Как лететь с Северного Полюса без GPS

ребята, я бы с удовольствием выложил бы ссылочку на книгу, но она у меня в бумажном варианте - В. Аккуратов, "ПРАВО НА РИСК" (записки штурмана), Москва, "Молодая Гвардия", 1975г.
 
Какая видимость может быть для полета, если солнца не видно. Представьте себя в облаке еще на земле и сразу после взлета. Погода не летная однозначно. Все остальные вводные - отвлекающие от главного
На севере есть такое понятие как молоко, это когда что вверху, что внизу , что впереди одно итоже. При вылете с аэродрома метео дает видимость например 3 или 5 км, они определяют её по специальным ориентирам раставленным через определенное расстояние, а отлетел чуть подальше и все, начинется визуальный полет по приборам 😉.Когда там летал, ЖПС не было, навигация только часы и компас с ГПК а пилотирование только по приборам.
 
Ну вы, блин, даёте!
Про радионавигацию сказали, но возможен вариант когда есть радионепрохождение, например в момент северного сияния или после, в высоких широтох сие не редкость. Но даже в этом случае можно попытаться выкрутиться пеленгом на... УКВ. Многократно фиксируемые случаи, я, напримерв бытность службы в тех краях на УКВ слышал переговоры то "Скорой помощи" питерской, то радиообмен коллег с китайской границы. В последнем случае даже поговорили. Объясняется этот феномен отраженем радиоволн от... Луны! Впервые подобный случай зафиксирован Э.Кренкелем толи во время дрейфа папанинцев, толи в истории с "Челюскиным"(точно не помню). Кренкел по УКВ связался с американской станцией в Антарктиде.
Второе. Чисто логически рассуждая, при удалении от северного магнитного полюса компас начнёт работать! Т.е. достаточно "несколько" сместиться в сторону и у вас будет курс.
Ну и третье. При наборе высоты вы в какой-то момент пробъёте облачность, а там... Правильно - Солнце! ;D
Если верхняя граница облачности превышает потолок ероплана - сидим, курим, ждём, ну или идём искать карликовую берёзу и смотрим, с какой стороны ствола мха больше. 😉
ИМХУ.
 
Читайте Аккуратова ВИ. У него всё чётко расписано про навигацию в приполярных широтах. Там даже карты в другой проекции использовались. Прямоугольной, гауссовой...
 
На Ми-8 в полярных широтах практиковали использывание астракомпаса ,Курсовая система ставилась в режим ГПК т.е гирополукомпас.Можно задатчиком курса установить за север курс взлета а дальше подготовка карты.
 
   Если бы я оказался строго на магнитном полюсе, то начал бы движение в любом направлении. Двигался бы до тех пор, пока компас не стал бы показывать устойчиво на точку моего отправления, т.е. на северный магнитный полюс. Куда лететь дальше? Эту задачу мы уже умеем решать.
 
   Если бы я оказался строго на магнитном полюсе, то начал бы движение в любом направлении. Двигался бы до тех пор, пока компас не стал бы показывать устойчиво на точку моего отправления, т.е. на северный магнитный полюс. Куда лететь дальше? Эту задачу мы уже умеем решать.

Сюда же можно добавить и то обстоятельство, что магнитные компасы в высоких широтах не работают из-за малой силы горизонтальной составляющей земного магнетизма (то есть той силы, которая устанавливает стрелки магнитных компасов параллельно магнитному меридиану)
http://www.polarpost.ru/Library/Akkuratov-texts/text-nochnoy_polet.html
 
   Если бы я оказался строго на магнитном полюсе, то начал бы движение в любом направлении. Двигался бы до тех пор, пока компас не стал бы показывать устойчиво на точку моего отправления, т.е. на северный магнитный полюс. Куда лететь дальше? Эту задачу мы уже умеем решать.
😱 Так в какую сторону от полюса ни лети, компас покажет что, север сзади, а юг спереди. А дальше что?
 
Встречал в литературе кто-то из полярников говорил: "Терпение
— высшая благодетель полярного летчика". Это я к тому, что следует дождаться благоприятных условий.
 
Так в какую сторону от полюса ни лети, компас покажет что, север сзади, а юг спереди.
Согласно этой логике магнитный компас бесполезен в любой точке земного шара, т.к. он именно так и работает! ;D
Самый же нормальный способ, в данном гипотетическом случае - ориентирование по Солнцу/Луне, ИМХУ.  Какая нам тапочка, что дымка/облачность? Мы же в самолёте, а не на лыжах! Поднимаемся выше верхней границы облаков и вуаля! :~)
Даже если солнца не видно, а глаз - алмаз, можно примерно сориентироваться: летом в Заполярье северная сторона неба наиболее светлая, южная - наиболее тёмная. Ну и в приёмнике с ДВ/СВ батарейки менять не забывайте, тоже поможет сориентироваться, плюс-минус трамвайная остановка.
 
   Вот именно. Дело не в компасе, а в возможности ориентироваться в окружающем пространстве. Об этом же и пишут полярные лётчики. Поэтому моя идея лететь куда попало, пожалуй, никуда не годится.
 
Из записок полярников известно, что компас не действует уже на расстоянии 200...250 км от полюса. Предложение "по звездам", как было предложено выше, отпадает, поскольку день, раз "солнце в дымке". Дальняя радиосвязь на УКВ - штука обманчивая, иной раз антенну приходится направлять в противоположную от корреспондента сторону. Верхнюю границу облачности мы не знаем, может наш ЛА не сможет пробиться, обледенение или прочие напасти, взлететь легко, куда потом садиться, в случае чего? В воду? На торосы?
Я в предложенной ситуации однозначно:
Летной погоды подожду.
 
Я в предложенной ситуации однозначно:
Летной погоды подожду. 


Но раз вы уже там 😀, на полюсе, то придется все же ждать "окна" прохождения радиоволн для радионавигации, а еще лучше связаться с любым судном поблизости и запросить на нужной вам частоте выдать сигнал для пеленга. Зная положение судна, нетрудно определиться куда лететь 🙂
 
Но раз вы уже там 😀, на полюсе, то придется все же ждать "окна" прохождения радиоволн для радионавигации, а еще лучше связаться с любым судном поблизости и запросить на нужной вам частоте выдать сигнал для пеленга. Зная положение судна, нетрудно определиться куда лететь 🙂
Вы хотели сказать, что запросили бы с судна ваш пеленг? Или, что у Вас на аппарате есть много разной полезной аппаратуры? Исходя из задания, там, вроде, оснащение ЛА по минимуму.
Желающим взлететь без возможности при неблагоприятных обстоятельствах даже вернуться в исходную точку остается пожелать фантастического везения.
 
    Вложу и я свои 5 копеек.

    Основная проблема, я так понял, определение положения солнца в дымке?
Решается элементарно.
    Даже в дымке и при облачности через [highlight]поляризационное стекло[/highlight] в небе четко видна "бабочка" дающая достаточный ориентир.
   Далее смотрим на бортовые (наручные) часы и, наверное, сможем определить долготу (меридиан) курса возврата?

    Откуда у Вас в самолете поляризационное стекло? А я спрошу, почему это у вас нет очков с поляризац стеклами.
    При полетах над льдом и снегом это весьма важная принадлежность. Меньше бликов - лучше видимость над зеркальным снегом.

              Не полярник, и даже, увы, не летчик  🙁      
 
Назад
Вверх