шишки????
Первой вашей шишкой будет стапель (или стол) для точной сборки фрагментного болвана или матрицы длиной 13 м (или меньше?).
Следующая шишка - оснастка для использования матрицы 13 м (или меньше?).
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
         Добрый день.
    
....В тех случаях, когда им удавалось не стесать наружный слой....
          Рискну предположить: либо делали с перестановкой детали , что-бы сэкономить время на грунтовке и шпаклевке, либо (в случае с мдф) в цеху было влажно и прохладно.
          В случае перестановки даже в кондукторах ( которые естественно не трогают ) пролететь в миллиметр легко.
          Можете не поверить но мдф прилично ведет. Убедился при работе с мдф толщиной 40 мм. Казалось-бы такая толщина и заготовки откалиброваны до 0,1 мм и лежит в отапливаемом помещении а туда-же.
          Вопрос ручной шпаклевки и шлифовки отметается сразу. А уж о контроле на глаз по шаблону и подавно. Это безобразие имеет свойство растягиваться до бесконечности. Доводка тонким абразивом один раз.
           Вопрос к медработнику. Как я понял вы работаете в Арткаме. Конвертацию в .stl из Када, хоть и не с первого раза, сделать удалось. Но сложилось ощущение, что при импорте размеры незначительно изменяются. Арткам 2010. Арткам нужен только для управляющей программы. Может надежнее импортировать полилинии а модель сделать средствами кама?
           Есть ли оценочные цифры по стоимости м2 ( м3) матрицы для крыла? У меня что-то слишком маленькие выходят......терзают смутные сомнения...
          
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
          Огромное спасибо.
Эти ссылки я уже выбрал и внимательно перечитал. Нигде нет оценочной стоимости за единицу ( м2, м3, шт. ).
          Вывод напрашивается один - нормальное изделие можно изготовить только на хорошей матрице с минимальным участием человеческих рук.
         Владимир ( его еще почему-то называют хвостом ) наглядно при помощи "волшебной палочки" показал результат рукопашки. Пусть и наскоряк в качестве эксперимента. Но что будет  при сборке марки длиной 4,5 м. он и сам непрозрачно намекнул.
        Я для себя изначально сформулировал задачу - горячий процесс. Поэтому идеи с пенопластами и пластиками отпадают сразу.
        С материалом матрицы для себя я в принципе определился.
        Сейчас возня с управляющими программами. Мягко говоря, чудес хватает. В частности ход по z - 200 мм.
 

Евгений Кондратов

Я люблю строить самолеты!
Там, где имеются чудеса, ценник на работу фрезера от 1500 рублей/час.
Где чудес нет, и придется доводить руками - 800, и это очень по божески.
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
          Огромное спасибо Евгений за информацию о расценках на фрезеровку.
          Нужна остроумная идея создания базовой поверхности длиной прядка 5,0 м.
           Из абсолютных поверхностей только стол чпу. Во избежании глупых вопросов. При необходимости столь точных работ стол фрезеруется самим чпу целиком за один проход.
           Для удобства длина сборной марки матрицы принята 1500 мм. Каждая деталь калибрована  с точностью до 0,1 мм. Но марки нужно собрать...Стол пресса имеет точность до 1,0 мм. (для процессов шпонирования и это лишнее). Это слишком много. Принцип делаем как лучше, хуже сама получится никто не отменял....
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
        Еще вопрос.
        В случае Т- образного хвостового оперения. Узел крепления стабилизатора и киля. Судя по видео крепление осуществляется буквально двумя винтами. Но при таких плечах что- то должно обеспечивать жесткость узла. Это что-то, наверняка закладывается в изначально.
         Нужно- ли предусматривать это в матрице?
         Есть- ли смысл заложить "карманы" или лючки в местах куда потом желательно было- бы забраться. И нужно- ли это на уровне шаблона?
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Нужно- ли предусматривать это в матрице?
Желательно. Иначе взаимозаменяемость стабилизаторов станет проблемой. Хотя есть и другие способы, например перестыковочную площадку с узлами выполнять как цельное изделие из металла и ответную на стабилизаторе. Тогда можно их производить с высокой точностью на металлообрабатывающем производстве, а на киль/стабильник устанавливать позже, на этапе окончательной сборки. Точность обеспечивать установочным кондуктором.
 

Евгений Кондратов

Я люблю строить самолеты!
Хорошая идея максимум разметки в том числе и для позиционирования всевозможных закладных, нанести на поверхность формы.

Это можно сделать как на этапе изготовления мастер модели (проектирования фрезерованных форм), так и после изготовления формы, наклеивая прямо на рабочую область всевозможные метки.

Стол.
Стол - всему голова :)
Прежде всего небольшая наводка на обладателей фрезеров с большим рабочим полем.
1. Карьеры добывающие и обрабатывающие камень.
Если сильно повезет - можно там и столешницу заказать.
2. Похоронные конторы. У этих ребят периодически встречаются  станки с большим полем для обрабортки искусственного камня.

Но, эти советы для тех, кому "деньги ляшку жгут".
Если есть финансы, - самый верный вариант построить себе фрезер с полем такого размера, какой нужен.
Но, это не данный случай.

Как поступаю в таких случаях я сам.
1. Заказываю в фирмах, занимающихся работой с металлом, каркас стола нужного размера. Под мои требования по точности, возможности нивелировки, жесткости и т.п.
2. Получив искомое выставляю по водяному уровню.
3. Застилаю фанерой 20-кой. Прошлифовываю поврехность столешницы.
4. Повторно нивелирую.
5. Застилаю плёнкой ПЭТ 0,5 мм.
Всё, можно работать.

Ловить десятку на таких стапелях - идея диссертабельная.
Ее не осилить без полллитры и полного термостатирования помещения.
:))
Всё.
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Хорошая идея максимум разметки в том числе и для позиционирования всевозможных закладных, нанести на поверхность формы.
Поддерживаю, но - только для всяких лючков, обрезки закраин и т.п. Реальная повторяемость, когда пилишь (сверлишь) по разметке, это плюс-минус пол-миллиметра. Для стыковочных элементов не годится категорически. Нормальная сборочная повторяемость - только металлические вклеенные в матрице втулки и заформовывать стыковочные элементы, закрепляя их на матрице штифтами.
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
         Добрый день.
      Евгений, а как вы прошлифовываете поверхность столешницы размером порядка 5000 х 900 ?
      Ведь шлифовка должна улучшить ситуацию.
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
    Всех с летом.
          
Только стыки.
Обычная шлифмашинка, 100-е зерно.
            Ничего личного, хотя вопрос был с подвохом.
            Затея со стальной конструкцией изначально плоха. От пропеллера уйти сложно. Рискну предположить, что при работе  с прокатом  в условиях поставки ( впрочем рихтуй не рихтуй, а от поводок после сварки не уйдешь ) затея грустная.
             Обычно подобные вещи шлифуются где-то так.
             Не туда я по ходу нажал.....И сохранился напрасно...Сброшу завтра.
            
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
Кто ж позволит шкурить болван на фрезерном станке!?
         Блин рискнул, забыв спросить.Раскрой двух лестниц занимает пару часов, но свинарник.....
 

Вложения

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
          Вопрос по сути.
         Каким образом можно уйти от ручки управления ( штурвала ) к джойстику?
          Расположен справа. Иначе сильно мешает  в двухместной версии.
         Кинематические передачи на основе тросов не снимают нагрузку до такой степени.
         Зубчатые рейки сами добавят....
         Гидравлика и все что связано с цилиндрами и противовесами весят немерено.
         Не верится, что невозможно управлять легким аппаратом одной рукой.
 
Вверх